ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
ПРОЕКТ
СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «КОЛОБОК»
Разработала: Мазалова Ксения Леонидовна
Попова Наталья Александровна
Пгт Селенгинск
2023 год
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Актуальность
Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Вид проекта: информационный, познавательный.
Цель проекта: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах.
Задачи проекта:
Образовательные
-
Закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц. -
Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц. -
Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
Развивающие
-
Развивать познавательные способности детей, учить проявлять
любознательность и самостоятельность.
-
Формировать умения и навыки наблюдения за птицами. -
Активизировать познавательную и речевую деятельность детей. -
Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
Воспитательные
-
Воспитывать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.
Сроки реализации проекта:
краткосрочный (3 неделя января)
Участники проекта: воспитатели, родители, дети 4-5лет.
Комплексно – тематический план психолого – педагогической работы в средней
группе детского сада «Теремок»
Реализация образовательных областей через виды и формы детской деятельности | |||
Игровая | Познавательно- исследовательская | Коммуникативная | Двигательная |
Дидактические игры. «Собери картинку», «Кто прилетел к кормушке» «Скачет шустрая синица «Чей это голос» «Разукрась птицу»,«Угадай-ка»,«Кормушка» Сюжетно-ролевые игры. «Больница для птиц», «Семья»: сюжет «Идем кормить птиц», «Птичья столовая», «В гости к птицам» Труд. Чистка кормушек, подкормка птиц Безопасность: «Правила безопасности во время наблюдений за птицами». | Экология. Тема: «Стайка снегирей на ветках рябины» Математическое развитие Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?» Наблюдение за птицами зимой. Наблюдение за синицей, наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем, наблюдение за голубями, наблюдение за синичкой. Рассматривание птичьих следов. | Беседы: «Зимующие птицы», «Почему птиц стало меньше», «Знакомство с воробьем», «Синичка-гостья нашего двора», «Кормушка», «Помощь пернатым в зимнее время года» Решение проблемной ситуации. «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой». | Упражнение на развитие мелкой моторики рук. « Птичья кормушка» «Я зимой кормлю всех птиц» «Воробьи – воробушки» Подвижные игры: «Птички и кошка», «Птичка и птенчики» «Кот и воробышки |
Изобразительная | Конструирование | Восприятие художественной литературы и фольклора | Музыкальная |
«Птички на кормушке» (лепка) «Как розовые яблоки на ветках снегири» «Синички» (аппликация) | Конструирование из конструктора: постройка кормушки для птиц. | Загадки по теме «Зимующие птицы»В. Звягина «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости», Ю.Никонова «Снегирь», «Воробьишко», «Умная птичка», К. Лукашевич «Добрая девочка», А. Яшин «Покормите птиц зимой», Н. Тургенев «Воробей», Бианки «Птичья столовая»,М. Пришвин «Птицы зимой», П. Соколов «Снегирь», Б.Брехт «Зимний разговор через форточку», Е. Чарушин «Воробей» М. Горький «Воробьишко» + просмотр мультфильма. | Аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой. Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П.И. Чайковского «Времена года». Слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой, «Воробей», муз. Ветлина. Пение песни «Птицы и птенчики», муз.и сл. Е. Тиличеевой. |
Взаимодействие с семьей | Папка-передвижка для родителей: « Доброе дело или как помочь птицам зимой» Сбор корма для птиц Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели? |
Результаты реализации проекта.
Дети:
-
Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются). -
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность. -
Дети стали более коммуникативными и компетентными по данной теме. -
Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. -
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Родители:
-
Изменение отношения к данной проблеме. -
Совместное с детьми чтение художественной литературы о зимующих птицах.
Литература
-
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004. -
Горький М.А. Воробьишко. – Ленинград: «Детская литература», 1974 -
Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004 -
Чарушин Е.И. Воробей. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в средней группе детского сада. – Воронеж: ООО «Учитель», 2013 -
www.maam.ru -
myshared.ru› -
nsportal.ru› -
ped-kopilka.ru
Беседы
«ЗНАКОМСТВО С ВОРОБЬЕМ»
Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.
Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.
Воспитатель: Послушайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?
Дети: нет.
Воспитатель: А кошка умеет прыгать?
Дети: Да.
Воспитатель: А летать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Так про кого я рассказала?
Дети: Про воробья.
Воспитатель: Докажите, что это птица, а не кошка. Воробей – это животное такое, воробей - птица?
Воспитатель:
-
Почему воробей – птица? -
Что есть у птицы? (показать модель) -
какого цвета грудка? -
Чем покрыто тело? -
Какого цвета перышки? -
Какого цвета шапочка? -
Что это? (показать клюв) -
Какой клюв? -
Зачем он нужен? -
Что воробей клюет? -
Зачем нужен хвост? -
Зачем воробью глазки? -
Кто у него враги? -
Могут ли птицы прожить без еды?
Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей?
Дети отвечают.
Беседа «ПОЧЕМУ ПТИЦ СТАЛО МЕНЬШЕ?»
Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи - пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.
Воспитатель:
-
Кто это? -
Какие они? -
Они живые? -
Что они едят? -
А как зовут эту птицу? (Показать картинку с изображением синицы). -
Что она ест? -
Много ли сейчас насекомых? -
Зачем надо подкармливать птиц? (Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками).
-
Какие птицы улетают? -
Как их называют? -
Почему они улетают? (Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых).
-
Почему синички, голубь, воробей, ворона остаются зимовать с нами? -
Так какие же птицы бывают?
Дети отвечают.
Беседа «КОРМУШКА. НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»
Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.
Наглядный материал: кормушки для птиц.
Воспитатель задает детям вопросы.
-
Что это? -
Зачем нужна кормушка? -
Для кого они нужны?
Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, посыплем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.
-
Что ест голубь, воробей, синичка? -
Так зачем подкармливать птиц зимой?
Дети отвечают.
Беседа «СИНИЧКА - ГОСТЬЯ НАШЕГО ДВОРА»
Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.
Наглядный материал: Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.
Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками (показать модели). Кто это?
Дети: Синички.
Воспитатель: А Мишка говорит, что это жуки: они желтые и у них есть крылья. Давайте докажем, что это синички.
Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Синичка - это птица.
Воспитатель: Что есть у птиц? (Дети отвечают).
Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике? (Дети отвечают).
Чем она питается?
Дети: Когда нет насекомых, любит клевать сало.
Воспитатель. Так почему же синица – птица?
Дети отвечают.
Беседа «ПОМОЩЬ ПЕРНАТЫМ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА»
Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.
Воспитатель читает детям рассказ Л.Воронковой «Помощь птицам», задает вопросы:
-
Куда вышли дети? -
Для кого они несли зерно? -
Куда они насыпали зерно? Зачем? -
Почему прилетели птицы? -
Кому насыпали семечки? -
Птицы были рады? -
Так почему же надо подкармливать птиц?
Дети отвечают.
Дидактические игры
Игра «Кто прилетел к кормушке»
Воспитатель: Ребята посмотрите, а что это у нас висит на дереве?
Дети: Кормушка!
Воспитатель: А зачем нужна кормушка?
Дети: Насыпать корм птицам.
Воспитатель: Что мы можем насыпать в кормушку?
Дети: Хлеб, зернышки, семечки, пшено.
(На тарелке настоящие семечки, пшено, хлеб.
Дети по очереди насыпают угощение в кормушку.)
Воспитатель: Сейчас к кормушке на угощение будут слетаться птицы. Кто прилетел к кормушке?
Дети: К кормушке прилетел воробей. И т.д.
Воспитатель: Как одним словом называются все птицы