Файл: Ано дпо "уральский институт повышения квалификации и переподготовки" Программа профессиональной переподготовки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ"

Программа профессиональной переподготовки

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности (1080)

Дисциплина: Алалия. Коррекционно-логопедическая работа по формированию компонентов речевой деятельности при системном недоразвитии речи

Практическое задание 3, Модуль 3. Сенсорная алалия


Выполнила:

слушатель Иванова Юлия Андреевна

Преподаватель:

Шацкова Виктория Николаевна

г. Пермь – 2023

Задание 1. Составьте вопросы, которые в беседе логопеда с родителями «безречевого ребенка» при сборе анамнестических сведений позволят дифференцировать моторную алалию от задержки речевого развития.

1.Каковы индивидуально-типологические особенности ребенка? (какая беременность по счёту, как протекали беременность и роды;  может ли ребенок самостоятельно кусать, жевать, глотать, пить из чашки; появление  гуления и лепета;  наличие звукоподражательных реакций).

2.Когда у него появилась реакция на близких и чужих лиц? (появление комплекса оживления, узнавание)

3.Насколько он проявляет инициативу и стремится к общению? (об эмоциональных аспектах коммуникации и невербальных средствах общения, особенности общения с окружающими взрослыми и сверстниками, взаимодействие в игре).

4.Какие у него отмечаются особенности поведения? (наличие интереса к предложенным играм и занятиям, проявление инициативы со стороны самого ребенка, его способность к сотрудничеству, эмоциональная  реакция на оценку его достижений).

5.Какие именно ситуации влияют на изменение поведения?  (указания взрослого, поручения, вовлечение в игру).

Задание 2. 


Сформулируйте вопросы к родителям ребенка, страдающего сенсорной алалией, необходимые при сборе анамнеза с целью определения дифференциального заключения.

1. Фамилия, имя ребенка, его возраст. 2. Болел ребенок в раннем детстве (до З лет): менингитом, скарлатиной, паротитом, краснухой, отитом, гриппом? 3. Отмечались жалобы на боль или неприятные ощущения в ушах? 4. Часто у ребенка бывает насморк (затяжной, осложненный)? 5. У Вашего ребенка ротовое дыхание? 6. Сон ребенка беспокойный (разговаривает, скрежещет зубами)? 7. Отмечается скачкообразное, задержанное речевое развитие? 8. Часто ребенок переспрашивает? 9. Следит ребенок за артикуляцией говорящего ("смотрит в рот")? 10. У Вас есть близкие родственники с нарушением слуха? 11. Ребенок слушает телевизор, магнитофон при громком звучании? 12. Отмечается пониженная чувствительность к громким звукам? 13. Проводилось аудиометрическое исследование слуха?

Задание 3. 

Разработайте конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с моторной (или сенсорной) алалией с указанием возраста и этапа коррекционной работы.

Возраст: 3года.

Этап работы: подготовительный.

Тема: «Животные»

Цель: развитие самостоятельной речи.

Задачи:

1. Формировать умение вслушиваться в речь логопеда, понимать  её содержание.

2. Формировать умение активной подражательной деятельности в виде произношения звуковых сочетаний (му-му, ав-ав, мяу и др.).

3. Формировать умение выполнять односложную инструкцию.

4. Развивать мелкую моторику кистей рук.

5. Развивать умение пользоваться речевыми средствами общения.

6. Воспитывать  желание  воспроизводить действия с игрушками.

 

Оборудование: Картинки с изображением животных: кошка, котенок, щенок, корова, свинья, коза, жеребята;  игрушки (животные): котенок, корова.

 

Ход занятия:

I.    Организационный момент.

- Здравствуй, сегодня  мы с тобой поиграем в интересные игры. Ой,  посмотри, кто это выглядывает к нам из-за ширмы?

– Му! – Да, правильно, это корова! Мне кажется, что не только она пришла к нам в гости.

II. Основная часть.



2.1.Упражнение «Кто пришел?»

2.2.Отгадывание загадок.

Муу-му-у! Молока кому? (Корова - Мууу)

Мурр-муррр... пугаю кур. (Кошка - Мяууу.)

Идет, идет, бородой трясет...

Травки просит: мее-мее. (Коза - Ммее.)

2.3.Игра  «Прятки».

- А сейчас  животные будут прятаться.  А мы с тобой будем их искать, а ты подай голос того животного, которое нашел!

Кошка. (Мяу-мяу.) Корова. (Му-у-муу.) Свинья. (Хрю-хрю.) И т. д.

2.4.Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)

 «Два котенка»

Повстречались два котенка:

«Мяу-мяу!»

Два щенка: «Ав-ав!»

Два жеребенка: «Иго-го!»

Два быка: «Му-у-у!»

Смотри, какие рога!

2.5.Упражнение «Кошка».

Сейчас я буду задавать тебе вопросы, а ты попробуй ответить!

2.5. Упражнение «Корова» ( Т. Башинская; из литовского фольклора)

III. Итог. Молодец! Ты сегодня очень хорошо позанимался, тебе понравилось? – Да! - А животные, которые приходили в гости?

– Да!

–  Давай скажем им: «До свидания!».