Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в воспитательных процессах. С помощью сюжетно-ролевых игр, включенных в программу развития детей дошкольного возраста, происходит формирование положительных морально -нравственных качеств личности ребенка. Сюжетно-ролевые игры создают условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений ребенка[14]. Это представления об устройстве мира, о доме и семье, погодных явлениях, растениях, животных.
Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения[15]. Если рассматривать отдельно детский фольклор, то становится ясно, что это обширная область устного народного поэтического творчества. Сказочный, потешный, шуточный и серьезный, разнообразный по жанрам и стилю, русский фольклор представляет собой целый мир – радостный, наполненный энергией и красотой. Детский фольклор тесно взаимосвязан с традициями, бытом, обычаями и взрослой народной культурой. Поскольку в раннем детстве ребенок во всем подражает взрослым, подчас просто копирует их деятельность, и это помогает ему принять жизненные, бытовые, социальные требования, – то в фольклоре значительное место уделяется игре как форме постижения жизни во всех ее проявлениях.
Очень важно, что фольклорные формы, каждая со своим смыслом, своей стилистикой, знаковой системой, появляются в жизни ребенка постепенно, согласно с степенью освоения окружающего мира и уровнем социализации. Интересной формой народной педагогики являются пестушки и потешки. Эти малые формы – своего рода, мини-игры, которые, благодаря поэтической форме, легко запоминающимся словам, прекрасно запоминаются даже самым маленьким. Повторяя слова песенок, стихов, малыш включается в игру, усваивая с ее помощью правила жизни, принимая ее условия.
В потешках, песенках, – пишет исследователь Л.Н. Павлова, — отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки — без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения — это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание... ожидание добра, добра и только добра. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью[16].
Исследования психологов (Л.Н. Павловой, Н.Н. Палагиной, Н.Г. Куприной и других) убедительно доказывают, что малые фольклорные формы оказывают на ребенка раннего возраста активизирующее воздействие, являются средством социализации, то есть с их помощью происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений. В Приложении 2 содержатся примеры таких форм, построенных в виде игр для малышей.
В этой связи нельзя не сказать о такой известной, популярной, форме фольклора, как сказки. Именно сказки, согласно исследованиям психологов и педагогов, являются наиболее богатой жанровой формой по смыслу, наполнению, разнообразию тем. Тот дидактический смысл, который заложен в сказке ее автором – народом, а также художественная форма, активизирующая воображение ребенка, делают их использование в педагогике раннего возраста чрезвычайно важным. Поэтому мини-представления по тематике русских сказок являются одной из необычных творческих форм сюжетно-ролевых игр, представляющих большой интерес для детей дошкольного возраста.
Малые фольклорные формы, народная педагогика предоставляют обширный материал для создания сюжетно-ролевых игр и воспитания личности ребенка младшего дошкольного возраста, что отражено в таблице 2.
Таблица 2. Формы и методы русской народной педагогики
Метод |
Форма (жанр устного народного творчества) |
Цель употребления |
Семейное воспитание |
Помощь по дому, совместная работа в игровой форме |
|
Родительский пример |
|
|
Использование фольклора |
Потешки, песенки, пестушки, прибаутки |
|
Колыбельные песни |
«системный подход к ознакомлению с окружающим» (Л. Павлова). |
|
Сказки |
Нравственное, личностное воспитание Социализация |
|
Игровая деятельность |
Сюжетно-ролевые игры (Белочки-собачки, Жмурки и др.) |
Воспитание личностных качеств, развитие интеллекта, памяти, социализация. речевое развитие. |
Народная физическая культура |
Гимнастика Соревновательные элементы |
Физическое воспитание, оздоровление, соблюдение режимных моментов |
Народное художественное творчество |
-Лепка из природных материалов (глина, воск); - Пение - Обрядовые танцы (например, хороводы и др.) |
Эстетическое художественное воспитание, Развитие интеллекта, Трудовое воспитание |
Сюжетно-ролевые игры на основе фольклора касаются самых разнообразных направлений воспитательно-образовательного процесса, всех сфер развития личности ребенка раннего возраста, как видно из таблицы.
Также интересным средством воспитания разносторонней личности являются подвижные сюжетно-ролевые игры. Для любого ребенка нет более увлекательного и интересного, чем игра. По определению П.Ф. Лесгафта, игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни[17]. Ученый-практик разделил все детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами), которые в свою очередь делятся на – сюжетно-ролевые, театрализованные и игры со строительным материалом. В процессе игры ребенок учится действовать по правилам, выполнять указания старшего, проявлять организационные навыки.
Интересное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным физическим и умственным усилиям. Являясь незаменимым средством пополнения ребенком знаний и представлений об окружающей среде, развития основных физических качеств, ориентации в пространстве и в коллективе, а главное, – мышления, памяти, смекалки, а также совершенствования морально-волевых качеств. При проведении подвижных игр часто используются различные стихи, загадки, поговорки, кричалки, что способствует обогащению словарного запаса у детей, развитию памяти, выразительности речи.
В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением. Это же характерно и для освоения отношений в мире взрослых: ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых; по — своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать себя[18].
Сюжетно-ролевая игра помогает создать модели жизненных ситуаций, в которых дети могут проявить характер, нравственные качества, организаторские способности, а также ловкость, реакцию, смекалку. Поэтому после проведения специально организованной игры необходимо обсуждать с детьми результаты их игрового опыта.
2.2. Методы и формы использования сюжетно-ролевой игры в развитии личности детей дошкольного возраста
Для побуждения детей к общению со сверстниками следует использовать самые разные ситуации их жизни: режимные моменты, занятия, свободную игру и специально организованные игры. Специальные игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми, должны составлять неотъемлемую часть жизни группы, стать привычными и желанными для малышей. Их можно проводить в перерывах между режимными моментами, на прогулке, во время свободной игры детей. Для формирования и поддержки у детей положительного отношения к другим и себе важно дать почувствовать ребенку, что он значим для окружающих: проявлять внимание к желаниям и предпочтениям малыша, чутко реагировать на все его переживания. Тогда ребенок будет охотнее посещать детский сад, радостнее играть, обучаться и общаться в коллективе.
Используя словесное творчество народа в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, необходимо применять не один-два жанра, как часто бывает в дошкольном учреждении, а как можно шире, комплексно. Причем чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребенка раннего дошкольного возраста, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.
Например, при соблюдении режимных моментов с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать такие сюжетно-ролевые игры на основе малых фольклорных форм, как:
- «Куколка играла, целый день играла»,
- «Водичка, водичка»,
- «Каша масленая – ложка крашеная»,
- «Кран откройся, нос умойся» и др. (см. Приложение 2).
В возрасте трех-четырех лет для организации сюжетно-ролевых игр можно использовать подвижные игры, которые моделируют различные социальные ситуации. Например, одной из таких игр является игра «Дружные ребята». Целью такой игры станет воспитание у детей дружеских чувств и доброжелательных отношений; обучение внимательному слушанию воспитателя; закрепление навыка обращения к друг к другу по имени; развитие творческих способностей и двигательных навыков.
Воспитатель предлагает детям поиграть и внимательно проследить, что он будет говорить. А затем обращается к детям:
- Таня, Танечка, дружок,
К нам скорей вставай в кружок!
В хоровод скорей входи,
Плясовую заводи! (Под музыку дети исполняют плясовые движения).
- Саша, Сашенька, дружок,
К нам скорей вставай в кружок!
За руки возьмем друг друга,
Побежим мы все по кругу!
- Лена, Леночка, дружок,
К нам скорей вставай в кружок!
Ты старайся не зевать,
А быстрее мяч поймать! (Воспитатель кидает мяч Леночке, затем другим детям)[19].
А в игре «Трамвай» дети 3-4 лет учатся коллективно взаимодействовать, согласовывать свои действия с командами, соблюдать правила дорожного движения и порядок, быть внимательными. Дети построены парами. Свободными руками они держатся за шнур (концы его связаны). Это трамвай. Воспитатель стоит с гремя цветными флажками. Он объясняет, что на зеленый сигнал надо двигаться, на красный и желтый останавливаться. Воспитатель поднимает зеленый флажок — трамвай едет, дети бегут вокруг комнаты. Добежав до воспитателя (светофора), дети смотрят, не сменился ли цвет. Если цвет по- прежнему зеленый, то движение трамвая продолжается, если поднят красный или желтый флажок, малыши останавливаются и ждут, когда появится зеленый, чтобы можно было снова двигаться. Во время игры. При небольшом количестве участников можно ставить их не парами, а в одну колонну. Сюжет игры можно развернуть — на пути сделать остановку. Пассажиры сидят и ждут трамвая. Подъезжая к остановке, трамвай замедляет ход и останавливается. Одни пассажиры выходят, другие входят. Чтобы войти или выйти из трамвая, дети приподнимают шнур, на конце которого привязан колокольчик. Ребенок, стоящий последним (кондуктор), дает звонок, трамвай трогается. На остановках в него садятся новые пассажиры.
В других сюжетно-ролевых играх повышается значение общения со сверстниками для психического развития ребенка, его социально-личностного развития. Так, снижению страха ребенка, адаптации в новой обстановке способствуют сюжетно-ролевые игры, такие как:
– «Охотник и зайцы»,
– «Хитрый лис»,
– «Ловишки»,
– «Пятнашки»,
– «Жмурки» и др.,
которые переключают внимание и снимают напряжение, благодаря активным действиям взрослого (нарочито громкие, поддерживающие настроение веселья фразы, комические движения). Желательно, чтобы в роли «ведущего» и «спасающегося» в играх сначала побывал взрослый, а затем – все дети по очереди. Педагогические приемы, которые позволяют снять напряжение, – это создание игровой ситуации, диалога с обращением и вопросами к ребенку, побуждающие его к общению, ласковое и внимательное отношение, но без излишней ласковости, жалости и сюсюканья.