Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 2
Управление организацией с использованием системного подхода позволяет осуществить анализ различных по своей природе и сложности объектов с единой точки зрения, проявить при этом важнейшие характерные черты функционирования системы и учесть наиболее существенные факторы, влияющие на ее развитие. При этом предполагается подчиненность целей и результатов подсистем общесистемным цели.
Целями функционирования системы управления персоналом являются: повышение конкурентоспособности предприятия; повышение эффективности деятельности предприятия, в частности, достижение максимальной прибыли; обеспечение высокой социальной эффективности функционирования трудового коллектива; формирование положительного имиджа предприятия на рынке [2].
При формировании системы управления персоналом следует учитывать как внешние, так и внутренние факторы.
Применяя методологию системного подхода к задачам управления персоналом, можно усовершенствовать процесс принятия управленческих решений и оптимизировать организационную структуру экономической системы. В общем случае эта методология состоит из следующих этапов:
1. осознаются поставленные руководителем задачи и определяются конкретные цели по управлению персоналом.
2. Очерчивается подсистема задач, которые необходимо выполнить, чтобы обеспечить наиболее успешное достижение цели.
3. Намечаются комплексы мероприятий, направленных на выполнение каждого из заданий.
4. Выбирается технология осуществления мероприятий для выполнения каждого из заданий.
5. Исследуются факторы внешней и внутренней среды, влияющие на функционирование системы и выполнения мероприятий и задач.
6. Вычисляются необходимые виды ресурсов.
7. Выясняются количество и качество имеющихся ресурсов.
8. Определяется порядок выполнения мероприятий с учетом технологических и ресурсных ограничений.
9. Оформляется решение (разрабатывается план), которое утверждает его руководитель.
10. Осуществляется подготовка исполнителей, получаемые отсутствуют средства, реализуется решение (план).
Системный подход имеет серьезное влияние на теорию и практику управления. Это влияние, очевидно, будет расти в будущем, поскольку на системной основе можно будет синтезировать новые знания и концепции, которые будут появляться. Однако теория систем сама по себе еще не позволяет оценить, какие именно элементы организации как системы и элементы внешней среды важны. Она только отмечает, что организация состоит из многочисленных взаимосвязанных и взаимозависимых элементов и является открытой системой, на которую влияет внешняя среда. Эта теория не определяет конкретные факторы, влияющие на эффективность управления и эффективность деятельности организации в целом.
В практике системного управления персоналом на предприятиях можно выделить несколько слабых мест:
1) слабая ориентация на формирование имиджа работников, ведет к демотивации;
2) неадекватная горизонтальная интеграция важнейших функций управления, таких как набор, оценка, вознаграждение и развитие сотрудников. Менеджеры выполняют эти функции комплексным подходом к персоналу;
3) недостаточное привлечение линейных руководителей и сотрудников к разработке и реализации концепций управления;
4) игнорирование изменений в ценностных ориентациях людей, безразличное отношение к целям деятельности различных групп.
Итак, системный подход является способом учесть действующие, известные и неизвестные законы бытия таким образом, что лучше всего описывает и предусматривает реальную действительность, обеспечивает наиболее реальный и точный набор инструментов для управления реальным предприятием на основе законов экономики.
Решение данной проблемы в полном объеме дает возможность предприятию наиболее успешно развиваться в условиях рыночной ситуации и быстро реагировать на благоприятные и защищаться от неблагоприятных факторов, таким образом выживая и развиваясь, лучше, чем это делают конкуренты, и иметь перед ними решающее преимущество. Практическое значение для решения проблемы системного подхода к управлению предприятием позволит сделать большой шаг в национальной экономике, а именно успешно конкурировать с самыми современными предприятиями развитых стран мира.
Новая парадигма построения систем в менеджменте
Процессы глобализации в мировой экономике, углубление международного разделения труда, формирования современных организаций требуют создания в каждой стране климата предпринимательской активности, механизмов инновационного развития, эффективной рыночной инфраструктуры.
Как известно, одной из главных составляющих успеха экономически развитых стран мира является использование менеджмента, т.е. научно обоснованной и качественно построенной системы управления организацией. Менеджмент является результативным средством формирования рыночных стратегий, привлечения инвестиций, осуществления нововведений, оптимизации соотношения спроса и предложения и тому подобное.
Управление организацией, построенное на принципах современного менеджмента, характеризуется, с одной стороны, стабильностью в получении высоких экономических, технологических, социальных и других результатов, с другой – высокой динамикой положительных изменений.
Нужно отметить, что системы менеджмента отечественных предприятий характеризуются отсутствием комплексности, недостаточной эффективностью и низким уровнем структурированности, что обусловливает необходимость акцентуализации внимания на построении обоснованных процессно-структурированных систем менеджмента.
Один из авторов, З. Борисова, использует понятие процессно-структурного подхода в контексте проектирования системы управления бизнес-процессами организации, отмечает, что он предусматривает первичность процессного подхода над структурой организации и состоит из следующих этапов: определение стратегии и миссии; определение функций и процессов; определение организационной структуры управления; определение кадровых ресурсов; разработка организационной культуры[2]. Необходимо отметить, что такое видение процессно-структурного менеджмента является фрагментарным, поскольку не охватывает его целостной структуры и раскрывает лишь его отдельные аспекты. Процессно-структурированный менеджмент является комплексным понятием и предусматривает сочетание системного, ситуационного, динамического и функционального подходов к созданию системы менеджмента, а его основное содержание заключается не в первичности процессного подхода над структурой организации. Дискуссионным является перечень этапов процессно-структурного подхода к формированию системы управления, приведенный З. Борисовой, в котором можно увидеть лишь отдельные элементы управления.
Несмотря на основательное раскрытие различных аспектов менеджмента в литературе, мало внимания отводится проблеме формирования комплексных, эффективных систем менеджмента, которые характеризовались высокой структурированности, формировали бы базу для эффективного управления организациями, сочетали бы в себе различные подходы и тому подобное.
Обозначенная проблема, недостаточный уровень ее освещения и решения в литературных источниках определили следующие цели исследования: обосновать сущность, категорийный аппарат и особенности процессно-структурного менеджмента как интегрального подхода к построению эффективных систем менеджмента; охарактеризовать этапы процесса менеджмента, их содержательное и функциональное назначение.
Менеджмент – это целенаправленное воздействие на коллектив работников или отдельных исполнителей с целью выполнения поставленных задач и достижения поставленных целей. Феномен менеджмента вызвал интерес у представителей многих наук и профессий, способствовал его всестороннему изучению. Парадигмы менеджмента дают широкое и разностороннее трактовка, как понятию «менеджмент», так и его роли в производственно-хозяйственной деятельности.
Существуют различные подходы к менеджменту, которые исторически сформировались в теории и практике функционирования организаций, а именно: функциональный, ситуационный, системный, динамичный, процессный и тому подобное. Необходимо заметить, что существует некоторая неоднозначность в их трактовке и содержательном наполнении. Так, процессный подход часто называют функциональный, динамический, часто отождествляют с ситуационным, хотя по своей сути они имеют существенные различия. Из функциональных позиций менеджмент – это процесс планирования, организации, мотивации, контроля и регулирования, необходимый для формирования и достижения целей организации. Попроцессным подходом менеджмент охватывает не только выполнение вышеуказанных функций менеджмента, но и создание методов менеджмента, принятия управленческих решений, создание коммуникаций и тому подобное.
Ситуационная теория управления наибольшее отражение получила в трудах Д. Вудворт, Д. Томпсона, Н. Лоуренса, Д. Лорш, Дж. Гилбрейт, Т. Бернса, Дж. Сталкера и других ученых, заложивших основы идеям «исследования операций», «моделирование», «организационного поведения».
Современные условия функционирования требуют создания новой парадигмы менеджмента, которая интегрировала все существующие достижения в менеджменте и была бы направлена на создание эффективного комплексного подхода к управлению предприятиями. Именно на сочетание преимуществ всех концепций менеджмента, направленный туда процессно-структурированный подход к менеджменту.
Процессно-структурированный менеджмент сочетает в себе процессный, системный, ситуационный, динамичный и функциональный подходы и основывается на концепции, согласно которой менеджмент рассматривается как процесс, является последовательностью определенных завершенных этапов, каждый из которых имеет свою структуру, в совокупности обеспечивающих осуществление управленческого воздействия управляющей системы на управляемую с целью достижения целей организации в определенных условиях функционирования.
При этом руководство относится к виду управленческой деятельности, который сочетает трудовые процессы всех работников организации, обеспечивает реализацию функций и формирование методов менеджмента, разработки и принятия управленческих решений, а также формализует влияние управляющей системы на управляемую, то есть 4 этапом процесса управления является обеспечение управленческого воздействия на основе руководства. Руководство является объединяющей функцией в структуре категорий менеджмента, то есть выполняет роль двигателя, который определяет направления деятельности аппарата управления, эффективность управленческих решений, степень достижения целей организации.
Все вышеописанные этапы менеджмента сопровождаются коммуникациями, то есть процессами обмена информацией, ее содержанием между работниками, подразделениями, другими организациями.
Итак, процессно-структурированный менеджмент основывается на концепции, согласно которой менеджмент рассматривается как процесс, является последовательностью определенных завершенных этапов (реализация конкретных функций менеджмента, формирование методов менеджмента; формализация методов менеджмента, обеспечение управленческого воздействия на основе руководства), каждый из которых имеет свою структуру, в совокупности обеспечивают осуществления управленческого влияния управляющей системы на управляемую с целью достижения целей организации в соответствующих условиях функционирования. Именно процессно-структурированный менеджмент формирует базу для эффективного управления организациями с учетом того, что имеет комплексное направление и сочетает в себе процессный, системный, динамичный и функциональный подходы, формируя интегральную целостность.
Перспективами дальнейших исследований является систематизация предпосылок и факторов формирования процессно-структурного менеджмента, разработка принципов и концептуальных положений процессно-структурного менеджмента, формирования модели информационно-коммуникационного обеспечения процессно-структурного менеджмента.
Модели и методы анализа и прогнозирования сложных процессов
Как можно использовать системно-структурный метод в прикладном направлении, в практической деятельности. В основе природных катастроф лежат закономерные геологические, геофизические и другие процессы, происходящие в оболочках Земли (атмосфере, гидросфере, земной коре, мантии и ядре) и подвергаются воздействию солнечных, космических факторов и техногенной деятельности человека. Последние факторы могут вызывать или ускорять или усиливать природные катастрофические явления, так называемые сложные стохастические процессы. Основой мониторинга этих процессов является сеть наблюдения относительно режима их развития и факторов, которые обусловливают (природных и техногенных). Объектами мониторинга сложных процессов есть отдельные их проявления или группы проявлений, составляющих базу для моделирования и прогнозирования процессов, развивающихся в условиях случайных возмущений различного характера.