Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
За малыми ребятами.
Ножками - топ-топ,
Глазками - хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Молока не пьет -
Забодает,
Забодает,
Забодает!
- Приговорки, прибаутки:
Перед сном:
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорее, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
***
Пробуждение:
Гони прочь дремушку!
(Имя ребеночка) встань, поднимись,
Подбоченься, подбодрись,
Оглянись по сторонам –
Идет солнце в гости к нам!
***
Умывание:
Водичка, водичка,
Умой мое личико …
Чистая водичка,
Умоет Саше личико
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
***
Вот они сапожки,
Этот - с правой ножки,
Этот – с левой ножки.
Настенька маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая
Настя чернобровая.
***
В печи калачи
Как огонь горячи
Для кого печены?
Для Галочки калачи
Для Галочки горячи.
***
Расти, коса, до пояса!
Не вырони ни волоса!
Расти, косонька, до пят –
Все волосоньки в ряд.
Приложение 3
Практические советы родителям по формированию активной речи у ребенка раннего дошкольного возраста
Уважаемые родители! Бабушки и дедушки!
Советуем вам в общении с ребенком уделить особое внимание развитию речи и игровой деятельности, так как это первое и важное условие становления у ребенка полноценной психики и ее дальнейшего правильного развития.
Большую роль в развитии активной речи ребенка играет участие взрослого человека, и прежде всего, родителей. Именно в раннем детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Папа и мама всегда являются для ребенка не только носителями средств и образцов действия, но и уникальными личностями, воплощающими свои, индивидуальные мотивы и смыслы. Они являются для ребенка как бы олицетворением тех ценностных и мотивационных уровней, которыми он сам еще не обладает. На эти уровни он может подняться только вместе со взрослым – через общение, совместную деятельность и общие переживания. Поэтому проводите с ребенком как можно больше времени, выделяйте специальные часы, чтобы разговаривать, общаться, вместе заниматься домашними делами, гулять и играть.
Для того чтобы овладеть речью (понимать и общаться), ребенок должен, во-первых, находиться в языковой среде, то есть иметь возможность слышать окружающую речь и, во-вторых, овладеть способностями воспроизводить звуки, звукосочетания, а затем и основные смысловые единицы языка – слова. Поэтому нужно больше общаться, разговаривать с ребёнком, играть, используя игрушки, дидактические игры, упражнения. Читать сказки, разучивать потешки и небольшие стихотворения, рассматривать картинки вместе с детьми. Дать детям возможность высказаться, научиться их слушать самому.
В возрасте двух-трех лет происходит гигантский рывок и в самосознании маленького человека, и в его активной речи. А активной является та речь, которая обращена к другим людям, к сверстникам и задействована в активный процесс общения, совместной деятельности. Чтобы активизировать процессы усвоения новых слов, создавайте ситуации их осмысленного употребления в процессе игры, выполнения простой работы по дому, занятий спортом и других действий.
Внимательно наблюдайте за детьми! Если вдруг вы замечаете, что ваш ребенок не вступает с другими детьми в диалог, молчит или не торопится начинать активного общения, что его словарный запас не достаточен или он плохо выговаривает слова, предпочитает объясняться жестами, – значит, ему нужна помощь специалиста. Пожалуйста, не откладывайте поход к логопеду, психологу или педагогу-дефектологу, обязательно посоветуйтесь с врачом!
Для формирования активной речи вы можете самостоятельно использовать развивающие игры: они помогают преодолеть барьер общения, побуждают ребенка к использованию различных слов и выражений в многообразии жизненных ситуаций.
- Это могут быть игры, направленные на развитие внимания: «Тихо – громко», «Найди игрушку», «Ветер и птицы» и др. Так формируются предпосылки появления речевого высказывания, уделяется особое внимание развитию различных видов ощущений и восприятия (зрительного, слухового, осязательного, вкусового и обонятельного).
- Игры на развитие слухового восприятия: например, упражнение «Найди конфетки, одинаковые по звучанию» (каждая «конфетка» изготовлена из киндер-сюрприза и наполнена разными веществами, производящим при встряхивании определенный звук). Предлагается прослушать звучание конфеток и найти пары, звучащие одинаково. — Как гремит эта баночка? (тихо) — Давай послушаем все баночки и найдём ту, которая гремит тоже тихо (находят). — А теперь поднесем обе баночки к ушкам и проверим, одинаково ли тихо они звучат. И т. д., пока не будут найдены все пары.
- Игры на развитие тактильных ощущений: предлагается угадать предмет на ощупь или назвать его качество при касании (гладкий или шершавый, теплый или холодный, мягкий или твердый).
- Еще один вид игры и полезного занятия – использование слов по одной из следующих тем: «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Зима», «Посуда», «Домашние животные». Такое занятие позволяет проиграть различные ситуации, вовлекает малыша в процесс дальнейшего познания, стимулирует активную речь, полезную и в реальной жизни.
- Рассмотрите предметы, игрушки вместе с ребенком, постройте несложный диалог из двух-трех предложений, задайте вопрос и помогите ребенку на него ответить. Важно стимулировать действия ребенка с предметами, параллельно проговаривая вместе с ним эти действия. Ведь, подражая взрослому и его речи, ребенок последовательно изучает действия, складывая поведенческую модель, логические взаимосвязи.
- Другой важный для развития вид игр – игры для создания ситуации, в которой нужно будет общаться: «Сложи пирамидку», «Веселые матрешки», «Парные картинки», «Спрячь шарик», «Найди такой же», «Разрезные картинки», игры — вкладыши и др. Если поиграть с малышом в такую игру и при этом комментировать все его действия, то вы увидите, что ребенок будет проявлять инициативу не только в действиях, но и в речи, сам будет пытаться выразить словами свои поступки.
Характерной особенностью детей в возрасте двух лет является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Поведение, речь мамы и папы, их внешний облик – всё является образцом для детей. Поэтому говорите правильно, четко, ни в коем случае сюсюкайте с ребенком, стимулируйте правильное проговаривание им слов, не договаривайте за него слова, но помогайте ему, если он затрудняется в выборе слова!
При обучении детей родному языку особенно важны речевые интонации, эмоциональная насыщенность речи. Монотонная и невыразительная, слишком тихая речь не привлечет внимание ребенка и не стимулирует желание общаться. Если же организовать процесс общения как веселую, увлекательную игру, включить в нее интересные для ребенка предметы, занимающие его воображение, то процесс активизации речи пойдет гораздо быстрее.
Помните: общение с ребенком должно развиваться на основе диалога, взаимного доверия и понимания. При создании благоприятного климата и благожелательной, доброй атмосферы ваши активные занятия с ребенком обязательно дадут результаты!
-
Зерщикова И. В., Соколова Г. В. Особенности воспитания детей раннего возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 89-91. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1196/ (дата обращения: 30.08.2019). ↑
-
Комарова Т. В., Пронина О. В., Астапова В. А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №34. — С. 102-106. — URL https://moluch.ru/archive/220/52419/ (дата обращения: 30.08.2019). ↑
-
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 210 с. – С. 5. ↑
-
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика. – 1988. – Т. 1. – 416 с. ↑
-
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика. – 1988. – Т. 1. – 417 с. ↑
-
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. – № 6. – 1966. ↑
-
Полухина О.П., Тарасова И.А. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития личности детей в детском образовательном учреждении // Территория науки. – 2018. – №2. ↑
-
Комарова Т. В., Пронина О. В., Астапова В. А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников // Молодой ученый. – 2018. – №34. – С. 102-106. ↑
-
Гогоберидзе, А.Г. Программа "Детство" как продукт диссеминации результатов научных исследований [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева // Дошкольная педагогика: петербургский научно-практический журнал. - 2014. - № 3. - С. 10-12. ↑
-
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 210 с. ↑
-
От рождения до школы. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ. – 2014. ↑
-
Элибаева Л. С. Народная педагогика — основа формирование личности // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 595-597. ↑
-
Захарова Е. А. Роль игры в воспитании личности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 6-8. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7495/ (дата обращения: 31.08.2019). ↑
-
Синицына Н.В., Сюткина О.В. Малые формы фольклора как основа сюжетно-ролевого сценария уроков игрового стретчинга // КПЖ. 2015. №4-1. ↑
-
Кирюшкина М.С. Социальное развитие ребенка раннего возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2009. – №2. – С. 32. ↑
-
Куприна Н.Г. Образно-игровая фольклорная традиция в воспитании современного ребенка: методическое пособие / Институт развития регионального образования Свердловской области. – Екатеринбург. – 2010 – 142 с. – С. 45 ↑
-
П. Ф. Лесгафт. Избранные труды. – Издание: Северо-Запад. – 2012. – Т. 1. – 382 с. ↑
-
Захарова Е. А. Роль игры в воспитании личности. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 6-8. ↑
-
Булгакова А. Н., Булгакова Е. В. Мастер-класс для родителей «Веселые игры для ребят» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №1. — С. 65-67. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/77/2751/ (дата обращения: 31.10.2018). ↑
-
Зворыгина Е. В., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 5. — с. 31–40. ↑
-
Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. — Москва.: Просвещение. – 2008. – 156с. ↑
-
Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста: актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи / К. Л. Печора. - Москва: Изд-во «Скрипторий» 2003, 2006. - 95 с.: ил., табл. ↑