Файл: Эмпирическое исследование адаптации детей к школьному обучению.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11 11. ситуация 11 – ситуация дома. Данная картинка не выявляет школьной тревожности, но помогает прояснить отношение ребенка к одиночной игре (см. Приложение 4, рисунок 14);
12. ситуация 12 – возвращение из школы. Можно гонять общее отношение ребенка к школе, а также его желание или нежелание уходить из школы (см. Приложение 4, рисунок 15). Таким образом, все ситуации, изображенные на рисунках, представляют четыре группы
1) ситуации общения с родителями
2) ситуации, которые связаны со школой
3) ситуации общения, игры со сверстниками
4) ситуации одиночества. Каждого ребенка просили придумать рассказа по картинкам, подрисовать лицо (настроение, например, веселое, грустное и объяснить, почему оно такое. Затем ребенку предъявлялись последовательно все картинки. Перед предъявлением каждой картинки вопрос повторялся Какое у девочки мальчика) лицо Почему у него такое лицо Все ответы детей фиксировались. Ответы оценивались на десяти рисунках (2-11). Первый рисунок является тренировочным, а последний буферным - для того, чтобы ребенок закончил работу на положительных эмоциях. Затем вычислялся общий уровень тревожности по неблагополучным ответам испытуемых, которые характеризовали настроение ребенка как скучное, грустное, сердитое и т.п. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.
2.2. Интерпретация результатов исследования На констатирующем этапе эксперимента, было проведено диагностическое обследование обучающихся двух 1-x классов (1 А, 1 Б) по представленным выше методикам. Полученные результаты исследования уровня учебной мотивации у двух
1 классов были занесены в сводную таблицу (см. Приложение 5, табл. 4, 5) Большинство первоклассников имеют нормальный уровень учебной
12 мотивации. У них преобладает позиционный мотива также присутствуют социальный и оценочный мотивы. В 1 А классе преобладает игровой мотив, но это нормально, так как дети еще только адаптируются к обучению в школе. Далее идет учебный и оценочный мотив, который тоже выбирали большинство обучающихся, асоциальный мотив выбрали всего 3 человека, также внешний вообще никто из класса не выбрал. В 1 Б классе преобладает учебный мотив, его выбрали практически все, далее идут игровой, оценочный и позиционный мотивы. Внешний мотив выбрали 6 человек, что говорит о том, что возможно данный ребенок имеет низкую побудительную силу при выполнении школьных заданий. Оценочный мотив выбирали большинство в обоих классах, нов данной школе в первом классе без отметочного обучения, поэтому можно сделать вывод, что до сих пор большинству родителей важно какие отметки ребенок получает в школе. В 1 А классе очень высокого уровня учебной мотивации нет ни у кого, так как никто не набрал больше 12 баллов – 0%. Высокий уровень учебной мотивации – 3 первоклассника, это составляет 30%. Нормальный уровень учебной мотивации – 5 первоклассников, это составляет 50%. Сниженный уровень учебной мотивации – 2 первоклассника, это составляет 20%. Низкий уровень учебной мотивации – 0 первоклассников, это составляет 0%.
13 В 1 Б классе очень высокий уровень учебной мотивации у 1 первоклассника, который набрал 13 баллов, это составляет 10%. Высокий уровень учебной мотивации – 2 первоклассников, это составляет 20%. Нормальный уровень учебной мотивации – 4 первоклассников, это составляет
40%. Сниженный уровень учебной мотивации – 2 первоклассников, это составляет 20%. Низкий уровень учебной мотивации – 1 первоклассник, это составляет 10%. Таким образом, в обоих классах большинство первоклассников имеют нормальный уровень учебной мотивации и готовы к обучению в школе. Только небольшая часть детей имеет сниженный уровень учебной мотивации, но это временно, так как игровой мотив должен будет постепенно смениться на учебный мотив. Результаты исследования уровня самооценки у двух х классов были занесены в сводную таблицу (см. Приложение 6, таблица 6, 7). У большинства первоклассников в обоих классах адекватная самооценка, у них сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность. Есть дети с завышенной самооценкой, но это чаще всего характерно для первоклассников и является для них возрастной нормой. В 1 А классе завышенная самооценка у 2 первоклассников, это составляет 20%. Адекватная самооценка у 5 первоклассников, это составляет
14 50%. Заниженная самооценка у 3 первоклассников, это составляет 30%. Низкая самооценка и резко заниженная самооценка составляют 0%. В 1 Б классе завышенная самооценка у 2 первоклассников, это составляет 20%. Адекватная самооценка у 6 первоклассников, это составляет
60%. Заниженная самооценка у 1 первоклассника, это составляет 10%. Низкая самооценка у 1 первоклассника, это составляет 10%. Резко заниженная самооценка составляет 0%. Таким образом, низкая самооценка у одного первоклассника Б класса. Резко заниженной самооценки нет ни у одного первоклассника в обоих классах. Один первоклассник находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия.
15 Полученные результаты исследования уровня развития произвольной сферы двух 1 классов были занесены в сводную таблицу (см. Приложение 7, таблица 8, 9). Большинство первоклассников справились с графическим диктантом. Они показали высокий и средний уровень развития произвольной сферы. С тренировочным узором справились все, но были дети, которые дальше не смогли начать новый узор самостоятельно. Также при анализе результатов было видно насколько развита у ребенка мелкая моторика рук, понимает ли он инструкции взрослого, как работает самостоятельно.
В 1 А классе высокий уровень развития произвольной сферы у 4 первоклассников, это составляет 40%. Средний уровень развития произвольной сферы у 3 первоклассников, это составляет 30%. Низкий уровень развития произвольной сферы у 2 первоклассников, это составляет 20%. Очень низкий уровень развития произвольной сферы у 1 первоклассника, это составляет 10%. В 1 Б классе высокий уровень развития произвольной сферы у 2 первоклассников, это составляет 20%. Средний уровень развития произвольной сферы у 2 первоклассников, это составляет 20%. Низкий уровень развития произвольной сферы у 3 первоклассников, это составляет 30%. Очень низкий уровень развития произвольной сферы у 3 первоклассников, это составляет
30%.
16 Таким образом, выполнение данной методики вызвало у первоклассников трудности в ориентации пространства, не все понимали инструкции с первого раза и не могли правильно нарисовать узор. Но больше половины класса справилась с выполнением заданий, значит, большинство первоклассников готовы к обучению в школе. Полученные результаты исследования уровня школьной тревожности двух 1 классов были занесены в сводную таблицу (см. Приложение 8, таблица
10, Больше половины первоклассников в обоих классах имеют нормальную школьную тревожность. Они адекватно воспринимают ситуации, связанные со школой, с одноклассниками, с одиночеством. Но большинство детей при рассмотрении рисунка, где изображена ситуация с родителем, воспринималась ими негативно, очень многие говорили, что мама ругает мальчика или девочку. В 1 А классе нормальный уровень школьной тревожности у 6 первоклассников, это составляет 60%. Средний уровень школьной тревожности у 3 первоклассников, это составляет 30%. Очень высокий уровень школьной тревожности у 1 первоклассников, это составляет 10%.
17 В 1 Б классе нормальный уровень школьной тревожности у 4 первоклассников, это составляет 40%. Средний уровень школьной тревожности у 5 первоклассников, это составляет 50%. Очень высокий уровень школьной тревожности у 1 первоклассников, это составляет 10%. Выводы по главе 2 Таким образом, при полученных результатах первого среза по 4 методикам видно, что адаптация большинства первоклассников обоих на этапе первичной диагностики проходит нормально. Поэтому для того, чтобы распределить один класс к контрольной, в другой – к экспериментальной группе был использован непараметрический критерий U - Манна-Уитни, чтобы
18 выявить различия между двумя классами и решить к какой группе какой класс отнести.
Как показывают полученные данные (см. Таблица 2), уровень значимости (p) всех показателей в 1 А классе и 1 Б классе больше 0,05, значит, значимые различия в группах испытуемых отсутствуют по всем показателям. Поэтому к контрольной и экспериментальной группе можно отнести любой из этих классов. Значит, контрольная группа – 1 А класса экспериментальная – 1 Б класс. Таким образом, по результатам опытно-экспериментального исследования нам необходимо с помощью формирующего эксперимента посредством разработки психолого-педагогической программы коррекции дезадаптации младших школьников к школьному обучению и её реализации на экспериментальной группе, выявить насколько успешнее будут адаптироваться с помощью нее.