Файл: Лексика и фразеология, 1 курс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока русского языка.

Тема: «Лексика и фразеология», 1 курс

Цель: Формирование ОК студентов в процессе выполнения заданий, требующих анализа, обоснования, использования имеющихся знаний, возможности сделать вывод, оценить уровень и качество полученной информации, определить практическую значимость материала урока.

Вид урока: урок-обобщение

Современные образовательные технологии, применяемые на уроке:

- информационно – коммуникационная технология,

- технология развивающего обучения.

Формы, методы, приемы:индивидуальная, парная, групповая, эвристический (частично-поисковый), наглядный, практический.

Межпредметная связь: литература, культура речи.

Прогнозируемые образовательные результаты:  

Личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уметь  находить ответ  на  вопрос  «Какой  смысл  имеет  для  меня   учение?»; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; стремление к совершенствованию речевой культуры в целом.

Предметные - обучающиеся знают о строении лексической системы русского языка; оперируют основными понятиями раздела «Лексикология»; используютсоответствующие термины; соблюдают основныелексические нормы русского литературного языка; обнаруживают в речи лексические ошибки,исправляют их; творчески используют фразеологическое богатство русского языка; формулируют основные проблемы развития современного русского языка, используют языковые лексические средства в профессиональной деятельности.

Метапредметные (УУД):

  1. Регулятивные – умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, владение основами самоконтроля, самооценки

  2. Коммуникативные – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение  монологической речью, публично выступать  с небольшим сообщением

  3. Познавательные - умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь структурировать полученные знания; умение анализировать, доказывать свои рассуждения, развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем, анализировать  лексические  явления  с   целью   их  правильного   употребления.


Ход урока

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ( постановка проблемы урока)

- Здравствуйте, уважаемые студенты! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Прежде чем, мы приступим с вами к работе, и я объявлю тему урока, хочу вас спросить

- Какова главная цель вашего обучения в техникуме? (предполагаемый ответ: получение профессии)

- Что является неотъемлемым условием получения образования, овладения профессией? (хорошая учеба, желание получать знания, успешное прохождение практики и т.д.)

Что отличает хорошего специалиста, помимо наличия высшего образования? (грамотная речь, владение профессиональной терминологией, тактичность и т.д.)

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что знания своего родного языка и всех его особенностей тоже является условием для профессионального роста. Речь- это реализация языка, иными словами, то, что мы произносим и как мы это делаем- является нашей визитной карточкой.

Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О лексике)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. ЛЕКСИКА - СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ ЯЗЫКА. И поговорим не только о ней. А о чем еще, вы узнаете из предложенной ситуации.

- Я предлагаю вам две абсолютно одинаковые ситуации, но с разной лексической наполняемостью. Скажите, к кому из специалистов вы обратитесь еще раз, а кого обойдете стороной?

На слайде.

Ну, батюшка, болячка ваша заразительная! Вам бы ноги в руки и нестись сломя голову в больничку.

Уважаемый пациент, ваше заболевание является опасным для окружающих. Настоятельно рекомендуем пройти курс лечения в стационаре.

Проанализируем оба текста и сделаем вывод? (вывод)



2. Слайд. Фразеология.

А всегда ли фразеологизмы являются неуместными в речи медицинского работника? (нет).

И у меня тоже есть кот в мешке (Это Лера, которая подготовила небольшое сообщение на тему «Медицинская фразеология». Рассказ Леры.

Тогда слушай. По ходу урока я говорю, что подготовила "кота в мешке". Этим "котом" будешь со своей информацией о медицинских фразеологизмах. Ты говоришь, что тебя заинтересовала тема "Фразеология" и ты решила ее подробно изучить и с некоторой информацией ознакомить нас. И далее говоришь, почему фразеологизмы с медицинской тематикой, приводишь несколько примеров с расшифровкой и делаешь вывод. Фразеологизмы, так же, как специальная терминология должны быть уместны в процессе употребления. Медицинские определяют состояние здоровья, признаки заболевания и также могут употребляться медицинским работником.



Благодарю за прекрасное сообщение. А мы продолжаем работу. ВЫВОД.

3. Неслучайно в рассматриваемых ситуациях было употреблено слово «ЗАРАЗИТЕЛЬНЫЙ». Уместно ли оно было? Каким созвучным словом необходимо заменить и почему? (Заразный Ответ: это паронимы, слова, близкие по звучанию, порой могут быть однокоренными, но обладающие абсолютно разным лексическим значением).

Предлагаю вам задание по разъяснению смысла слов в паронимичных парах.

(Информация на слайде)

Заболеть (косным, костным) туберкулезом.

Уехать отдыхать в (здравицу, здравницу).

В больнице работает опытный (персонал, персонаж).

У человека (больное, болезненное состояние).

Основным (симптомом, синдромом) ангины является боль в горле.

(Выполните самостоятельно с последующей проверкой).

Вывод: чтобы речь была понятна для окружающих, не допускайте ошибки в употреблении слов.

  1. Очень часто мы используем в речи слова иноязычного происхождения. Однако, в русском языке есть равноценные синонимы.

На экране представлены слова, к которым необходимо подобрать синоним и составить в новым словом словосочетание.

Слайд.

Симптом (признак)

Профилактика (предупреждение)

Педиатр (детский врач)

Дезинфекция (обеззараживание)

Локализация (сосредоточение)

Спазм (сжатие)

Дефицит (недостаток).

Задание выполняется устно.

Вывод: Иноязычные слова так устоялись в нашей речи, что порой правильнее употреблять их. Еще и потому, что они относятся в профессиональной терминологии и приняли статус общеупотребительности.

  1. Уважаемые студенты, некоторые из вас перед началом урока, на перемене, ПОЛУЧИЛИ ОТ МЕНЯ СООБЩЕНИЯ В Электронные дневники. Возьмите телефоны, ЕСЛИ ЕСТЬ ТАКОЕ СООБЩЕНИЕ ОТКРОЙТЕ ЕГО.

Выпишите на отдельный листок, лежащий на вашем столе, это слово.

Предлагаю тем, кто не получил сообщение, собрать листки.


Далее- распределите на 2 группы: лексические единицы и понятия и остальные_ далее определим их направление.

СЛОВА БУДУТ У СТУДЕНТОВ (ВСЕ