ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Романова Л.В
Россия, г. Ангарск, МБОУ «СОШ» № 12
Применение ТРИЗ-технологии при решении математических задач открытого типа, как развитие креативного мышления у обучающихся.
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме развития креативного мышления у обучающихся. Люди обладающие таким мышлением, умеют находить нестандартные решения для стандартных ситуаций, размышляя, выходить за рамками общепринятого, выбирать оригинальный подход к решению возникающих проблем. Креативное мышление, в первую очередь развивает творческий потенциал, способность к незамедлительному реагированию на происходящие изменения, генерированию новых идей, умению быстро находить решение сложным ситуациям, смотреть на мир иначе, являются по сути задачами современного общества.
На сегодняшний день для человека креативность мышления имеет чрезвычайную важность, так как большинство профессий в наше время нуждается в креативности, особенно ярко она проявляется в социально-экономической сфере, существуют отдельные должности, отвечающие за креатив, нередко работники с развитым творческим потенциалом могут вывести развитие предприятия на новый уровень[2,с.45].
В статье говориться, о том, что применение ТРИЗ-технологии в решении задач по математике открытого типа, поможет раскрыть способность к креативному подходу мысли у обучающихся. Обозначена важность такого вида мышления, а также подробно рассмотрены математические задачи закрытого и открытого типа, дана их сравнительная формулировка и общие критерии построения задач с применением ТРИЗ-технологии.
Ключевые слова: ТРИЗ-технология, креативное мышление, творческий потенциал, открытые задачи по математике.
Актуальность данной статьи заключается в том, что в ней рассматривается важность применения ТРИЗ-технологии в решении математических задач открытого типа в процессе образовательной деятельности, которая обеспечивает эффективность развития креативного мышления у обучающихся.
Очевидно, что многие дети имеют скрытый потенциал одаренности и способность к креативному мышлению. С помощью применения ТРИЗ-технологии в решении математических задач открытого типа, при наличии необходимых условий развития можно раскрыть у детей творческий потенциал и способность мыслить креативно[3,с.12].
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – это педагогическая технология, ориентированная на развитие творческого потенциала и креативного мышления у подрастающего поколения. Данная методика разработана советским инженером-изобретателем Генрихом Альтшуллером в 1946 году, который работал в патентном бюро и там проанализировал 40 тысяч патентов в попытке найти объективные закономерности в процессе решения инженерных задач и появления новых идей. Генрих Альтшуллер отмечал что, каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта. Необходимость ТРИЗ-технологии возникла потому, что темпы технического прогресса напрямую зависят от изобретателей, а экономический успех зависит от темпов технологического прогресса[1,с.7]. Многие изобретения, открытия, идеи запаздывают, как минимум, на несколько лет и, следовательно, порой уже бывают бесполезны. Главное отличие ТРИЗ мышления от других типов мышления - это сознательное управление процессом мышления.
ТРИЗ-технология обучения является эффективным инструментом, позволяющим раскрыть природные задатки и умственные способности обучающихся, развить их креативное, системное и ассоциативное мышление, сформировать творческую ориентацию детей, воспитать разностороннюю личность, способную решать сложные и неординарные задачи в различных сферах деятельности.
Применение технологии ТРИЗ на уроках математики, а именно решение открытых задач, способствует развитию креативного мышления у обучающихся. Выделенные способности лежат в основе исследовательской деятельности обучающихся, являются основой умения учиться автономно и в кооперации с другими. В творчестве, как и в любой деятельности человек может развиваться, знания – это инструмент творческой работы, каждый наделен способностью изобретать[3,с.15].
В обучении математики огромную роль играют задачи. Большинство задач из школьного учебника – это задачи закрытого типа. Условие задачи содержит все необходимые данные в очевидном виде. Метод решения известен и представляет собой цепочку формальных операций. Правильный ответ задачи определен однозначно.
В открытой задаче условие «размытое», содержит неопределенности. Методы решения разнообразны. Допускается любое количество возможных ответов[4].
Чтобы решать возникающие жизненные проблемы, очень важно уметь решать задачи открытого типа. Задания предусматриваемые многозначность правильных ответов, позволяют развить творческий потенциал человека, подготовить быстро реагировать и принимать неординарные решения в сложных ситуациях, а, следовательно, в полной мере реализовать креативную личность.
А. А. Гин, специалист по ТРИЗ-педагогике, считал, что крайне необходимо использовать в обучении открытые задачи, не только давать знания, но еще и показывать их границы, намеренно сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. В своем комментарии он говорил: "В школе решают "закрытые" задачи, а жизнь ставит перед человеком «открытые» задачи, и в зазор между первыми и вторыми зачастую проваливается интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия» [2,с.19].
Творческая открытая задача характеризуется размытым (недостаточным или избыточным) условием, которое обучающемуся необходимо осмыслить, переработать и дополнить самому. Она может иметь множество решений, вероятный (а не точный) ответ, что является естественным следствием многовариантности формулировки условия и отсутствием известных заранее способов решения.
Рассмотрев примеры математических задач закрытого и открытого типа на конкретном учебном материале, с последующей переформулировкой из одного типа в другой с помощью ТРИЗ-технологии, можно увидеть их различие: (таблица 1):
Таблица 1
Закрытые задачи | Открытые задачи |
Из одного пункта в противоположных направлениях выехали две машины со скоростями 80 км/ч и 100 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 4 часа? | Две машины выехали из одного пункта со скоростями 100 км/ч и 80км/ч. Какое расстояние будет между ними через 4 часа? Какие варианты возможны? |
Две автомашины движутся на встречу друг другу со скоростями 60 км/ч и 40 км/ч. Расстояние между ними 500км. Какое расстояние будет между ними через 3часа? | Движутся две машины со скоростями 60 км/ч и 40 км/ч. Расстояние между ними 500км. Какие вопросы можно сформулировать к этим данным? |
Собственная скорость теплохода равна 27 км/ч, а скорость течения реки 3км/ч. Сколько времени затратит теплоход на путь между 2 пристанями, расстояние между которыми равно 120 км, если он будут плыть по течению? | Собственная скорость теплохода равна 27 км/ч, а скорость течения реки 3км/ч. Сколько времени затратит теплоход на путь между 2 пристанями, расстояние между которыми равно 120 км? Сколько решений имеет задача? |
Для варенья из вишни на 2 части ягод берут 3 части сахара. Сколько сахара требуется взять для 2кг 600г ягод? | Для варенья из вишни на 2 части ягод берут 3 части сахара. Какого продукта взято в избытке, если у нас есть 3кг. 600г сахара и 2кг 300г. вишни? |
Дано выражение 42+61+28+39+31+19 вычислите, выбирая удобный порядок действий. | Дано выражение 42+61+28+39+31+19 какими способами можно скомбинировать числа, для удобного вычисления? Приведите все возможные комбинации. |
Чему равен угол между часовой и минутной стрелками, если часы показывают 9 часов? | Подберите такое время, чтоб угол между часовой и минутной стрелкой был прямым. Сколько существует вариантов. |
Какие из чисел 132, 815, 26000, 551, 1000 делятся на 5? | Подберите такие трехзначные числа, которые бы делились на 5, но не делились на 2. |
Один мотор расходует полный бак бензина за 18ч., а другой за 12ч. Какую часть полного бака израсходуют оба мотора, если первый будет работать 5 ч., а второй 7ч.? | Один мотор расходует полный бак бензина за 18ч., а другой за 12ч. Какие вопросы можно поставить к этим данным? |
Проанализировав данные таблицы 1, путем перефразирования условий задач закрытого типа в открытый, с помощью ТРИЗ-технологии, можно сделать следующие выводы, что решение подобных задач позволяет не просто давать готовые знания, а сталкивать учеников с проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса, заставляет включить не только логическое, но и креативное мышление.
Использование открытых задач в процессе обучения поспособствует учителю показать обучающемуся неограниченность возможностей и путей решения проблемы/задачи, многовариантность правильных ответов, исходя из выбранной стратегии решения проблемы/задачи, раскрывать творческий потенциал, способность мыслить креативно, повысить самооценку обучающегося и смотивировать его к дальнейшему саморазвитию.
Открытая задача с уклоном ТРИЗ-технологии рассматривается ни просто как упражнение, а как проблема, которую ставится перед обучающимися. Для ее решения нет предписанных способов, тем самым это дает возможность мыслить не ограничено, побуждая к генерированию новых идей[4]. Таким образом «открытый подход» предполагает, что сами задачи должны заключать в себе математические идеи, которые в свою очередь обеспечивает эффективность развития креативного мышления у обучающихся.
Существуют общие требования к формулировке « открытых» задач с помощью ТРИЗ-технологии:
- формулировка задач должна отражать цель исследования, которую нужно достигнуть или проблему, которую нужно преодолеть, при этом поиск решения задачи\проблемы, осуществляется путем аналогий из разных областей знаний, проведенных обсуждений, приводя к обобщению.
- формулировка может содержать требование что-то обосновать, доказать, объяснить, исследовать, она позволяет замечать некоторые закономерности, сталкивать с проблемой, выдвигать и проверять гипотезы.
- формулировка «открытой» задачи создает возможность пользоваться разными математическими методами.
- формулировка таких задач вынуждает вести нестандартные размышления, в отношении информации находящейся в школьных учебниках, путем анализа и поиска решений нетиповых задач, выявление и устранение противоречий, которые даются в задаче, она побуждает проводить работу по уточнению данных и т.д.
Проведенное исследование дает возможность сформулировать следующие выводы и подвести итоги:
-
Роль включения «открытых» задач с применением ТРИЗ-технологии в процесс математической подготовки заключается в повышении качества их математической подготовки, эффективности обучения решению задач в любой сфере деятельности, приучению к самостоятельному поиску знаний на уроках математики, развитию креативного мышления у обучающихся. -
Выявлено, что «открытые» задачи в обучении математики практикуются в школах не часто, так как большинство задач в учебниках по математике являются «закрытыми». -
В результате проведенного исследования раскрыта сущность понятия ТРИЗ-технология в открытых задачах по математики. Дана сравнительная характеристика формулировок задач закрытого и открытого типа, приведены возможные переформулировки этих задач с помощью ТРИЗ-технологии, и обусловлены критерии их построения. -
Применение технологии ТРИЗ на уроках математики, а именно решение открытых задач, способствует развитию креативного мышления у обучающихся.
Литература
-
Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач: уч. пособие / Г.С. Альтшуллер, Альпина Бизнес Букс,– М:, 2015 – 400с.- ISBN 978-5-9614-0534-7; -
Гин А.А., Анджеевская И.Ю. 150 творческих задач о том, что нас окружает: уч. пособие./ А.А. Гин, Анджеевская И.Ю. – М.: Педагогика, 2014 – 217с. - ISBN: 978-5-7755-2925-3; -
Орлов М.А. Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного мышления / М.А. Орлов. - М.: Солон-Пресс, 2017 – 208с.- ISBN: 978-5-91359-080-0
4. Библиотека методических материалов [Электронный ресурс]: https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2020/05/20/primenenie-tehnologii-triz-priemy-ispolzovaniya-otkrytyh-