Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ
1.2 Инновационный проект. Процесс управления инновационным проектом
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ «БИЗНЕС АВТОМАТИКА»
2.1 Краткая характеристика предприятия, анализ экономических показателей деятельности
3 ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ НОВОГО АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА
2.2 Оценка инновационного потенциала предприятия
В таблицу 2.2 занесем оценку инновационного потенциала предприятия [19] предприятия «Бизнес автоматика».
Таблица 2.2
Оценка состояния инновационного потенциала
№ |
Компоненты блоков оценки инновационного потенциала |
Уровень состояния компонентов |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|||||
1. ПРОДУКТОВЫЙ БЛОК (оценка выпускаемой продукции (предоставляемых услуг)) |
||||||
1.1 |
Программные продукты |
l |
2 |
3 |
4 |
«5» |
1.2 |
Аппаратно-программные комплексы |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.3 |
Консалтинг и ИТ - аутсорсинг |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая оценка состояния блока |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК (элементами функционального блока являются этапы жизненного цикла продукции) |
||||||
2.1 |
Продукция: основная и вспомогательная |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
2.2 |
Маркетинг и сбыт |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
2.3 |
Гарантийное и послегарантийное обслуживание |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая оценка состояния блока |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
3. РЕСУРСНЫЙ БЛОК |
||||||
3.1 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ |
|||||
1) |
Материалы для производственной деятельности |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
2) |
Площади и рабочие места |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
3) |
Оборудование и инструменты |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая оценка состояния ресурсов |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
3.2 |
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ |
|||||
1) |
Состав и компетентность менеджеров |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
2) |
Состав и квалификация программистов |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
3) |
Состав и квалификация рабочих |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая оценка состояния трудовых ресурсов |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
3.3 |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ |
|||||
1) |
Патенты и Know-how |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
2) |
Экономическая информация |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
3) |
Коммерческая информация |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая оценка состояния информационных ресурсов |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
3.4 |
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ |
|||||
1) |
Возможности инвестирования в инновационное развитие из собственных средств |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
2) |
Обеспеченность оборотными средствами |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
3) |
Обеспеченность средствами на зарплату |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая оценка состояния финансовых ресурсов |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
ИТОГО ПО ВИДАМ РЕСУРСОВ |
||||||
3.1 |
Состояние материально-технических ресурсов |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
3.2 |
Состояние трудовых ресурсов |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
3.3 |
Состояние информационных ресурсов |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
3.4 |
Состояние финансовых ресурсов |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая оценка состояния ресурсного блока |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК |
||||||
4.1 |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА |
|||||
1) |
Структура системы управления |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
2) |
Состав и качество разделения труда |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
3) |
Качество внутренних и внешних вертикальных и горизонтальных, прямых и обратных связей |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
4) |
Разделение прав и обязанностей |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая оценка состояния организационной структуры |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
4.2 |
ТЕХНОЛОГИЯ УСЛУГ ПО ВСЕМ ФУНКЦИЯМ И ПРОЕКТАМ |
|||||
1) |
Современность используемых производственных технологий |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
2) |
Уровень инновации |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая оценка состояния технологии |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
4.3 |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА |
|||||
1) |
Коммуникационная система и язык общения |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
2) |
Традиции, опыт и вера в возможности организации |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
3) |
Этика, стимулирование и мотивирование |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая оценка состояния организационной культуры |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
ИТОГО ПО КОМПОНЕНТАМ ОРГАНИЗАЦИОННОГО БЛОКА |
||||||
4.1 |
Организационная структура |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
4.2 |
Технология процессов |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
4.3 |
Организационная культура |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая оценка состояния организационного блока |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
5. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК |
||||||
5.1 |
Общее, функциональное и проектное руководство |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
5.2 |
Система управления: планирование, организация, контроль, координация |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
5.3 |
Стиль управления (сочетание автономности и централизации) |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая оценка состояния управленческого блока |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
ИТОГО ПО БЛОКАМ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА |
||||||
1 |
Состояние продуктового блока |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Состояние функционального блока |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
Состояние ресурсного блока |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
Состояние организационного блока |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Состояние управленческого блока |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая оценка состояния инновационного потенциала |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
Рассмотрим порядок такого оценивания инновационного потенциала предприятия «Бизнес автоматика».
1) "Продуктовый блок". На сегодняшний день предприятие предоставляет высококачественные продукты и услуги, которые полностью соответствует рыночному спросу с требуемым уровнем рентабельности, Существует объективная проблема с внедрением инноваций по некоторым позициям ассортимента (аппаратно-программным комплексам), предприятию требуется пересмотреть отношение к внедрению инноваций в производство определенного вида услуг. Следовательно, итоговая оценка по данному блоку "удовлетворительно"
2) "Функциональный блок" предприятия не имеет существенных проблем. За исключением собственных исследований, рационализаторские предложения учитываются, хотя и объемах, меньших чем запланировано, гарантийное и послегарантийное обслуживание клиентов организовано на отличном уровне, следовательно, оценка по данным позициям "хорошо".
3) "Ресурсный блок" материально – технические и трудовые ресурсы находятся на "хорошем" уровне и корректировки не требуют. Общая оценка по ресурсному блоку «хорошо»
4) "Организационный блок". Организационная структура предприятия соответствует поставленным целям и задачам, связи, органы управления, разделения прав и обязанностей выполнено грамотно, существенной проблемой для данного блока является построение системы организационной культуры, поскольку уровень ее на предприятии крайне низок. Итоговая оценка данного блока "хорошо".
5) "Управленческий блок". Для данного блока характерна стабильность. Система управления на предприятии требует незначительного корректирования. Недостаточно сформировался стиль управления, но это связано с "молодостью" предприятия и управленческих кадров.
Общие выводы из оценки.
В целом предприятие имеет высокий инновационный потенциал, общая оценка его «хорошо».
Таким образом, анализ предприятия по результатам выполнения второго раздела курсовой работы показал, что предприятие «Бизнес автоматика» имеет достаточно устойчивое положение на рынке и высокий инновационный потенциал. Продукция предприятия инновационная, однако существуют проблемы в создании и реализации аппаратно-программных комплексом. В связи с этим руководство компании предложило вывести на рынок новый продукт – прибор MaskTQ. Процесс управления данным инновационным проектом и представлен в последующем разделе курсовой работы.
3 ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ НОВОГО АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА
Рассмотрим процесс управления инновационным проектом на примере создания прибора MaskTQ предприятием «Бизнес-Автоматика» (прибор, выявляющий брак при производстве обуви и позволяющий уменьшить расходы из-за выявления брака в процессе производства (на отдельных его этапах)).
Выбор технологии для реализации бизнес-идеи, или генерация бизнес-идеи для существующей технологии
На данном этапе необходимо:
Выбор пары (технология + бизнес-идея) - это итерационный процесс, в котором участвуют как внутренние, так и привлечённые эксперты.
Важными критериями оценки бизнес-идеи являются:
- Технология: уникальна, патентоспособна;
- Будущий продукт: на порядок превосходит существующие товары-конкуренты и аналоги. Перспективен для розничного, корпоративного и государственного секторов рынка;
- Рынок: объем не менее $ 500 млн. Прогнозный рост – 10-15 % в год;
- Время вывода на рынок: не более 2 лет.
Результатом процесса оценки и отбора бизнес-идей является список возможных продуктов, разработка которых планируется при помощи выбранной технологии.
Продукты в списке выстроены в порядке, установленном экспертами. Порядок определяется по сумме балов, присвоенных каждому критерию оценки идеи.
Технология автоматической обработки фотоснимков на производстве (методы обнаружения "контуров – границ" объектов) разрабатывалась различными научными группами и имеет разнообразные применения:
- контроль производства печатного монтажа в радиоэлектронике;
- контроль качества и однородности изделий методом литья;
- контроль качества бетонных конструкций;
- другое.
Идея методов обнаружения "контуров – границ" объектов при обработке фотографий возникла при производстве конвейерным способом радиоэлектронных изделий на основе печатных плат с монтажом на них радиодеталей и узлов, - для определения качества изготовления самих проводящих дорожек на печатных платах в 1966 году и отвечала основным критериям оценки бизнес - идеи.
12-03-67 написан первый план действий по проекту.
Технология запатентована в США в 1971 году.
Начался инновационный процесс. Данную технологию предлагается использовать при серийном производстве обуви для контроля качества приклеивание подошв и каблуков, и качества швов при различных затяжках (носочно – пучковой части, геленочной и пяточной части образца обуви).
Определение технической реализуемости проекта
На данном этапе необходимо:
- Убедиться в отсутствии конкурентов у технологии на качественном уровне.
- Изготовить (если это возможно) упрощённый лабораторный образец.
- Организовать демонстрацию принципа работы еще несуществующего прибора возможным потребителям и инвесторам для подтверждения реализуемости бизнес- идеи.
- На этом этапе исключительно важны критические замечания и пожелания.
Проведено исследование, разработан опытный образец для конвейера, проведен сравнительный анализ с применяемыми методами контроля качества продукции на производстве, получено полное понимание о преимуществе выбранной технологии по сравнению с конкурентами – будущий прибор будет на 80% дешевле и в 4 раза эффективнее аналогов (результат испытания).
Определены основные технические решения для будущего прибора:
- два фото - передатчик;
- два фото - приёмника;
- рабочее место оператора контроля с аппаратно – программным модулем – инструмент для анализа полученных данных.
Собран опытный образец для испытаний;
На этапе предварительных исследований обоснована возможность использования данной технологии для задач контроля качества нескольких операций производства (см.выше) как в автоматическом режиме, так и в ручном – контроль осуществляет оператор. Необходимым условием есть высокий уровень освещения в точках контроля (не ниже заданного ТУ) и фиксированная (постоянная) скорость передвижения образцов обуви по конвейеру с кратковременной остановкой (до 3 – сек.) в точке контроля качества.
Формирование бизнес-идеи
На этом этапе требуется:
- осуществить разработку концепции будущего продукта;
- провести оценку потребностей проекта в кадровых, материальных, финансовых и др. ресурсах;
- определить стратегию финансирования проекта;
- понять бизнес-концепцию проекта;
- принять окончательное решение о начале проекта.
Принята концепция прибора:
- это будет мобильный аппаратно-программный модуль с фото – датчиком и приёмниками, сканером и печатным мини - устройством;
- простота в эксплуатации и управлении;
- предназначен для работы в промежуточных пунктах контроля качества продукции и приема готовой продукции;
- скорость обработки снимка и распознавания брака должна превышать скорость конвейера в 2 раза.
Решено обеспечение жизнедеятельности создаваемой подразделения для создания прибора возложить на АО "Бизнес – Автоматика".
Решено финансировать проект по принципу долевого участия:– силами АО "Бизнес – Автоматика". с привлечением стороннего инвестора.
Одобрена бизнес - концепция, проект начат.
Создание инфраструктуры проекта
В рамках этапа создания инфраструктуры проекта:
- определяются размеры долей разработчиков и инвесторов в Уставном Капитале создаваемого юридического лица. Это делает прозрачными отношения участников на весь период создания продукта;
- привлекаются инвесторы;
- создаётся юридическое лицо;
- формируется команда проекта, распределяются рабочие места и необходимое оборудование.
По завершению этого этапа компания приступает к разработке макета прибора.
Привлечен инвестор, специализирующийся на финансировании инновационных проектов – ООО «Европейское инновационное решение»
Выделены кадровые и материальные ресурсы ОАО "Бизнес – Автоматика". необходимые для начала работ по проекту. Сюда вошли – штатные сотрудники ОАО "Бизнес – Автоматика" с разной мерой загруженности:
- менеджер
- системный аналитик
- инженер-конструктор
- инженер-программист – 2 чел.
- технолог (со штата завода - изготовителя)
- кадровик
- юрист;
- бухгалтер
- 2 рабочих места (1 – на конвейере, 2 – в отделе контроля готовой продукции);
Поставлено оборудование (аппаратно-программный комплекс MaskTQ).
Дополнен сайт компании www.Бизнес – Автоматика.ru сведениями о разрабатываемом новом приборе.
Началась работа по созданию макета прибора.
Разработка макета
Макет - это работоспособный экземпляр прибора, пригодный для проведения маркетингового исследования. К макету предъявляются следующие требования:
- должен быть изготовлен в сроки, предусмотренные бизнес-концепцией;
- должен иметь характеристики, продекларированные в бизнес-концепции (или выше);
- должен отвечать требованиям техники безопасности;
- к нему должны быть написаны инструкция и регламент использования (если требуется);
- макетом может воспользоваться специалист по маркетингу или, что ещё лучше, потенциальный потребитель без помощи разработчика.
На этом этапе:
- Создан опытный экземпляр устройства, воплотивший в себе видение разработчика;
- Прибор работоспособен;
- Проведены испытания по исследованию образца и приёма в производство;
- Характеристики в результате удовлетворяют требованиям к образцу (ТУ и ТЗ на опытный экземпляр);
- Прибором можно пользоваться с минимальной специальной подготовки (в основном по первоначальной настройке и юстировке);
- Спланирована маркетинговая кампания.