Файл: Тема Введение. Общая характеристика философии Философия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. Онтология.
Онтология как учение о бытии. Онтологические категории: бытие и ничто, сущность и существование, единое и многое; вещь, свойства, отношения. Категория бытия в истории философии. Смысл проблемы бытия. Многообразие явлений и проблема единства мира поиск первоосновы сущего. Основные формы бытия. Реальность субъективная и объективная. Бытие как единство субъективной и объективной реальности. Проблема субстанции. Монизм. Дуализм. Плюрализм. Материализм и идеализм – альтернативные способы понимания мира.
Центральное место во многих философских учениях прошлого и современности занимает категория бытия. Становление философии начиналось именно с постановки проблемы бытия.
Бытие - философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует; сущее вообще; всеохватывающая реальность. Бытие фиксирует не просто существование чего-нибудь, а сложную связь всеобщего характера. С помощью категории бытия интегрируются основные идеи о существовании мира: 1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2) природное и духовное, индивидуальное и общественное равно существуют, хотя различаются по форме; 3) мир образует совокупную реальность с которой необходимо считаться человеку, с одной стороны мир не однороден, он представляет собой всеобщее единство, которое включает в себя множество существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов, состояний, человеческих индивидов, с другой стороны, мир в его существовании образует непрерывное единство, универсальную целостность. Существование - предпосылка единства мира.
Основные формы бытия: а) бытие вещей; б) бытие человека; в) бытие социального; г) бытие духовного.
Все существующее, все, что может возникнуть и возникло во времени образует реальность поскольку вещи, процессы, явления бывают разного рода, то различают 2 вида реальности: объективную и субъективную.
Объективная реальность - действительность, существующая вне человеческого сознания и независимо от него. Субъективная реальность противоположна объективной и обозначает наш внутренний мир. Различаясь по способу своего существования, они тесно связаны друг с другом и в реальной жизни постоянно переходят друг в друга. Такую глубинную связь между ними, их единство и фиксирует категория «бытия».
Идея единства всего бесконечного многообразия мира приводит к представлению об общей основе всего существующего, для обозначения которой в философии была выработана категория субстанции. Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые они существуют. Учения, объясняющие единство мира, исходя из одной субстанции, называются монистическими.
В зависимости от того, что мыслится в качестве субстанции - материя или дух различают материалистический монизм и идеалистический монизм. Монизму противостоят дуализм, согласно которому существует два исходных начала (и материя, и дух), и плюрализм, допускающий множество самостоятельных субстанций.
Вопросы для самоконтроля и ответы
Как соотносятся категории «бытие» и «материя» Можно предположить, что бытие более широкое понятие, чем материя? Как быть тогда с положением: «В мире нет ничего, кроме движущейся материи?» - Бытие – «существование». Охватывает все, что существует в мире, и идеальное, и материальное. Материя – объективная реальность, существующая независимо от сознания, познаваемая и отражаемая им.
Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.
Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Формами движения материи являются пространство и время, т.е. формы ее изменения, формы связи и взаимодействия. Пространство и время –направление, структура, организация, форма движения в отличие от самого движения материи как содержания. Пространство– это не взаимодействие тел и частиц, а его организация и структура; время не само изменение, а только направление, порядок изменения. Существуют не пространство и время сами по себе, а движение материи. Пространство и время– только характеристики, признаки этого движения.
В чем отличие философского понятия материи от естественнонаучных представлений о материи? - Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Материя - это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит.
В естественно-научном подходе материя неисчерпаема, т.е. многообразие конкретных объектов, в которых она существует бесконечно.
Возможно ли существование небытия?
Раскройте смысл понятий сущность и существование. - С точки зрения современной науки, небытия, по сути, не существует. Различные космологические теории происхождения вселенной приходят к выводу, что вселенная образовалась из Большого взрыва, по сути, из ничего. Ключом к пониманию этого «ничто» стало открытие античастицы (Дирак) и принципа неопределенности (Гейзенберг). Сущность - те основные качества, которыми обладает вещь, предмет, человек, его коренная суть, существование же - это как форма проявления самой сущности, её реальность в бытии. Одно от другого не отделимо, но всё таки понятия различны. То есть существование для разума через понятие раскрывается в форме сущности, иначе говоря, объект неотделим от своего бытия.
Тема 4. Гносеология. Философия познания
Гносеология. Проблема познания в истории философии. Типология гносеологических учений: эмпиризм и рационализм. Многообразие форм знания и познавательной деятельности. Структура знания: единство чувственного и рационального познания. Понятие, суждение, умозаключение. Дедукция и индукция. Становление субьектно-обьектного видения мира. Истина и ее критерии. Три концепции истины.
Практика.
Согласно наиболее широко представленной точке зрения, познание рассматривается как общественно - исторический процесс деятельности человека, содержанием которой является отражение объективной действительности в его сознании.
Результат познавательной деятельности состоит в обретении нового знания. Особый раздел философии - гносеология (теория познания) рассматривает вопросы о сущности знания, о познаваемости мира и критериях истины и др.
В зависимости от ответа на вопрос познаваем ли мир в гносеологии сложились основные точки зрения: гностицизм, сторонники которого оптимистично смотрят на будущее и настоящее познание, считают, что мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания; агностицизм, представители которого отрицают принципиальную возможность познания объективного мира; скептицизм,
сторонники которого не отрицают познаваемость мира, но сомневаются в возможности его познания, в надежности истины.
Перед теми, кто настаивает на возможности познания мира, встает проблема источника знания, методов и средств познания. Можно выделить следующие учения: сенсуализм, который отводит решающую роль в процессе познания чувствам (Гоббс, Локк); эмпиризм утверждающий, что истинное знание может быть выведено из чувственного опыта посредством наблюдения и эксперимента (Ф. Бекон); рационализм, выводящий все знание из разума, единственным источником знания считалось мышление. Мышление целенаправленное обобщенное отражение в мозгу человека существенных сторон, свойств и отношений действительности. Выделяют два уровня мышления: рассудок и разум. Рассудок
- здравый смысл, способность четко, ясно, последовательно строить мысли, систематизировать факты. Разум - высший уровень мышления, творческое оперирование абстракциями и саморефлексия, дающее возможность постичь сущность вещи, закона, противоречия.
Исходным пунктов и начальной формой познания является чувственное познание, для которого характерны наглядность, непосредственная связь с предметом. Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление. Другой неотъемлемой частью процесса познания является рациональное познание, осуществляемое в форме понятия, суждения и умозаключения. На этом уровне формируются идеи, принципы, законы, строятся теории. Чувственное и рациональное познание тесно связаны и образуют единство. Чувственное познание отражает лишь внешние стороны предмета, оно не может расчленять, обобщать, выявлять закономерности. Чувственного познания недостаточно для получения знания. Оно должно дополняться рациональным. Рациональное познание приникает во внутреннюю суть вещей, помогает создать целостную картину мира. Оно может давать новое знание, которое непосредственно не содержится в чувственном познании. Рациональное познание влияет на структуру и содержание чувственного познания, но при этом черпает исходный материал из последнего.
Сущность познания заключается в том, чтобы отражение мира, знание, было адекватным реальному положению дел. Данный вопрос рассматривается в теории истины.