Файл: Методы управления инновационными проектами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ

1.1 Концепция инновационного развития предприятия как инструмент внедрения научно-технического прогресса

Уровень научно-технологического прогресса в современном мире есть одним из важных показателей не только социально-экономического развития страны, но и основным ресурсом ее экономического роста и определяет место страны в мировой экономике. Признание ведущей роли научно-технической сферы в становлении и укреплении хозяйства ставит на первый план необходимость разработки и реализации активной политики, способной концентрировать ресурсы и усилие на приоритетных направлениях научно-технического и социально-экономического развития. Поэтому, среди основных макроэкономических проблем, проблемы экономического роста являются наиболее существенными, а прогнозы относительно перспектив экономического развития постоянно находятся в центре внимания научных работников [5].

Научно-техническая сфера, результаты которой все более интенсивно привлекаются в хозяйственное обращение, формируя экономику инновационного типа, является важным фактором глобализации. Развитая наука, доступ к новейшим технологиям и эффективные образовательные технологии являются важными составляющими модели стойкого развития передовых стран в современную эпоху. Развитие такой модели оказывает содействие конкурентоспособности и мировому научно-техническому лидерству: страны, которые способны обеспечить непрерывную и интенсивную конвертацию научных знаний в новые технологии и товары, получают неопровержимые преимущества и имеют стойкие темпы экономического развития.

Развитие современной экономики определяется научно-техническим прогрессом, а его механизм, с точки зрения влияния на него тех или других фирм, можно распределить на четыре последовательные этапы [10, стр. 92]:

1) основная роль принадлежит фирмам-пионерам. Объединение одержимостью идеей с полной финансовой ответственностью за дело обеспечивает эффективность их разработок, а небольшие размеры компании создают организационные предпосылки успеха;


2) лидерство в осуществлении научно-технического прогресса переходить к большим фирмам. На этом этапе новаторов вытесняют из дальнейших стадий продвижения нового продукта на рынок;

3) дальнейшее развитие процесса проходит на массовом, контролируемом большими фирмами рынка, где недавняя новинка уже преобразованная ими в стандартный товар. Возникает тенденция к поиску ниш, адаптированного к научно-техническому прогрессу, приспособлению товара к специальным запросам отдельных групп потребителей. Центральная роль здесь принадлежит специализированным фирмам;

4) большие компании продолжают текущее усовершенствование товара. Лишь постоянное улучшение характеристик дает возможность большим фирмам сохранять свои позиции на конкурентных рынках. Если же большие фирмы попробуют затормозить прогресс, крепкий удар им наносят мелкие фирмы, а именно компании имитаторы. Пользуясь ростом неудовлетворенности потребителей качеством стандартных товаров, они захватывают все новые сегменты рынка, а тем временем новое поколение фирм новаторов готовит очередной прорыв в принципиально новой области.

В тот же время практика свидетельствует, что можно получить сравнительные преимущества в конкурентной борьбе, оснащивая свое предприятие высококлассным оборудованием, но сохранить эти преимущества на протяжении многих лет можно, лишь постоянно создавая новые изделия и применяя новые технологии, а также применяя методы инновационного менеджмента. Разработка новой продукции лежит в основе борьбы за рынок. Эффективное соединение двух процессов - разработка новых изделий и создание новых технологий - увеличивает отдачу от каждого из них. Недаром показатель обновления ассортимента новой продукции занимает второе место (после доли рынка) в системе приоритетов высшего руководства ведущих японских предприятий.

С точки зрения системного подхода, реализовать концепцию инновационного развития предприятия должен отдельный функциональный раздел менеджмента - инновационный менеджмент. Опыт работы ведущих компаний показывает, что инновационный менеджмент следует рассматривать с двух сторон: во-первых, - это необходимое наличие руководителей, способных осуществлять и направлять инновационную политику; во-вторых - персонал, который владеет достаточной профессиональной компетентностью и уровнем мотивации.

Для успешного осуществления изменений инновационный менеджмент должен быть составной частью внутри производственного управление, путем введения в структуру предприятия инновационных подразделений; укрепление связей предприятия с научно-исследовательскими, конструкторскими и проектными организациями.


1.2 Инновационный проект. Процесс управления инновационным проектом

На сегодняшний день весьма популярными являются программно-целевые методы управления, которые предполагают формирование и организацию выполнения целевых комплексных программ, которые представляют собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей.

Также в отечественную практику управления уже устойчиво вошла концепция управления проектами (Project Management), которая базируется на понимании проекта как на целенаправленное изменение исходного состояния каждого показателя, связанного с затратами времени и средств. При этом процесс данных изменений, осуществляемых за заранее разработанными правилами в рамках бюджета и временных ограничений, - является управлением проектами. На сегодняшнее время методы управления проектами стали признанной во всех развитых странах методологией инвестиционной деятельности, частью которой есть и инновации.

Как было уже отмечено, инновационные проекты и программы их реализации представляют важную часть хозяйственного механизма, который формируется, управление научно-техническим развитием страны, регионов и отдельных предприятий [18].

Понятие "инновационный проект" может рассматриваться как:

- форму целевого управления инновационной деятельностью;

- совокупность документов по реализации (внедрения) инновационного продукта.

В виде формы целевого управления инновационной деятельностью предприятия инновационный проект являет собой сложную систему взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, которые направлены на достижение поставленных целей (задач) на инновационных направлениях развития науки и техники. В качестве процесса осуществления инноваций под инновационным проектом подразумевается совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям.

В то же время инновационный проект - это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта. Наиболее полно и комплексно суть инновационного проекта оказывается в его первом аспекте [18]. У


Инновационные проекты могут формироваться как в составе научно-технических программ, реализуя задача отдельных направлений (задач, разделов) программы, так и самостоятельно, решая конкретную проблему на приоритетных направлениях развития науки и техники [18].

Управление инновационными проектами необходимо рассмотреть с трех позиций:

- системы функций;

- процесса принятия управленческих решений;

- организационной системы.

Исходя из позиций реализации функционального подхода в практике управления инновационными проектами, процесс управления содержится непосредственно в реализации функций. При этом каждая функция менеджмента также представляет собой процесс, так как также состоит из серии взаимозависимых действий. Процесс управления реализуется с помощью всех классических функций менеджмента.

Как процесс принятия управленческих решений процесс управления инновационными проектами представляет собой выполнение определенной последовательности взаимозависимых этапов.

Как организационная система, управление инновационными проектами характеризуется организационной структурой, которая включает состав и взаимосвязь органов управления, регламентацию их функций, обязанностей, прав и ответственности, технологию управления и построенной таким образом, что все органы управления обеспечивают достижение конечной цели проекта.

Таким образом, в первом разделе курсовой работы показана значимости инноваций для устойчивого развития и функционирования отечественных предприятий, а также раскрыты основные принципы и закономерности процесса управления инновационным проектом, что позволило перейти к анализу предприятия «Бизнес-Автоматика» и его инновационной активности.

2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ «БИЗНЕС АВТОМАТИКА»

2.1 Краткая характеристика предприятия, анализ экономических показателей деятельности

Научно-производственное предприятие «Бизнес автоматика» г.Москва находится по адресу ул. Дербенская, 2. Основным направлением деятельности предприятия является создание высококачественного программного обеспечения, а также аппаратно-программных комплексов и изделий автоматики для ведения бизнеса и промышленных потребностей. Предприятие направлено на создание уникального программного и аппаратного обеспечения конкретно под нужды заказчика, с учетом всех его индивидуальных особенностей и пожеланий. В своей работе предприятие пользуется концепцией «сквозной интеграции».


Рассмотрим экономические показатели работы предприятия (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия «Бизнес автоматика»

Показатели

Предыдущий год

(2012)

Базовый год

(2013)

Темп роста в %

1

2

3

4

1.Товарная продукция, тыс. руб.

121880,9

125430,99

102,91%

2.Реализованная продукция (объем продаж), тыс. руб.

120690,34

121260,02

100,47%

3.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб

28632,797

28956,09

101,13%

4. Реализованная продукция в расчете на один рубль стоимости основных производственных фондов (фондоотдача), руб

4,2

4,18

99,52%

5.Численность промышленно-производственного персонала, чел.

34

35

104,18%

6. Реализованная продукция в расчете на одного работающего (производительность труда), тыс.руб.

3500

3380

96,57%

10.Среднемесячная оплата труда, тыс. руб.

42 345

48 948

115,59%

11.Прибыль от реализации продукции, тыс.руб.

30230,74

28910,92

95,64%

12.Балансовая прибыль, тыс.руб.

32110,3

31200,23

97,16%

15.Рентабельность продукции, %

26

27

103,85%

16.Рентабельность продаж,%

25,1

23,9

95,22%

Анализ таблицы 2.1 показал, что предприятие занимает устойчивое положение на рынке автоматики и программного обеспечения, растет заработная плата и численность персонала, однако видно, что прибыль от реализованной продукции, а также реализованная продукция на 1 работающего падает, что говорит о необходимости выхода на рынок с новой продукцией. Т.е. данное предприятие должно реализовывать концепцию инновационного развития, тем более, что отрасль деятельности предприятия является инновационной по своей сути.

Далее проведем оценку инновационного потенциала предприятия.