Файл: Соотношение типа и формы государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 2392

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»

Набережночелнинский филиал

Кафедра юридических и гуманитарных дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Теория государства и права»

Тема: Соотношение типа и формы государства

Вьгполнил(а): студент(ка) дневного отделения I курса группы ОЗЮЧ-21 Асафьева Ю.Г.

Научный руководитель: к.ю.н., доц. Гатауллин З.Ш.


Набережные Челны – 2023
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы типа и формы государства……………………5

1.1.Формы государства – понятие и сущность………………………………….5

1.2 Необходимость в типологии, основные понятия………………………….10

Глава 2. Соотношение типа и формы государства…………………………….21

2.1 Характеристика основных типов и элементов формы государства……...21

2.2 Классификация функций государства……………………………………...27

Заключение……………………………………………………………………….32
Источники использованной литературы……………………………………….34


Введение
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки.

В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государства.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.


Рассмотрение существующих составляющих формы государства, а именно: форм правления, территориального устройства, а также видов политических режимов.

 Актуальность темы, прежде всего, заключается в том, что изучение типологии и формы  государства является залогом правильного  построения государства правового, учитывая все недостатки, предыдущих форм государства, которые существовали и существуют в истории человечества.

Четкого соотношения  между типом и  формой государства  нет. С  одной   стороны в  пределах государства  одного  и того же типа могут встречатьсяразличные формы организации   и деятельности государственной   власти, а с другой - государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму.

  Государство   –  это,  прежде  всего   исторически  сложившаяся,  сознательно  организованная социальная  сила,  управляющая  обществом.  Это   фактически первая,  сознательно   созданная  обществом   и   планомерно   функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь  индивидуумов, социальных групп и всего общества.

  Традиционно  отечественная теория государства   и права в этих  целях выделяет в формах государства три основных, взаимосвязанных блока:  форму правления, форму национального  и  административно-территориального  устройства, политический режим.

  Своеобразие  конкретной формы государства  любого исторического периода определяется,прежде всего, степенью  зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство.  Другими словами, категория формы  государства непосредственно зависит  от его содержания и определяется  им.

    Форма государства   это сложное общественное явление, которое включает в себя три  взаимосвязанных элемента:форму  правления,  форму государственного устройства и форму государственного режима. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

 Целью настоящей  работы является проведения анализа  соотношения типа и формы государства. 

     В связи  с чем для раскрытия  цели  поставлены ряд задач:



  1. необходимо  определить понятие формы государства,  его элементы; 

  2. определить  необходимость типологии, раскрыть  основные понятия в   данной категории;

  3. охарактеризовать типы  государств и элементы формы  государства. Потому что прежде  чем выявить соотношение между  двумя категориями, необходимо  понимать их сущность, классификацию.

  4. непосредственно  проанализировать соотношение типа  и формы  государства.

    Государство очень сложный механизм,но изучение  типов, формы  государства и  других составляющих необходимо, так как чтобы построить действительно правовое  государство, необходимо учитывать опыт прошлого.

  Новизна работы состоит в последовательном системном изучении функционально-прагматического аспекта социального государства с позиций общей и частной теории, а также в описании и теоретическом осмыслении ряда новых тенденций формирования социального государства.

 


Глава 1. Теоретические основы типа и формы государства

1.1.Формы государства – понятие и сущность
К теоретическому постижению категории «форма государства» обращались многие отечественные и зарубежные исследователи. В течение столетий, по образному выражению А.Б. Венгерова, политико-правовая мысль «продолжала продираться сквозь джунгли многочисленных, порой весьма экзотических устройств тех или иных государств, стремясь выделить самое основное в формах государств, описать, проанализировать, оценить и, по возможности, спрогнозировать их развитие» [4, с. 123]. В настоящее время форму государства характеризуют как способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим [11, с. 68]. Три названных элемента рассматриваются в тесной взаимосвязи, попытки изолировать их друг от друга не предпринимаются. Следует отметить, что предложения о пересмотре подхода к определению формы государства не находят поддержки. Так, например, не получило распространения представление о четырехзвенной структуре, включающей наряду с формой правления, формой государственного устройства, политическим режимом еще и политическую динамику, характеризующую происходящие изменения [10, с. 176].

Сложившееся понимание данного феномена уже длительное время не подвергается каким-либо модификациям, практическая ценность не подвергается сомнению. Как справедливо отмечает А.В. Малько, территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, отражающие то общее, что присуще всем государствам, а в понятии «форма государства» выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помо щью которых они весьма существенно отличаются друг от друга [11, с. 68]. Л.А. Морозова, обращая внимание на то обстоятельство, что в мире нет абсолютно одинаковых стран и народов, указывает на выработанные теорией государства и права «модели» форм правления, политико-территориальной организации государства, государственно-правовых режимов [12, с. 83]. По мнению Т.Н. Радько, единство элементов формы государства не
означает тождества и не является абсолютным, неразрывным, каждый из них обладает относительной самостоятельностью, т.е. способен развиваться и существовать относительно самостоятельно [13, с. 433].

Действительно, в ходе исторического развития могут произойти значительные изменения, затрагивающие сущность государства, подвергнется ревизии и его форма. И если такой элемент, как территориальное государственное устройство, является более стабильным, то политический режим и форма правления обладают меньшей устойчивостью и модифицируются в новых условиях. Можно с уверенностью говорить о том, что современная учебная литература по теории государства и права демонстрирует принципиальное единство подходов к определению как самого понятия «форма государства», так и его значения.

Вместе с тем в работах отечественных и зарубежных авторов второй половины XIX – начала XX вв. можно обнаружить ряд интерпретаций данной категории. Ученые отмечали ее сложность и многогранность, предлагали различные варианты классификации государств, довольно распространенным было отождествление формы государства и формы правления. Г. Еллинек писал: «Государство, как все человеческое, так сложно в конкретных своих проявлениях, что неизбежно тщетны все усилия подвести его под тесные шаблонные формулы» [7, с. 630]. Немецкий ученый представил подробную классификацию монархий и республик. Деление главных форм государства на отдельные виды он осуществлял «не в интересах беспочвенной, мелочной, стремящейся исчерпать все детали схоластической схематизации», а выделил только те виды, которые представлялись «особо поучительными» с исторической точки зрения в силу противоположности их современной действительности или являлись наиболее развитыми. Г. Еллинек различал правовую форму государства, которую отождествлял с вопросом о правовых различиях конституций, и форму политическую, изучение которой направлено на реальную историческую жизнь. Политическая форма не является прочной и определенной, находится в зависимости от постоянно преобразующихся конкретных государственных отношений, непрерывно изменяется [7, с. 632, 636]. Австрийский правовед Л. Гумплович учение о различии государств или о государственных формах считал «столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства» [6, с. 221]. Он останавливается на обзоре и критике современных ему учений, рассматривая два элемента формы государства – форму правления и государственного устройства [6, с. 221–264].


Л. Гумплович видел в общем государственном праве не науку, а только теоретическую политику, т.е. систему тенденциозных конструкций. Обнаруживал он это достаточно ясно из того обстоятельства, что всякий государствовед свои исследования о государственных формах увенчивает построением такого государства, которое он считает современным; затем, утверждая, что это «вытекает из существа современного государства», предъявляет к нему те или другие требования и выставляет для него известные «научно обоснованные» руководящие начала. Этот совершенно ненаучный прием, по мнению Л. Гумпловича, основывался на самообмане и представлял собой ни что иное, как некоторое объективирование субъективных стремлений, причем высшей своей точки изыскания и теоретические построения достигали в построении правового государства [6, с. 237]. Конституционалисты, философы и теоретики права были далеки от восприятия формы государства как сугубо научного, абстрактного понятия, указывали на его прикладной характер. Пристальное внимание к данной проблематике демонстрировала дореволюционная политико- правовая мысль. Российские исследователи занимались изучением зарубежного опыта, давали развернутую характеристику западноевропейской доктрины о форме государства. Обращает на себя внимание тот факт, что при классификации государств первоочередная роль отводилась содержанию государственной власти, преследуемым целям, а форма имела второстепенное значение [8, с. 330]. Русский философ и правовед И.А. Ильин отрицал возможность конструирования такой политической формы, которая была бы применима к любому времени и любому народу. Он доказывал обусловленность формы государства комплексом духовных и материальных характеристик, при этом особое значение придавал уровню правосознания. Мыслитель выделял «эмпирически наиболее целесообразную форму» и форму «наиболее совершенную». Первая – это та, что наилучшим образом учитывает присущую данному народу зрелость и прочность государственной воли, она ведет людей к единой и объективной государственной цели. Вторая должна соответствовать основным и неизменным постулатам, которыми являются: во-первых, чувство собственного духовного достоинства и его проявления; во-вторых, способность к волевому самоуправлению и ее проявления; в-третьих, взаимное доверие и уважение – гражданина к гражданину, гражданина к власти и власти к гражданину [9, с. 283–284]. Прослеживая тесную связь между устройством и целью государства, И.А. Ильин полагал, что государственная форма должна определяться во взаимодействии двух основ: единой, объективной государственной цели и достигнутого в стране уровня правосознания. Предпринимаемые попытки найти наилучшую для всех времен и народов форму он воспринимал скептически: ее нет, но есть основные, непреходящие аксиомы власти и аксиомы правосознания, определяемые всецело природой человеческого духа и права, именно на их соблюдении должна покоиться всякая правовая организация [9, с. 286]. В свете вышеизложенного вызывают сомнение попытки увидеть в комбинации разновидностей формы правления, государственного устройства и политического режима, характеризующей конкретное, неповторимое государство, идеальную форму организации жизни определенного общества в определенных исторических и географических условиях [15, с. 102]. Предпринятый анализ показал, что феномен формы государства по-прежнему представляет научный интерес. Исследователи обращают внимание на различные аспекты рассматриваемой проблемы. В частности, на разнообразие и динамику форм государства в рамках исторических типов [1, с. 67–93], специфику формы российского государства [3, 5], необходимость совершенствования юридической конструкции рассматриваемой категории [2], соотношение понятий «образ» и «форма» государства [14]. При этом большинство современных ученых едины в понимании формы государства как комплексной категории, элементы которой находятся в тесной взаимосвязи. Некоторые разночтения касаются установления ведущего элемента, играющего решающую роль и оказывающего определяющее влияние на остальные. В качестве такового предлагается рассматривать форму правления или политический режим. Сопоставление новейших учебников по теории государства и права позволяет сделать вывод о том, что предлагаемые отечественными авторами интерпретации не содержат принципиальных различий, обладают безусловным сходством в описании содержания данного понятия, отличаются лишь словесными формулировками.