ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)

Кафедра социологии

Расчетно-графическая работа

Дисциплина: Лидерство и командное развитие

Ф.И.О студента: Суворов Артём Денисович

Направление: 09.03.02 Информационные системы и технологии

Направленность: Проектирование, разработка и сопровождение информационных систем

Номер группы: ИС201

Номер зачетной книжки: 220164

Проверил: Щемелева Инна Игоревна, старший преподаватель кафедры социологии

Новосибирск 2023 г.

СОДЕРЖАНИ

Проект 2

Кейс 7

Проект 2

Кейс 7

Библиографический список 9

Проект


Цели и задачи:

  1. Ознакомиться с понятием «стресс».

  2. Узнать о способах формирования личной стрессоустойчивости.

  3. Научиться справляться со стрессом в стрессовой ситуации.

  4. Познакомиться с методами борьбы со стрессом в повседневных профессиональных и жизненных ситуациях.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Аудитория с возможностью организации свободного пространства

  2. Чистые листы бумаги

  3. Ручки, карандаши или фломастеры

  4. Стулья

Управление стрессом. Формирование навыков личностной стрессоустойчивости

Управление стрессом является важной задачей в нашей современной жизни. Современный мир наполнен стрессовыми ситуациями, начиная с повседневных проблем на работе и заканчивая непредсказуемыми событиями, такими как пандемия и естественные катаклизмы. Поэтому формирование навыков личностной стрессоустойчивости и управление стрессом должно стать важной частью нашей жизни.

Первоначально необходимо определить, что такое стресс. Стресс – это переживание человеком внутреннего давления на фоне сильных эмоциональных волнений
, которые часто вызываются многими факторами, от внешнего окружения до личных проблем человека. Но важно понимать, что стресс может проявляться как физически, так и психологически.

Изучение природы стресса показало, что в своем развитии он проходит три фазы. Каждая из них несет определенную угрозу организму. Потому нужно понимать, как протекает каждая из фаз, чтобы определить пути борьбы с ними. Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

Тревожность. На этой стадии начинается усиленная выработка адреналина и норадреналина. Человек понимает, что должен как-либо реагировать на сложившиеся обстоятельства.

Сопротивление. Во второй фазе внутренние силы нервной системы мобилизуются. Это практически не затрагивает физическое здоровье, но человек постоянно на взводе, агрессивный и легковозбудимый.

Истощение. Самая опасная фаза наступает после длительного воздействия раздражителя. Организм тратит все ресурсы на борьбу с раздражителями. В результате таких действий развивается депрессия, нервные срывы и апатия.

Для каждой стадии описаны характерные изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. […] С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.»

‍ Дистресс - это форма стресса, которая порождает негативные эмоции и может иметь отрицательное влияние на наше здоровье. Примером могут быть крупные события, такие как увольнение или развод, а также мелкие повседневные проблемы, такие как социальные конфликты или ограниченность времени.

‍ Положительный тип стресса, называемый эустрессом, может побудить нас к действию и улучшению жизни. Этот тип стресса может проявляться на работе в виде важного проекта или соревнований и может быть полезным для мотивации и достижения успеха. Эустресс подготавливает организм к выполнению задач, повышает память и концентрацию внимания.

Стрессоустойчивость  это способность человека справляться со стрессом. Чем больше стресса за период времени испытывает человек, тем большую стрессоустойчивость он имеет. Она зависит от многих факторов, таких как социальная поддержка, физическая форма, питание, умение управлять своими эмоциями, особенности личности и т.д. Также стрессоустойчивость можно приобретать через тренинг и практику.



‍ Стрессоустойчивость не только предполагает выживание в стрессовых ситуациях, но и нахождение в них возможностей для личного и профессионального роста. Улучшение стрессоустойчивости достигается через заботу о своем здоровье, физическую активность, увлечения для снятия напряжения и изучение методов расслабления. Помощь со стороны близких окружающих также является важным аспектом.

Чтобы стать стрессоустойчивым, нужно улучшать наш контроль над нашими мыслями и эмоциями. Мы должны научиться выбирать правильную реакцию на стрессовую ситуацию, чтобы не поддаваться негативным эмоциям и мыслям. Также важно справляться с эмоциональным утомлением, потому что излишнее напряжение может привести к падению эффективности работы и к физическим проблемам, таким, как боли в спине и головных болях.

Стресс – это неотъемлемый аспект жизни каждого человека. Он бывает положительным и отрицательным типом, который влияет на работу организма. Однако существуют различные факторы и стратегии, которые помогают в повышении стрессоустойчивости. Это включает в себя не только заботу о физическом здоровье, но и ментальную подготовку, которая является ключом к успешной борьбе со стрессом.

Программа треннинга по стрессоустойчивости

Невозможно существовать в настоящее время, не испытывая стресса, ведь он вызван всем, что только можно представить. Если стресс является коротким, то он, несмотря на всё, не нанесёт значительного вреда здоровью, а может даже стимулировать организм для решения проблемы. Однако, если человек находится в таком состоянии в течение длительного времени, то это непременно повлияет на его здоровье.

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния.

Медицинские работники встречаются с людьми, которые могут быть потенциально травмированы, и хотя у многих из них возникает стресс сразу после таких событий, но часть пациентов сталкивается с физическими и психологическими нарушениями, которые значительно снижают их качество жизни и могут потребовать медикаментозного лечения.


Вот пять программ тренингов по стрессоустойчивости:

1. Медитация и релаксация: такие упражнения помогают снизить уровень стресса и дистанцироваться от негативных мыслей.

2. Когнитивная терапия: эта программа фокусируется на изменении мышления и перепрограммировании акцентирования внимания на позитивное.

3. Физическая активность: регулярные упражнения могут снижать уровень стресса, а также повышать уровень эндорфинов и серотонина.

4. Обучение навыкам управления временем: эта программа помогает организовать свой график работы, улучшить продуктивность и снизить уровень стресса в результате уменьшения количества не выполненных дел.

5. Социальная поддержка: общение с близкими людьми, друзьями или коллегами может быть полезным способом получения поддержки и снятия стресса.

Кейс


Стратегии поведения в конфликтной ситуации

Ситуация. В компании A две команды плотно взаимодействуют друг с другом. Вы — руководитель одной из этих команд, и компания A наняла руководителя во вторую команду. Ваш новый коллега при знакомстве показался вам вполне разумным человеком, и вы спокойно ушли в отпуск на пару недель. После отпуска вы замечаете, что исходящие от второй команды реплики имеют повелительное наклонение и приказной тон. Доброжелательность и взаимоуважение в общении испарились, и ответная реакция вашей команды была соответствующая — ваши люди начали отвечать коллегам таким же образом. Эффективность и качество работы обеих команд упали, начинают срываться дедлайны. Ваши действия?

1. Поговорить с руководителем второй команды

2. Продолжать отвечать неуважением на неуважение

3. Смириться с поведением членов второй команды

Задание: описать возможные стратегии поведения в данной конфликтной ситуации, которые отражали бы каждый из вышеизложенных вариантов. Проанализируйте наиболее адекватный вариант развития событий (аргументируйте ответ).

Вариант решения 1 Стратегия уступки – Вы принимаете поведение второй команды и продолжаете терпеть неуважительное поведение в Ваш адрес и в адрес Вашей команды. Вы будете пробовать заслужить уважение второй команды до тех пор, пока они не примут вас, даже если это займет очень долгое время.

Вариант решения 2 Стратегия соперничество – Вы продолжаете общение со второй командой на их уровне – неуважения, пытаетесь как можно сильнее надавить на них, тем самым показывая свой характер. Стараетесь активно предпринимать действия против членов второй команды.


Вариант решения 3 Стратегия сотрудничество – Вы хотите прекратить конфликт, понять причину такого поведения, поговорив с руководителем второй команды, выслушать и понять причину конфликта, найти компромисс в данной ситуации и разрешить разногласия.

На мой взгляд, предпоследний вариант развития событий наиболее удачный. Стратегия сотрудничества может включать в себя и все остальные стратегии, поэтому она наиболее эффективна. Она преследует цель удовлетворить обе стороны, нанеся при этом малый ущерб. Хоть это и самый сложный путь, он принесет наиболее эффективный результат, что в данной ситуации гораздо важнее.

Библиографический список

Монография, учебные пособия:

  1. Кутбиддинова, Р. А. Психология стресса (виды стрессовых состояний, диагностика, методы саморегуляции): учебно-методическое пособие / Р. А. Кутбиддинова. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2019. – 124 с.

  2. Кузнецова Елена Владимировна, Петровская Вера Геннадьевна, Рязанцева Светлана Александровна. Психология стресса и эмоционального выгорания: учеб. пособ. для студ. факультета психологии. / Е.В. Кузнецова, В.Г. Петровская, С.А. Рязанцева. - Куйбышев, 2012. - 96 с.

  3. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. – 142 с.

  4. Ковалев В.Н., Наличаева С.А., Лебеденко Д.Н., Тренинг управления стрессом [электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2020/12/01/trening-po-formirovaniyu-stressoustoychivosti