Файл: Тема Введение. Общая характеристика философии Философия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лежала идея меры. Именно следование ей обеспечивало, согласно общим представления, счастье и преуспевание людям.
"Мера - наилучшее!" - утверждал Клеобул. "Ничего сверх меры!" - вторил ему Солон. Понять границы своих возможностей, осознать пределы самого себя - вот условие истинно благого образа жизни. И, наоборот, зло ассоциировалось у семи мудрецов с безмерностью, с потворством человеческим страстям, с беспредельностью, с переходом границы допустимого. Соотношение меры и безмерного, предела и беспредельного стало главной темой ранней греческой философии.
Вопросы для самоконтроля - ответы
1. Как возникает философия, каковы ее специфические особенности, с какими потребностями и социальными вопросами она связана? - Термин «философия» (от древнегреч. phileo – люблю, sophia – мудрость) переводится как любовь к мудрости. Термин «философ» впервые был предложен греческим математиком и мыслителем Пифагором (VI в. до н. э.), которым он характеризовал людей стремящихся к знанию и ведущих высокоморальный образ жизни.
Философия зародилась первоначально в VI–VII в. до н. э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции где существовали наиболее развитые по тем временам цивилизации, и рассматривалась как синоним совокупности научных знаний.
Существуют три основных концепции объяснения источников возникновения философии.
1. Согласно мифогенной концепции (Г. В. Ф. Гегель, А. Ф. Лосев), единственным источником происхождения философии был предфилософский миф. В частности, Гегель не проводил различия между мифом и религией, считая его мировоззренческой частью любой религии. Миф рассматривался единственным духовным источником философии, он определял возможность философствования. Философия возникла в результате развития способности человека выразить объективно-разумное содержание мира в соответствующей ему понятийной форме.
2. В сциентистской концепции (от лат. scientia – знание, наука) в качестве единственного источника происхождения философии рассматривается предфилософское конкретное научное знание. Рост объема такого знания, его организация в систему и обобщение приводят к возникновению философии.
3. Гносеомифогенная концепция (от греч. gnosis – знание) происхождения философии опирается на идею трех источников философского знания: развитых религиозно-мифологических представлений; эмпирических (от греч.
empeiria – опыт) научных знаний; житейской мудрости, отражающей обыденный нравственный опыт.
Некоторые философы считают, что философское знание является, в первую очередь, этически понимаемым знанием, познанием Истины и Добра, соединяющим в себе цели познания и нравственные цели.
2. Каковы причины разложения мифологического мировоззрения? - Именно в Греции миф вдохновлял и направлял эпическую поэзию, трагедию и комедию, а также пластические искусства,...именно в греческой культуре миф был подвергнут длительному и углубленному анализу, из которого он вышел радикально «демифизированным». Взлет ионийского рационализма совпал со все более и более разъедающей критикой «классической» мифологии, нашедшей свое выражение в произведениях Гомера и Гесиода. Если во всех европейских языках слово «миф» означает «вымысел», то это потому, что греки провозгласили это уже двадцать пять веков тому назад.
В какой-то момент истории, прежде всего в Греции и в Индии, но также и в Египте, культурная элита перестает проявлять интерес к истории богов и не верит больше в мифы (как в Греции), продолжая все же еще верить в богов. В истории религий это первый известный пример сознательного процесса «демистификации». «Демифологизация» греческой религии и появление строгой и систематизированной философии Сократа и Платона не уничтожили окончательно мифологического мышления. Миф оказался превзойденным лишь после открытия Истории, точнее после пробуждения исторического сознания в иудеохристианстве и расцвете этого сознания у Гегеля и его последователей, только после радикальной ассимиляции того нового способа бытия в меру челове о причинах кризиса мифологического мышления в целом и той системы социальных представлений, которые присущи этому мышлению в частности. Во-первых, «всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, с действительным господством над этими силами» (К. Маркс). Поэтому радикальное изменение взаимосвязи общества и природы, которое связано с неолитической революцией (выплавка металлов, появление земледелия и скотоводства), - когда человек из пассивного потребителя готовых даров природы превращается в ее активного преобразователя и начинает во все большей степени контролировать силы живой природы, превращая их в силы самого общества
, - приводит к разложению мифологического мышления.
Постепенно из мифа выделяется сфера духовной деятельности, связанная с накоплением и переработкой в форме понятий знаний человека о мире, которая противопоставила себя тому, что относилось к сфере веры в сверхъестественное. Так разрушался синкретизм мифологического мышления, в котором не существовало демаркационной линии, отделяющей естественное от сверхъестественного. Слова «мифос» и «логос», которые во времена Гомера (X в. до н.э.) были синонимами и могли быть переведены как сказ, сказание, становятся уже во времена первых древнегреческих философов (конец У11-У1 в. до н.э.) антонимами: мифос превращается в сказку, а логос - в логику. Во-вторых, с развитием производящего хозяйства и появлением прибавочного продукта начинается процесс социальной дифференциации и распада первобытной общины. Поэтому миф, который на ранних этапах был одним из средств сплочения родовой общины в единое социальное целое, уже не мог оставаться средством подчинения интересов индивидов этому социальному целому — первобытному роду, поскольку его уже больше не существовало. Постепенно миф превращался в одно из средств господства одних социаль-дьгх сил рождающегося антагонистического общества над другими. Этому способствовал процесс переработки старых мифологических сказаний в идеологию господствующих социальных групп. Идеи теогонии — происхождения богов, иерархизации мифологических богов и героев, отражающие в мифической форме реальные процессы становления социального неравенства, являлись духовными репрезентациями этого процесса. В-третьих, происходящий в разлагающемся архаическом обществе процесс разделения умственного и физического труда закрепляет духовное господство одних социальных слоев над другими, поскольку духовное производство находится исключительно в руках господствующих социальных групп. Появление письменности окончательно отделяет от духовного творчества и производства подавляющее большинство населения первых раннеклассовых государств. Отныне традиции духовной деятельности и продукты духовного производства находятся всецело под контролем господствующих социальных групп.
Постепенное разложение мифологического мышления под влиянием указанных социальных факторов приводит к тому, что мифологическая парадигма социального знания оттесняется на периферию общественного сознания. Однако, как утверждают М. Элиаде, Н.С. Автономова и ряд других исследователей, это обстоятельство не означает, что мифологический стиль мышления в социальном знании окончательно превращается в исторический реликт человеческого существования.
2.2. Общая характеристика восточной философии: Индия и Китай. Основные черты:
мифологизм, мистицизм и т.д. Восточные религиозно-философские учения: буддизм, даосизм, конфуцианство, джайнизм и т.д.
Основные понятия
Философские системы древней Индии, если сравнивать их с другими, современными им системами, в ряде аспектов, особенно в плане онтогенеза, изначального единства макро- и микромира, природы и человека представляются более глубокими и философски насыщенными. Конечной целью духовного поиска философов Древней Индии являлись освобождение от тягот бренной жизни, спасение в великой пустоте и вечном небытии стоящем вне феноменального мира. Особенность индийских религий - их интровертивность, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и возможности личности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение для себя. Ортодоксальные философские доктрины древней Индии были тесно связанны с социальной варновой и кастовой системой. Буддизм стал религией и философией нового типа, которая преодолела условности кастового неравенства, но в результате оказалась вытесненной за пределы Индии и получила распространение в Юго-Восточной и Центральной Азии и на Дальнем Востоке, став мировой религией.
Все школы и направления китайской философии вырастают из общей основы, которую можно назвать культурой Дао. В социально-историческом и теоретическом срезах становление китайской философии охватывает два периода: 1) родовой и 2) переходный от рода к государству с соответствующими типами родового и переходного мировоззрений. Культура Дао сложилась в первый период. Дао понимается как сущность жизни. Геометрически Дао изображают в виде сферы с вписанным в нее кубом. Жизненные функции Дао поддерживаются вселенскими ритмами инь и ян: ян воспринимается извне и генерируется внутри Дао сферой, инь - кубом. Организм Дао наполнен пустотой, в которой растворены идеальное, духовное и телесное качества. Пустота пронизана системой энергетических полей. Пять иньских полей располагаются по горизонтали, они взаимодействуют по кругу и в такой же последовательности поочередно заходят в центр. Пять янских полей располагаются вертикально и взаимодействуют по траектории в виде восьмерки и тоже в определенной последовательности входят в центр. Все энергетические поля являются парными аналогами друг друга. В центре - противоположные поля инь и ян сливаются в единство и образуют новый ритм цзы. Вместе с инь и ян он составляет генетическую триаду культуры Дао: инь-цзы-ян. В полном цикле сопряжения поля сплетают 25-частную спираль Дао.