Файл: гуманитарный институт (г. Москва).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Научный руководитель совместно со студентом оформляют «Задание по подготовке выпускной квалификационной работы». Форма задания на выпускную квалификационную работу помещена в Приложении Б.

В задании указываются ключевые проблемы, которые должен проанализировать студент в выпускной квалификационной работе.

После получения задания студент составляет развернутый план работ. Календарный график выполнения работы с указанием очередности и сроков выполнения отдельных этапов представлен в таблице 1.

После завершения студентом-выпускником исследования научный руководитель обязательно дает письменный отзыв, в котором содержится характеристика текущей работы студента-выпускника над выбранной темой, отмечается ее актуальность, научная новизна, практическая значимость, оцениваются достоверность и полнота полученных результатов, а также рекомендация по допуску к защите.

Таблица 1 - Примерный план-график подготовки студентом-выпускником квалификационной (дипломной) работы




п/п

Этап подготовки

Рекомендуемый срок

1

Выбор темы ВКР

до 10 ноября

2

Подбор и предварительное ознакомление с литературой по избранной теме

до 20 ноября

3

Составление первоначального плана ВКР

до 01 декабря

4

Подбор материала, его анализ и обобщение

до 20 февраля

5

Написание текста ВКР, предоставление первоначального варианта ВКР научному руководителю

до 6 апреля

6

Доработка ВКР в соответствии с замечаниями руководителей

до 13 апреля

7

Предзащита ВКР на заседании выпускающей кафедры

до 24 апреля

8

Доработка ВКР в соответствии с замечаниями, высказанными на предзащите, окончательное оформление

до 29 апреля

9

Получение отзыва научного руководителя, передача работы на рецензирование

до 1 мая

10

Получение рецензии, передача завершенной работы, отзыва руководителя и рецензии на выпускающую кафедру

до 4 мая

11

Подготовка к защите (подготовка доклада, раздаточного материала см. приложение Д, разработка презентации в MS PowerPoint)

до 14 мая

12

Защита ВКР

14.05-24.05



3. Написание и оформление ВКР
3.1. Рабочий план выпускной квалификационной работы
Рабочий план выпускной квалификационной работы разрабатывается студентом при участии научного руководителя.

Первоначальный вариант плана должен отражать основную идею работы. При составлении первоначального варианта плана выпускной квалификационной работы следует определить содержание отдельных глав и дать им соответствующее название; продумать содержание каждой главы и наметить в виде параграфов последовательность вопросов, которые будут в них рассмотрены.

Рабочий план выпускной квалификационной работы должен быть гибким. Изменения в плане работы, могут быть связаны с некоторой корректировкой направления работы, необходимость в котором, может возникнуть после детального ознакомления с изучаемой проблемой, или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов, выделенных в самостоятельные разделы, может не оказаться достаточного количества материала или, наоборот, могут появиться новые данные, представляющие теоретический и практический интерес. Все изменения в плане дипломной работы должны быть согласованы с научным руководителем. Окончательный вариант плана дипломной работы утверждается научным руководителем и по существу должен представлять собой оглавление работы.
3.2. Подбор материала, анализ и обобщение
Подбор литературы следует начинать сразу же после выбора темы выпускной квалификационной работы.

При подборе литературы следует обращаться к предметно-тематическим каталогам и библиографическим справочникам, а также использовать систему Internet.

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. При изучении литературы желательно соблюдать следующие рекомендации:

  • начинать следует с литературы, раскрывающей теоретические аспекты изучаемого вопроса – учебной и учебно-методической литературы, монографий и журнальных статей последних лет, после этого использовать инструктивные материалы (инструктивные материалы используются только последних изданий);

  • детальное изучение студентом литературных источников заключается в их конспектировании и систематизации, характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в работе - выписки, цитаты, краткое изложение содержания литературного источника или характеристика фактического материала; систематизацию получаемой информации следует проводить по основным разделам выпускной квалификационной работы, предусмотренным планом;

  • при изучении литературы необходимо отбирать ту литературу, которая имеет непосредственное отношение к теме работы; критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в выпускной квалификационной работе;

  • изучая литературные источники, необходимо тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться;

  • необходимо ориентироваться на последние данные, по соответствующей проблеме, опираться на самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы; при отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически.


Особой формой фактического материала являются цитаты, которые используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д.; отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики изучаемого вопроса; цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений работы; во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы, цитатами не следует злоупотреблять, их обилие может восприниматься как выражение слабости собственной позиции автора.

Обзор литературы должен показать знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической последовательности.

Поскольку выпускная квалификационная работа обычно посвящается достаточно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к теме выпускной квалификационной работы, должны быть названы и критически оценены.
3.3. Подбор фактического материала
Сбор фактического материала - один из наиболее ответственных этапов подготовки выпускной квалификационной работы. От того, насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит своевременное и качественное написание работы. Поэтому, прежде чем приступить к сбору материала, студенту совместно с научным руководителем необходимо тщательно продумать, какой именно фактический материал необходим для выпускной квалификационной работы и составить, по возможности, специальный план его сбора в период практики.

Студент в период практики должен изучить основные нормативно-правовые источники в области выбранной темы исследования; собрать необходимые статистический материал, провести исследование по выбранным методикам сделать необходимые выписки из служебной документации, где он проходит практику. Студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достоверность и достаточность для подготовки выпускной квалификационной работы.


После того, как изучены и систематизированы отобранные по теме источники информации, а также собран и обработан фактический материал, возможны некоторые изменения в первоначальном варианте плана выпускной квалификационной работы.

3.4. Написание выпускной квалификационной работы
Изложение материала в выпускной квалификационной работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа - от вопроса к вопросу.

Написание текста выпускной квалификационной работы следует начинать с введения и первой главы, последовательно прорабатывая все разделы, включенные в план. Изложение материала в выпускной квалификационной работе должно быть конкретным и опираться на результаты практики, при этом важно не просто описание, а критический разбор и анализ полученных данных.

Введение - очень ответственная часть выпускной квалификационной работы, она должна ориентировать читателя в дальнейшем на раскрытие темы. Во введении обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указываются избранные методы исследования, определяется значимость полученных результатов, выдвигается гипотеза исследования (объем 2-3 стр.).

Объект и предмет исследования

Предмет исследования — это определенный элемент общественной жизни (реальности), который обладает очевидными границами либо относительной автономностью существования. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех его взаимосвязях. Проще говоря, это определенная область реальной действительности либо сфера общественной жизни. Объект исследования всегда шире, чем его предмет.

Если объект — это область деятельности, то предмет — это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента-выпускника, именно предмет определяет тему квалифика
ционной работы. Для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи.

Цель исследования — это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником.

Задачи исследования квалификационной работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.

Методы исследования — это способы получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Метод — это совокупность приемов. Другими словами, прием — это часть метода.

Научная новизна (может быть представлена, может быть не представлена в ВКР). Определение научной новизны относится ко всему исследованию в целом. Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.
Глава 1. Теоретические и методические основы изучения проблемы

Целесообразно начать с характеристики объекта и предмета исследования, понятийного аппарата. По возможности оценить степень изученности исследуемой проблемы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе. С помощью теоретического обзора Вы должны показать свою осведомленность о том, что накоплено исследовательской практикой в изучении выбранной темы до Вас. Повествование должно идти логически, от общего к частному: описание рассматриваемой проблемы, ее причины и место среди других явлений, разнообразие подходов к пониманию ее сущности, ее механизмы и закономерности, прикладное значение. На основе выявленных в ходе теоретического обзора противоречий