Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За малыми ребятами.

Ножками - топ-топ,

Глазками - хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Молока не пьет -

Забодает,

Забодает,

Забодает!

  1. Приговорки, прибаутки:

Перед сном:

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорее, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

***

Пробуждение:

Гони прочь дремушку!

(Имя ребеночка) встань, поднимись,

Подбоченься, подбодрись,

Оглянись по сторонам –

Идет солнце в гости к нам!

***

Умывание:

Водичка, водичка,

Умой мое личико …

Чистая водичка,

Умоет Саше личико

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

***

Вот они сапожки,

Этот - с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Настенька маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая

Настя чернобровая.

***

В печи калачи

Как огонь горячи

Для кого печены?

Для Галочки калачи

Для Галочки горячи.

***

Расти, коса, до пояса!

Не вырони ни волоса!

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

Приложение 3

Практические советы родителям по формированию активной речи у ребенка раннего дошкольного возраста

Уважаемые родители! Бабушки и дедушки!

Советуем вам в общении с ребенком уделить особое внимание развитию речи и игровой деятельности, так как это первое и важное условие становления у ребенка полноценной психики и ее дальнейшего правильного развития.

Большую роль в развитии активной речи ребенка играет участие взрослого человека, и прежде всего, родителей. Именно в раннем детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Папа и мама всегда являются для ребенка не только носителями средств и образцов действия, но и уникальными личностями, воплощающими свои, индивидуальные мотивы и смыслы. Они являются для ребенка как бы олицетворением тех ценностных и мотивационных уровней, которыми он сам еще не обладает. На эти уровни он может подняться только вместе со взрослым – через общение, совместную деятельность и общие переживания. Поэтому проводите с ребенком как можно больше времени, выделяйте специальные часы, чтобы разговаривать, общаться, вместе заниматься домашними делами, гулять и играть.

Для того чтобы овладеть речью (понимать и общаться), ребенок должен, во-первых, находиться в языковой среде, то есть иметь возможность слышать окружающую речь и, во-вторых, овладеть способностями воспроизводить звуки, звукосочетания, а затем и основные смысловые единицы языка – слова. Поэтому нужно больше общаться, разговаривать с ребёнком, играть, используя игрушки, дидактические игры, упражнения. Читать сказки, разучивать потешки и небольшие стихотворения, рассматривать картинки вместе с детьми. Дать детям возможность высказаться, научиться их слушать самому.


В возрасте двух-трех лет происходит гигантский рывок и в самосознании маленького человека, и в его активной речи. А активной является та речь, которая обращена к другим людям, к сверстникам и задействована в активный процесс общения, совместной деятельности. Чтобы активизировать процессы усвоения новых слов, создавайте ситуации их осмысленного употребления в процессе игры, выполнения простой работы по дому, занятий спортом и других действий.

Внимательно наблюдайте за детьми! Если вдруг вы замечаете, что ваш ребенок не вступает с другими детьми в диалог, молчит или не торопится начинать активного общения, что его словарный запас не достаточен или он плохо выговаривает слова, предпочитает объясняться жестами, – значит, ему нужна помощь специалиста. Пожалуйста, не откладывайте поход к логопеду, психологу или педагогу-дефектологу, обязательно посоветуйтесь с врачом!

Для формирования активной речи вы можете самостоятельно использовать развивающие игры: они помогают преодолеть барьер общения, побуждают ребенка к использованию различных слов и выражений в многообразии жизненных ситуаций.

  • Это могут быть игры, направленные на развитие внимания: «Тихо – громко», «Найди игрушку», «Ветер и птицы» и др. Так формируются предпосылки появления речевого высказывания, уделяется особое внимание развитию различных видов ощущений и восприятия (зрительного, слухового, осязательного, вкусового и обонятельного).
  • Игры на развитие слухового восприятия: например, упражнение «Найди конфетки, одинаковые по звучанию» (каждая «конфетка» изготовлена из киндер-сюрприза и наполнена разными веществами, производящим при встряхивании определенный звук). Предлагается прослушать звучание конфеток и найти пары, звучащие одинаково. — Как гремит эта баночка? (тихо) — Давай послушаем все баночки и найдём ту, которая гремит тоже тихо (находят). — А теперь поднесем обе баночки к ушкам и проверим, одинаково ли тихо они звучат. И т. д., пока не будут найдены все пары.
  • Игры на развитие тактильных ощущений: предлагается угадать предмет на ощупь или назвать его качество при касании (гладкий или шершавый, теплый или холодный, мягкий или твердый).
  • Еще один вид игры и полезного занятия – использование слов по одной из следующих тем: «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Зима», «Посуда», «Домашние животные». Такое занятие позволяет проиграть различные ситуации, вовлекает малыша в процесс дальнейшего познания, стимулирует активную речь, полезную и в реальной жизни.
  • Рассмотрите предметы, игрушки вместе с ребенком, постройте несложный диалог из двух-трех предложений, задайте вопрос и помогите ребенку на него ответить. Важно стимулировать действия ребенка с предметами, параллельно проговаривая вместе с ним эти действия. Ведь, подражая взрослому и его речи, ребенок последовательно изучает действия, складывая поведенческую модель, логические взаимосвязи.
  • Другой важный для развития вид игр – игры для создания ситуации, в которой нужно будет общаться: «Сложи пирамидку», «Веселые матрешки», «Парные картинки», «Спрячь шарик», «Найди такой же», «Разрезные картинки», игры — вкладыши и др. Если поиграть с малышом в такую игру и при этом комментировать все его действия, то вы увидите, что ребенок будет проявлять инициативу не только в действиях, но и в речи, сам будет пытаться выразить словами свои поступки.

Характерной особенностью детей в возрасте двух лет является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Поведение, речь мамы и папы, их внешний облик – всё является образцом для детей. Поэтому говорите правильно, четко, ни в коем случае сюсюкайте с ребенком, стимулируйте правильное проговаривание им слов, не договаривайте за него слова, но помогайте ему, если он затрудняется в выборе слова!

При обучении детей родному языку особенно важны речевые интонации, эмоциональная насыщенность речи. Монотонная и невыразительная, слишком тихая речь не привлечет внимание ребенка и не стимулирует желание общаться. Если же организовать процесс общения как веселую, увлекательную игру, включить в нее интересные для ребенка предметы, занимающие его воображение, то процесс активизации речи пойдет гораздо быстрее.

Помните: общение с ребенком должно развиваться на основе диалога, взаимного доверия и понимания. При создании благоприятного климата и благожелательной, доброй атмосферы ваши активные занятия с ребенком обязательно дадут результаты!

  1. Зерщикова И. В., Соколова Г. В. Особенности воспитания детей раннего возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 89-91. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1196/ (дата обращения: 30.08.2019).

  2. Комарова Т. В., Пронина О. В., Астапова В. А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №34. — С. 102-106. — URL https://moluch.ru/archive/220/52419/ (дата обращения: 30.08.2019).

  3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 210 с. – С. 5.

  4. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика. – 1988. – Т. 1. – 416 с.

  5. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика. – 1988. – Т. 1. – 417 с.

  6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. – № 6. – 1966.

  7. Полухина О.П., Тарасова И.А. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития личности детей в детском образовательном учреждении // Территория науки. – 2018. – №2.

  8. Комарова Т. В., Пронина О. В., Астапова В. А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников // Молодой ученый. – 2018. – №34. – С. 102-106.

  9. Гогоберидзе, А.Г. Программа "Детство" как продукт диссеминации результатов научных исследований [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева // Дошкольная педагогика: петербургский научно-практический журнал. - 2014. - № 3. - С. 10-12.

  10. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 210 с.

  11. От рождения до школы. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ. – 2014.

  12. Элибаева Л. С. Народная педагогика — основа формирование личности // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 595-597.

  13. Захарова Е. А. Роль игры в воспитании личности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 6-8. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7495/ (дата обращения: 31.08.2019).

  14. Синицына Н.В., Сюткина О.В. Малые формы фольклора как основа сюжетно-ролевого сценария уроков игрового стретчинга // КПЖ. 2015. №4-1.

  15. Кирюшкина М.С. Социальное развитие ребенка раннего возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2009. – №2. – С. 32.

  16. Куприна Н.Г. Образно-игровая фольклорная традиция в воспитании современного ребенка: методическое пособие / Институт развития регионального образования Свердловской области. – Екатеринбург. – 2010 – 142 с. – С. 45

  17. П. Ф. Лесгафт. Избранные труды. – Издание: Северо-Запад. – 2012. – Т. 1. – 382 с.

  18. Захарова Е. А. Роль игры в воспитании личности. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 6-8.

  19. Булгакова А. Н., Булгакова Е. В. Мастер-класс для родителей «Веселые игры для ребят» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №1. — С. 65-67. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/77/2751/ (дата обращения: 31.10.2018).

  20. Зворыгина Е. В., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 5. — с. 31–40.

  21. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. — Москва.: Просвещение. – 2008. – 156с.

  22. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста: актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи / К. Л. Печора. - Москва: Изд-во «Скрипторий» 2003, 2006. - 95 с.: ил., табл.