Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.

Начало социализации в игровой деятельности детей знаменует собой процессуальная игра – действия с игрушками, имитирующими людей, животных, реальные предметы, с помощью которых ребенок в условном плане воспроизводит знакомые ему по опыту действия взрослых или ситуации, почерпнутые из стихов, песен, мультфильмов (готовит куклам еду, кормит, купает их, катает на машинке, стирает белье, строит из кубиков домик).

Уже на третьем году жизни у детей сначала возникает потребность в самостоятельности, а затем во взаимодействии со сверстниками в сюжетно-ролевых действиях, которая выявляется в следующих моментах: I) инициативность в игре, 2) длительность игры, 3) эмоциональное состояние в ходе игры. Игровая деятельность с предметами в раннем возрасте проявляется в воспроизведении отдельных игровых действий с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Например, малыш подносит чашку к губам куклы, причесывает ее расческой. При этом он подражает взрослым.

Постепенно изменяется сам характер игры: расширяется круг предметов, которые ребенок включает в игру; действия с ними многократно повторяются, выстраиваются в цепочки, варьируются. Особый интерес для малышей в этот период представляет скрупулезное игровое исследование свойств предметов, углубленная отработка разных вариантов одного действия (например, ребенок может в течение 15 минут тщательно и сосредоточенно резать ножом игрушечные овощи, хлеб, печенье, котлеты и т.д., многократно возвращаясь к одному и тому же действию). Например, малыш может сначала покормить куклу, потом искупать, затем снова покормить, причесать, положить спать, покормить и так до бесконечности. Увлекшись процессом выполнения игровых действий, ребенок может забыть о конечной цели (например, потратив все время на приготовление еды, забудет покормить куклу). Сосредоточенность на процессуальной стороне игры (отсюда и ее название) в ущерб ее целенаправленности остается характерной чертой игры на протяжении всего раннего возраста.

Специфика использования предметов-заместителей в раннем возрасте – замена ими предметов быта в игре, а сам ребенок заменяет взрослого, выступая то в одной, то в другой роли. Становление ролевого поведения происходит на 3-м году жизни, когда ребенок учится принимать роль и выполнять связанные с ней процедуры, действия, используя игрушки или предметы-заместители. Вообще, действие «по правилам» – одно из свойств игровой деятельности, которая учит детей жизни в обществе, а «игра является ведущей в этом возрасте, то имеет непосредственное влияние на процесс социализации дошкольника, а также является выражением усиливающейся связи ребенка с окружающим его обществом»[8].


Одной из важнейших проблем изучения социального развития детей раннего возраста является выяснение тех особенностей ребенка, которые свидетельствуют о его способности выйти за пределы семейного круга, о способности включения в широкий социальный контекст взаимодействия с другими людьми, о способности:

а) ориентироваться в системе социальных отношений;

б) усваивать ее специфические законы, нормы и правила;

в) объективно включаться в них и изменять себя в соответствии с ними.

К трехлетнему возрасту дети осознают свою гендерную принадлежность, а на четвертом году жизни у них начинает формироваться гендерная устойчивость (понимание неизменности гендерной принадлежности). Из этого следует, что это тот период, в процессе которого взрослые должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. Поскольку детям свойственно идентифицировать себя с взрослыми своего пола (девочки стремятся быть похожими на значимых для них женщин, а мальчики, соответственно, на мужчин), то само собой разумеющимся фактом является то, что в воспитании должны одинаково принимать участие как женщины, так и мужчины. Однако реальная ситуация в социуме свидетельствует об обратном. Поэтому на полоролевое воспитание следует обращать особое внимание.

Общая ориентация детской деятельности на цели, значимые в контексте общественной, культурной, социальной жизни людей, развивает у детей интерес к этой жизни, желание понять ее и овладеть ею, чувствительность к воздействиям окружающих, умение социально-адекватно реагировать на эти воздействия, возникновение у них инициативных форм социального поведения.

1.2. Принципы и подходы к воспитанию личности ребенка дошкольного возраста в отечественной педагогике

Современные образовательные программы дошкольного образования углубленно изучают особенности развития личности детей, соединяя традиционно-народные методы в педагогике и инновационные продукты диссеминации результатов научных исследований»[9]. Теоретические обоснования, изложенные в программах ДО, говорят о пристальном внимании к игровой, сюжетно-ролевой деятельности как важному средству развития эмоционального интеллекта, вхождения в социум. Так, программа «Детство», которая является плодом многолетней работы петербургской (ленинградской) научной школы дошкольной педагогики[10], является одной из самых популярных, так как в ее основу был положен психолого-педагогический подход к изучению развития и воспитания ребенка в основных видах детской деятельности, например, игровой, познавательной, речевой и др. Данный подход сделал возможным проведение взаимосвязей между различными областями развития ребенка и исследование сфер пересечения таких процессов, как мышление и связная речь, которые формируются в ходе общения, коллективной и игровой деятельности. При этом ученые показывают свое понимание личности ребенка как сложной открытой системы, включающей инвариантные, альтернативные пути развития и индивидуальный подход к воспитанию и образованию, учитывающий «комплексное исследование проблем детства и рассматривающее ребенка в целостности, непрерывности, уникальности его развития».


В программе проанализирован «портрет» современного ребенка, который в сегодняшних условиях особенно нуждается в наличии собственного мнения, усилиях по его формированию, аргументированности выводов, к которым взрослым нужно уметь ненавязчиво и последовательно подвести ученика. При этом даже в условиях современного, цифрового мира основной формой в воспитании и образовании, по мнению создателей программы, остается игра, к которой подключаются и другие, художественно-эстетические методы, например, изобразительное и музыкальное развитие. Говорится о том, что возрастает потребность в объединении различных форм воспитательно-образовательной деятельности, интеграции видов образования, с учетом индивидуальных потребностей ребенка и возможностях игровой деятельности.

Отмечено, что ребенку требуется развитие личностно ориентированных, доверительных, информационно насыщенных контактов со взрослым в семье и детском саду, что представляет несомненную проблему, требующую решения на уровне теории и практики дошкольного образования. Программа «Детство» – это современный педагогический продукт, делающий возможными гибкие подходы к образовательному и воспитательному процессу в современных российских условиях, и поэтому нельзя не согласиться с рассуждениями авторов о том, что сюжетно-ролевая игра остается актуальной во все времена и со всех точек зрения.

Социализация и индивидуализация являются важными аспектами современных образовательных программ. Так, в Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», рекомендованной к реализации Министерством образования Российской Федерации[11], смысл данных понятий дан углубленно, в связи с современными требованиями к образованию. В сегодняшних условиях данные процессы взаимосвязаны. Вхождение ребенка в общество обусловлен наличием у него индивидуально-личностных качеств, собственного мнения, возможности решения в различных ситуациях. Необходимо проводить комплексный и интегративный подходы к развитию личности дошкольника через установление связей между содержанием и видами деятельности ребенка как внутри каждой образовательной области, так между разными образовательными областями. Основой такого подхода является проектный метод, который способствует самостоятельному осмыслению явлений окружающей действительности. А воплощение проектной деятельности позволяет произвести игра как самая популярная и наиболее соответствующая особенностям дошкольного возраста форма.


Современный подход к развитию личности ребенка построен на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на всестороннее развитие личности, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств; нацелена на воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией; который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций – на человека, имеющего свое мнение, умеющего его отстаивать. Однако, кроме личностного развития, подрастающему человеку необходимо научиться взаимодействовать с другими людьми: родителями, сверстниками, педагогами. Для этого необходимо развивать речь, мышление, интеллект и эмоции. Лучше всего в раннем возрасте в этом помогут приемы народной педагогики.

Так, исследователи традиционной педагогики, теоретики и практики российского образования науки Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга. Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях[12].

В современный период народная, в том числе игровая педагогика широко используется в системе дошкольного образования, особенно при работе с детьми раннего возраста. Однако можно считать, что принципы традиционного русского воспитания применяются сегодня не так активно, что указывает на необходимость актуализации этих знаний. Сегодня, наряду с поиском современных моделей воспитания происходит новое рождение и обновление лучшие образцы народной педагогики.

Фольклорные игровые формы: песни и стихи, потешки – одно из самых ярких средств народной педагогики, в котором заложены могучие дидактические возможности. Установлено, что знакомство с народными произведениями, их широкое использование в повседневной жизни обогащает чувства, развивает речь малыша, формирует положительное отношение к окружающему миру.

С этой точки зрения, можно рассмотреть возможности применения фольклора и его игровых форм в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения как средства воспитания эмоционально-психологической сферы, речевого развития и начального нравственного воспитания.

Для социально-личностного развития ребенка в раннем возрасте большое значение имеет игра. Элементы ее должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми, а сама игра – стать основной формой организации разных видов детской деятельности. В задачи взрослого входит обогащение игрового опыта ребенка. Для этого можно использовать различные приемы:


1) Поддержка игровой инициативы ребенка;

2) Увеличение числа персонажей игры, стимулирование речевого общения с ними;

3) Расширение круга игровых предметов и действий:

4) Обогащение игровых сюжетов;

5) Выстраивание последовательности игровых действий;

6) Введение в игру предметов-заместителей, что значительно раздвигает ее рамки, делает более интересной, содержательной, творческой, а также расширяет кругозор и представление ребенка об окружающем мире;

7) Подготовка к принятию роли[13].

Взрослые способны создать условия для развития у детей общения со сверстниками, помогают налаживать положительные взаимоотношения друг с другом. С этой целью они поддерживают интерес детей к сверстникам, стимулируют эмоциональные контакты, сближающие их друг с другом, организуют разные виды совместных игр, тактично разрешают возникающие конфликты. Взрослые воспитывают у малышей уважительное отношение к детям, независимо от расовой и национальной принадлежности языка, личностного и поведенческого своеобразия.

Также уже в раннем возрасте следует уделять внимание формированию у ребенка полоролевой идентификации. Для воспитания представлений о своих возможностях необходимо отмечать успехи каждого малыша, комментировать его действия, поощрять настойчивость в деятельности.

Особенно важна в этом отношении работа педагога с детьми в группе предполагает решение следующих задач:

  • привлечение внимания детей друг к другу, поддержка их интереса к сверстникам;
  • стимулирование эмоциональных контактов ровесников, сближающих их друг с другом;
  • организация предметного взаимодействия между детьми.

.

Глава 2. Изучение проблемы влияния сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста

2.2. Сюжетно-ролевая игра в педагогике дошкольного возраста

Важную часть педагогического процесса как для родителей, так и для педагогов в детском саду составляет формирование у детей социальных навыков. При формировании социального поведения важна организация сотрудничества с детьми, учет индивидуальных особенностей при организации каждого вида сотрудничества. Одной из форм сотрудничества является сюжетно-ролевая игра.