Файл: Курсовая работа Направление 44. 03. 05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Омский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)
Факультет начального дошкольного и специального образования
Кафедра педагогики и психологии детства
Преемственность начального и дошкольного образования
Курсовая работа
Направление 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
Направленность (профиль) Дошкольное образование
Дисциплина Методика воспитания и обучения дошкольников
Выполнил: студент 230 группы Беккер Дарья ______________(подпись) |
Научный руководитель: Намсинк Екатерина Викторовна, к. пед. н., доцент Оценка ______________ «__» ___________ 2022 г. ___________________ (подпись) |
Омск, 2022
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования
1.1.Понятие «преемственность» в образовании 7
1.2. Психолого-педагогические исследования по проблеме преемственности в дошкольном и начальном общем образовании 13
1.3. Направления осуществления преемственности в дошкольном и начальном общем образовании 21
Заключение 23
Список литературы 25
Введение
Проблема преемственности в дошкольном и начальном общем образовании в целом является актуальной на сегодняшний день, так как она обеспечивает успешную социализацию личности ребенка и поэтому данная курсовая работа посвящена заявленной теме.
Актуальность исследования обусловлена тем, что социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предполагают появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления личности.
Дошкольное и начальное общее образование - единый развивающийся мир. В связи с этим приобретает особую значимость проблема реализации принципа преемственности в непрерывном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. В последние годы в развитии дошкольных учреждений и начальной школы в связи с актуализацией в нашей стране инновационной концепции образования появляются новые тенденции не только структурного, но и содержательного характера. В практику входят новые программы и технологии по дошкольному воспитанию и обучению детей.
Инновационное развитие образования предполагает на каждой из возрастных ступеней иметь свое содержание и адекватные ему методы обучения, формы организации учебной деятельности детей, в которой возможно реальное осуществление преемственности задач, содержания и методики педагогической деятельности с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста. В связи с этим актуализируется проблема поиска педагогически целесообразных условий и технологий, обеспечивающих поступательное развитие ребенка, его готовности к переходу в школу - принятию на себя роли активного субъекта собственной учебной деятельности. Образовательный процесс, каким бы важным он нам не представлялся, для ребенка является только одной из составляющих его жизнедеятельности. Ее успех определяется не столько информированностью ребенка, сколько тем, удалось ли сформировать на поведенческом уровне готовность к получению знаний, которая в свою очередь выступает как психологическая мотивация и способность получить знания.
Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является большой комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной педагогике и психологии. Ей посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.). Многоаспектность и многофункциональность проблемы преемственности подтверждается рядом исследований, где она рассматривается как дидактический принцип (Б.П. Есипов, Т.А. Плотникова, М.Х. Хайбулаев), как составная часть принципа систематичности и связи его с практикой (М.А. Данилов, М. Н. Скаткин), как условие научности (Г. И. Щукина) и как компонент принципа доступности обучения (И. Т. Огородников). Идеи непрерывного образования и воспитания личности, гуманизации учебно-воспитательного процесса остро обозначили проблему формирования предпосылок учебной деятельности, выявления резервов подготовки дошкольников к школе. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения» в детском саду и семье. Высокий уровень готовности к школе позволяет прогнозировать, как высокую степень успешности школьного обучения, так и результативность в плане общей социализации личности.
В целях повышения качества образования, определяющего взаимное соответствие социального заказа, ожиданий общества и потребностей личности, решаются задачи социализации детей дошкольного (Л.В. Коломийченко, М.А. Радзивилова, В.И. Сметанина, Т.В. Шинина) и младшего школьного (Н.Ф. Голованова, Т.М. Ермакова, М.В. Телегин, М.И. Шилова) возраста. Для эффективного управления процессом социализации важно установить закономерности возрастного развития, определить управляемые параметры социализации в соответствии с культурными задачами становления личности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Предпринимаемые попытки оформлены как авторские программы дошкольного и концепции начального образования (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Н.Ф. Виноградова, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), оптимизирующие процесс социализации детей, что, однако, не стало доминирующим в массовой практике образования. На фоне Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обостряются противоречия в области преемственности дошкольного и начального образования, в том числе, по причине отсутствия целостной концепции социализации ребенка, стратегии управления ею на основе единства поставленных целей, реализуемых технологий и достигаемых результатов в образовании детей.
Таким образом, рассмотрение преемственности дошкольного и начального общего образования, как значимого фактора социализации личности ребенка, позволяет разрешить существующие противоречия:
- между потребностью общества в качественной подготовке детей к систематическому обучению и успешной жизнедеятельности в социуме и недостаточным использованием результатов преемственности между детским дошкольным образовательным учреждением и начальной школой; отсутствием разработанных методик заявленного процесса;
- между социально обусловленной необходимостью качественного формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников, вхождения их в новые условия школьного обучения и недостаточной разработанностью условий, технологий, подходов в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования.
Из указанных противоречий вытекает проблема нашей научной работы, - каковы роль и значение преемственности дошкольного и начального общего образования в социализации личности ребенка.
Цель научной работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить значимость реализации принципа преемственности дошкольного и начального общего образования в социализации личности ребенка.
Объект исследования: социализация личности ребенка.
Предмет исследования: преемственность дошкольного и начального общего образования. Гипотеза исследования: соблюдение принципа преемственности повышает эффективность социализации старших дошкольников и младших школьников, если: - создана социализирующая воспитательно-образовательная среда, в рамках которой социализация личности будет рассматриваться как двусторонний процесс, при котором, с одной стороны, ребенок усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, а с другой, — в процессе социализации активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт; - педагогом глубоко осмысливаются, правильно интерпретируются результаты соблюдения принципа преемственности в образовательном процессе дошкольников и младших школьников; - в качестве основания принципа преемственности рассматриваются: самоценность каждого возраста и опора на возрастные особенности детей; связь и согласованность всех компонентов методической системы этапов учебно-воспитательной работы; последовательность и перспективность в отборе и расположении учебного материала, в способах его изучения и осмысления.
В соответствии с целью и гипотезой научной работы нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по проблеме исследования, на этой основе уточнить понятия «социализация», «преемственность», «старший дошкольный возраст», «младший школьный возраст».
2. Охарактеризовать различные подходы, раскрывающие внутреннее содержание каждого из компонентов процесса социализации.
3. Выявить на основе комплекса методов диагностики уровень социализированности личности ребенка.
4. Разработать авторскую программу, направленную на развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, на поиск инновационных эффективных методов и приемов, повышающих уровень социализированности личности ребенка и экспериментально проверить ее эффективность.
Методы исследования. Изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы; изучение и обобщение педагогического опыта, изучение и анализ педагогической документации, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Глава 1. Теоретические основы проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования
-
Понятие «преемственность» в образовании.
Преемственность в образовании – непрерывающаяся связь между различными этапами и стадиями в историческом развитии образовательной теории и практики, базирующаяся на сохранении и последовательном обогащении общих традиций и более частного позитивного опыта, на их постоянном качественном обновлении с учётом изменений, происходящих в жизни общества, и нового содержания образовательных потребностей.
Преемственность в образовании – это система связей, которая обеспечивает взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания для создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах становления и развития ребенка. Ключевыми принципами ее построения являются принципы непрерывности и преемственности образования.
Стандарты разрабатываются и утверждаются по уровням общего образования, поэтому вопрос о преемственности реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является очень важным.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что образовательные стандарты должны обеспечивать:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ;
- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Преемственность ФГОС предусматривает единство требований к структуре основных образовательных программ начального и основного общего образования и к достижению новых образовательных результатов.
Основные образовательные программы начального и основного общего
образования имеют одинаковую структуру и содержат:
- целевой раздел, включающий планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы и единую систему оценки их достижений;
- содержательный раздел, включающий программу формирования и развития универсальных учебных действий; программу воспитания, развития и социализации обучающихся, которая на уровне основного общего образования включает профессиональную ориентацию как ступеньку к основной образовательной программе среднего общего образования, а также программу коррекционной работы, направленную на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы, на компенсацию недостатков в развитии обучающихся и на их социальную адаптацию;
- организационный раздел, содержащий учебный план, план внеурочной деятельности и совершенно новый материал – систему условий реализации основной образовательной программы.
Одним из условий для реализации ФГОС в плане преемственности является наличие в образовательной организации высокопрофессиональных специалистов. В связи с этим встала необходимость в подготовке педагогических кадров, способных к реализации основной образовательной программы.
Еще одним основанием преемственности может стать ориентация на ключевой приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться. На современном этапе развития общества целью образования признается развитие личности обучающихся; формирование способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.