Файл: Учебное пособие по психологической подготовке для пожарных и спасателей М. Фку цэпп мчс россии, 2021. 113 с.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Третья стадия стресса – стадия истощения.
Даже если стресс-фактор действует непродолжительно, после разрешения стрессовой ситуации наступает упадок сил (например, после сдачи зачета и интенсивной подготовки, предшествующей ему, необходимо будет выспаться и отдохнуть, чтобы почувствовать себя бодрее).
При этом истощение, вызванное длительным и интенсивным стрессом, может приводить к более серьезным последствиям для физического и психического здоровья человека.
Характерные симптомы данной фазы: снижение способности сопротивляться воздействию; снижение функций органов или систем тела; нарушение в работе иммунной системы и многие другие.
Разберем описанные стадии на примере легенды о том, почему марафон представляет собой забег на дистанцию 40 с небольшим километров: согласно древнегреческой легенде, воин после битвы при городе Марафоне, чтобы возвестить о победе греков, смог пробежать от Марафона до Афин без остановки и отдыха. Достигнув цели, он успел крикнуть: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и упал без сил.
В данном примере мы можем увидеть несколько стадий стресса.
- Стадия мобилизации: несмотря на то, что битва только закончилась, радость от победы вызвала у воина прилив сил, благодаря которым он начал бежать.
- Стадия сопротивления: его организм настолько перестроился, что он смог преодолеть расстояние в 40 км без остановки.
- Стадия истощения: после длительной нагрузки организм истратил все ресурсы, и воин упал без сил.
Стоит понимать, что стресс является инструментом, который позволяет человеку адаптироваться к экстремальным условиям и является условием профессиональной деятельности.
Основная задача специалистов, работающих в экстремальных условиях, - не только своевременно отслеживать изменения в своем организме, вызванные стрессом, но и восстанавливать свои ресурсы, затраченные при выполнении работы и в повседневной жизни.
Описанный механизм стрессовой реакции является достаточно универсальным, однако нельзя сказать, что во всех случаях стресс проявляется именно так. Легкие стрессовые факторы могут не иметь описанных эффектов. Так, например, вызов на небольшое задымление может вызвать стресс, но не вызовет такой же стрессовой реакции, как серьезная физическая опасность.
Стрессовая реакция может быть сильнее или слабее в зависимости от психологических факторов (например, влияет отношение к ситуации, личностные особенности и внутренние ресурсы).
Проводилось исследование, в ходе которого сравнивались две группы людей с высоким уровнем стресса. В первой группе находились люди, которые заболели серьезным заболеванием. А у представителей второй группы со здоровьем было все в порядке, несмотря на высокие показатели стресса. Почему это произошло? Что позволило сохранить здоровье представителям второй группы? Оказалось, что дело в трех личностных характеристиках: вовлеченность в свою деятельность, склонность оценивать трудности как вызов и чувство контроля над своей судьбой.
Таким образом, несмотря на то, что стресс – реакция естественная, чем дольше она растянута по времени, чем интенсивнее, тем выше потери ресурсов организма и тем сильнее будут последствия воздействия стресса. Поэтому для специалиста, выполняющего деятельность в условиях постоянных нагрузок, важно своевременно восстанавливать силы и ресурсы, проявлять заботу о своем организме.
4.Учебный вопрос №4 - Обсуждение пройденного материала. (10 мин)
Опираясь на свой на личный и профессиональный опыт расскажите:
- с какими стресс-факторами чаще всего сталкиваетесь вы в рамках профессиональной деятельности?
- что влияет на оценку ситуации как стрессовую?
- перечислите стадии стресса
- что происходит с организмом, если стрессовое событие не прекращается?
Пособия и оборудование, используемые на занятии: ____________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составил план-конспект:
Психолог МПС СПСЧ ФПС ГПС
Главного управления МЧС России
по Алтайскому краю
лейтенант внутренней службы И.В. Зайцева
«____»_____________2023 г.