Файл: Ано дпо "уральский институт повышения квалификации и переподготовки" Программа профессиональной переподготовки.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ"
Программа профессиональной переподготовки
Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности (1080)
Дисциплина: Алалия. Коррекционно-логопедическая работа по формированию компонентов речевой деятельности при системном недоразвитии речи
Практическое задание 3, Модуль 3. Сенсорная алалия
Выполнила:
слушатель Иванова Юлия Андреевна
Преподаватель:
Шацкова Виктория Николаевна
г. Пермь – 2023
Задание 1. Составьте вопросы, которые в беседе логопеда с родителями «безречевого ребенка» при сборе анамнестических сведений позволят дифференцировать моторную алалию от задержки речевого развития.
1.Каковы индивидуально-типологические особенности ребенка? (какая беременность по счёту, как протекали беременность и роды; может ли ребенок самостоятельно кусать, жевать, глотать, пить из чашки; появление гуления и лепета; наличие звукоподражательных реакций).
2.Когда у него появилась реакция на близких и чужих лиц? (появление комплекса оживления, узнавание)
3.Насколько он проявляет инициативу и стремится к общению? (об эмоциональных аспектах коммуникации и невербальных средствах общения, особенности общения с окружающими взрослыми и сверстниками, взаимодействие в игре).
4.Какие у него отмечаются особенности поведения? (наличие интереса к предложенным играм и занятиям, проявление инициативы со стороны самого ребенка, его способность к сотрудничеству, эмоциональная реакция на оценку его достижений).
5.Какие именно ситуации влияют на изменение поведения? (указания взрослого, поручения, вовлечение в игру).
Задание 2.
Сформулируйте вопросы к родителям ребенка, страдающего сенсорной алалией, необходимые при сборе анамнеза с целью определения дифференциального заключения.
1. Фамилия, имя ребенка, его возраст. 2. Болел ребенок в раннем детстве (до З лет): менингитом, скарлатиной, паротитом, краснухой, отитом, гриппом? 3. Отмечались жалобы на боль или неприятные ощущения в ушах? 4. Часто у ребенка бывает насморк (затяжной, осложненный)? 5. У Вашего ребенка ротовое дыхание? 6. Сон ребенка беспокойный (разговаривает, скрежещет зубами)? 7. Отмечается скачкообразное, задержанное речевое развитие? 8. Часто ребенок переспрашивает? 9. Следит ребенок за артикуляцией говорящего ("смотрит в рот")? 10. У Вас есть близкие родственники с нарушением слуха? 11. Ребенок слушает телевизор, магнитофон при громком звучании? 12. Отмечается пониженная чувствительность к громким звукам? 13. Проводилось аудиометрическое исследование слуха?
Задание 3.
Разработайте конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с моторной (или сенсорной) алалией с указанием возраста и этапа коррекционной работы.
Возраст: 3года.
Этап работы: подготовительный.
Тема: «Животные»
Цель: развитие самостоятельной речи.
Задачи:
1. Формировать умение вслушиваться в речь логопеда, понимать её содержание.
2. Формировать умение активной подражательной деятельности в виде произношения звуковых сочетаний (му-му, ав-ав, мяу и др.).
3. Формировать умение выполнять односложную инструкцию.
4. Развивать мелкую моторику кистей рук.
5. Развивать умение пользоваться речевыми средствами общения.
6. Воспитывать желание воспроизводить действия с игрушками.
Оборудование: Картинки с изображением животных: кошка, котенок, щенок, корова, свинья, коза, жеребята; игрушки (животные): котенок, корова.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Здравствуй, сегодня мы с тобой поиграем в интересные игры. Ой, посмотри, кто это выглядывает к нам из-за ширмы?
– Му! – Да, правильно, это корова! Мне кажется, что не только она пришла к нам в гости.
II. Основная часть.
2.1.Упражнение «Кто пришел?»
2.2.Отгадывание загадок.
Муу-му-у! Молока кому? (Корова - Мууу)
Мурр-муррр... пугаю кур. (Кошка - Мяууу.)
Идет, идет, бородой трясет...
Травки просит: мее-мее. (Коза - Ммее.)
2.3.Игра «Прятки».
- А сейчас животные будут прятаться. А мы с тобой будем их искать, а ты подай голос того животного, которое нашел!
Кошка. (Мяу-мяу.) Корова. (Му-у-муу.) Свинья. (Хрю-хрю.) И т. д.
2.4.Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)
«Два котенка»
Повстречались два котенка:
«Мяу-мяу!»
Два щенка: «Ав-ав!»
Два жеребенка: «Иго-го!»
Два быка: «Му-у-у!»
Смотри, какие рога!
2.5.Упражнение «Кошка».
Сейчас я буду задавать тебе вопросы, а ты попробуй ответить!
2.5. Упражнение «Корова» ( Т. Башинская; из литовского фольклора)
III. Итог. Молодец! Ты сегодня очень хорошо позанимался, тебе понравилось? – Да! - А животные, которые приходили в гости?
– Да!
– Давай скажем им: «До свидания!».