Файл: Учебное пособие по дисциплине Геология и геохимия нефти и газа.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 851
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
по дисциплине «Геология и геохимия нефти и газа»
2.10.3. Контроль знаний модуля 2_10
Контроль знаний модуля Введение
Таблица 2. Состав нефти (В.В. Доценко; 2007)
1.3.8. Контроль знаний модуля 1_3
5.1 Круговорот углерода в природе, его энергетические
источники и значение для образования нефти и газа
2.7.3 Факторы вторичной миграции нефти и газа
2.7.9. Контроль знаний модуля 1_7
Таблица27. Прирост потребления присадок к топливам в США
Наименование | Средний прирост за 10 лет, % в год |
Ингибиторы коррозии | 3,1 |
Аниоксиданты | 2,9 |
Депрессоры и вязкостные присадки | 3,4 |
Стабилизаторы и деспергенты | 4,2 |
Прочие присадки (антиобледенители, моющие, деактиваторы металлов и др.) | 1,3 |
Мировое производство топливных присадок насчитывает сотни тысяч тонн. Причём наиболее быстрыми темпами увеличивается использование присадок, улучшающих химическую и термическую стабильность топлив .Предположительный среднегодовой прирост потребления детергентно-диспергирующих присадок к топливам оценивается в 6,7%.
По мере ужесточения требований к качеству бензинов ассортимент таких присадок постоянно расширяется. В настоящее время применяются присадки для повышения детонационной стойкости и химической стабильности, улучшения защитных, моющих и противоизносных свойств бензинов, антиобледенительные и биоцидные присадки.
11.3. Технологические процессы переработки углеводородных систем,
улучшающие экологические качества бензинов.
Цель данного раздела - анализ новых технологий переработки нефтяных фракций, которые приводят к улучшению экологического качества моторных топлив. Как уже отмечалось выше, важнейшая роль в этом направлении отводится реформулирован-ным топливам (РМТ), бензинам процесса риформинга и т. д.
11.3.1.Реформулированные моторные топлива
Потребление реформулированного бензина, сгорающего с пониженными углеводородными выбросами, важно для снижения уровня избыточного - содержания озона в нижних слоях атмосферы образующегося вследствие .реакций, протекающих между угле-Бодородами и оксидами азота под действием солнечных лучей.
Топливо ЕС-1 было одним из первых РМТ и рассчитано на старые автомобили, не оборудованные каталитическими устройствами нейтрализации и сиегеками контроля вредных выбросов.
Сравнительные экологические характеристики топлива ЕС-1, базового бензина представлены в табл. 28.
Испытания топлива ЕС-1 показали значительное снижение выбросов веществ. Так, в отработанных газах автомобилей снижение содержания углеводородов составило около 5%, оксида углерода — 10%, оксидов азота — 6%, а испарения углеводородов — 22%. Выбросы бензола при этом были снижены на 43% по сравнению с базовыми видами топлив. Фирма Shell начала производство топлива М-85 (85% метанола и 15% неэтилированкого бензина), Сhеvгоn — нового-премиального неэтилированного бензина (5,5% об. МТБЭ, 1% масс, кислорода). Среди других РМТ следует выделить: бензин РС-87 с добавкой МТБЭ (Diamond Shamrock Refining? Marketing Co.), содержащий 20% ароматических соединений, ОЧ 87 и. м.; реформулированный бензин Phillips 66 Со, содержащий 20-30% ароматических соединений к олефинов, серы и бензола на 33 и 35% соответственно меньше, чем обычные бензины.
Фирма Сопосо 1пс. прекратила выпуск регулярного этилированного бензина и начала производство аналогичных реформулированкых. Shell Oil Со ввела в производство премиальный неэтилированный бензин с добавкой МТБЭ (содержание 1% по кисло-
роду). Производство аналогичных бензинов начато и такими компаниями как
Exxon, Fmoco.
Таблица28. Сравнительные характеристики топлива ЕС-1 и бензина
-
Показатель
ЕС-1
Этилированный регулярный бензин
Упругость паров, г/см2
532
623
Октановый индекс, пункты
88
88,3
Содержание углеводородов, % об.:
Ароматических
Олефиновых
насыщенных
19
10
71
30,1
9,6
60,3
Температура выкипания, 0С:
Н.к.
10%
50%
90%
К.к.
31
54
99
179
226
31
51
97
177
224
Содержание кислорода, % масс.
1
-
Содержание свинца, г/л
0,0002
0,0176
Содержание серы, млн-1
245
300
Бромное число, г Br2/100г
21
22
Таблица 29 Сравнение составов и характеристик среднего и реформулированного бензинов США
-
Наименование
Бензин
средний
реформулированный
Компоненты бензина, % об.:
Риформат
Прямогонный бензин
Изомеризат
Бензин ККФ
Бензин коксования
Бензин гидрокрекинга
Бензин полимеризации
Димеризат
Алкилат
Бутаны
МТБЭ
Давление насыщенных паров, МПа
Кислород, % масс.
Ароматичские углеводороды, % об.,
В том числе:
бензол
Олефины, % об.
Сера, млн.-1
29,6
4,1
4,0
41,4
0,7
2,7
0,3
0,2
13,3
3,7
0
0,07
0,0
32,1
1,53
13,2
339,0
26,9
3,7
3,6
28,4
0,6
2,5
0,0
0,0
20,7
2,5
11,0
0,05
2,0
29,1
1,39
7,2
308,0
11.3.2.Каталитический риформинг
Каталитический риформинг является одним из важнейших процессов современного НПЗ, который-обеспечивае производство высокооктанового бензина, индивидуальных ароматических углеводородов и водородсодержащего газа (ВСГ). Наибольший прирост мощностей риформинга по регионам мира отмечается для стран Западной Европы и США.
Ведущее место среди лицензиаров процесса каталитического риформинга за рубежом является фирма ЮОП, по лицензиям которой во всем мире построены свыше 600 установок (фирменное название процесса — платформинг), и Французский институт нефти (ФИН) (фирменное название процессов облагораживания бензина — октанайзинг и аромайзикг).
Применяемые в настоящее время процессы по технологическим особенностям регенерации катализатора разделяют на три типа:
- полурегенеративные (со стационарным слоем катализатора и его периодической регенерацией с длительными межрёгенеради-окными периодами);
-циклические (со стационарным слоем катализатора и его непрерывной регенерацией с помощью резервного реактора);
-регенеративные (с движущимся слоем катализатора и его непрерывной регенирацией).
В настоящее время зарубежные нефтепереработчики ориентируются на внедрение установок с непрерывной регенерацией катализатора. Удельный вес этой технологии в США составляет около 20%, в Западной Европе — 27%; при этом 87% установок риформинга в мире, введенных за последние 20 лет, приходится на процесс с непрерывной регенерацией.
С помощью каталитического риформинга низкооктановые прямогонные бензиновые фракции за счет дегидрогенизации шестичленных нафтеновых и дегидроциклизации нормальных парафиновых углеводородов превращаются в высокоароматизированкые продукты. Применяемые катализаторы способствуют превращению' пятичленных нафтенов в шестичленные с последующим дегидрированием до ароматических соединений и изомеризации легких н-парафинов. В зависимости от качества сырья, жесткости режима и типа используемого катализатора в процессе риформинга могут иметь место различные реакции.
Рис. 54. Процесс платформинга ЮОП с непрерывной регенерацией с двухступенчатым реконтактом встречного потока. 1 — реактор; 2 —печь; 3 — теплообменник комбинированного сырья; 4 — сепаратор; 5 — емкость реконтакта; 6 — дебутанизатор; 7 — ресивер; 8 — секция конвекции
Рис.55 Принципиальная схема технологии производства топлив с улучшенными экологическими характеристиками. Потоки: I — газы; П — топливо; III — компоненты приготовления бензинов (элкилат, МТБЭ); IV — котельное топливо; V — нефть; VI — "на производство серы; УП — топливоо гидроочищенное
Таблица 30. Характеристики бензинов с улучшенными экологическими показателями
-
наименование
АИ-80ЭК
АИ-92ЭК
АИ-95ЭК
АИ-98ЭК
ТУ 38.401-58-171-96
Октановое число, моторный метод
76,0
83
85,0
88,0
Октановое число, исследовательский метод
80
92
95
98
Содержание
Свинца, г/дм3, не более
Смолы, мг/100см3, не боле
0,01
5
0,01
5
0,01
5
0,01
5
Индукционный период, мин, не менее
360
360
360
360
Объёмная доля, %
Бензол, не более
3
3
5
5
Давление насыщенных паров, кПа с апреля по октябрь
35-70
35-70
35-70
35-70
Массовая доля серы, % масс., не более
0,05
0,05
0,05
0,05
Плотность при 15 0С, кг/м3
780
780
780
780
11.4 Реактивное топливо
В связи с развитием гражданской и военной авиации, авиакосмической техники и систем вооружения различного типа, оснащенных реактивными двигателями, актуальна проблема разработки новых видов реактивных топлив.
В настоящее время авиация использует главным образом воздушно-реактивлые двигатели (ВРД). Принцип работы ВРД основан на непрерывной подаче компрессором топлива в смеси с воздухом в камеру сгорания, процесс горения протекает постоянно.
Газообразные продукты сгорания из камеры сгорания поступают в турбину и осуществляют механическую работу, вращая колеса турбины, от вала которого приводится в движение ротор компрессора и соответствующие насосы. Затем продукты сгорания топлива в виде газового потока проходят реактивное сопло и, расширяясь в нем, создают реактивную силу тяги, необходимую для полета самолета.
В ВРД топливо из баков самолета под небольшим давлением (0,02-0,03 МПа) подается подкачивающим насосом через систему фильтров тонкой очистки к основному топливному насосу-регулятору высокого давления (0,8-1,0 МПа).
Топливо, проходя через форсунки, оаспыляется в камерах сгорания. Это обеспечивает увеличение поверхности испарения топ-.?1ива и равномерное распределение его паров по всему объему камеры сгорания двигателя. В турбореактивных двигателях топливо, проходя через топливко-масляный радиатор, снижает температуру смазочного масла и выполняет функцию охлаждающей среды. Кроме того, топливо используют' для смазывания деталей топливных насосов. Реактивные топлива должны обладать следующими свойствами:
-высокой летучестью для обеспечения полноты-сгорания;
-высокой теплотворной способностью, предопределяющей дальность полета самолета;
-минимальной нагарообразующей способностью;
-хорошей прокачиваемостью и низкотемпературными свойст-
-химической и термоокислительной'стабильностью;
-хорошей совместимостью с материалами — низкими коррозионными свойствами по отношению к металлам и отсутствием воздействия на резиновые технические изделия;
-противоизносньши свойствами, обусловливающими небольшое изнашивание деталей ВРД;
- антистатическими свойствами, препятствующими накоплению зарядов статического электричества, что снижает опасность воспламенения топлива при заправке летательных аппаратов.
Вполне понятно, что авиационные бензины, которые в основном используются в поршневых авиационных двигателях, для малой авиации не подходят к ВРД. В табл.31 приведены данные по пределам температур кипения топлив для, различных летательных аппаратов:
с увеличением скорости летательных аппаратов возрастает температурный интервал кипения топлив и снижается их испаряемость. Для сверхзвуковых аппаратов регламентируются более высокие температуры начала кипения.
Другое важное требование — высокие объемные теплоты сгорания топлив. Объемные теплоты сгорания зависят от массовой теплоты сгорания и плотности. Наибольшая массовая теплота сгорания у парафиновых углеводородов, наименьшая — у ароматических. При переходе к объемным теплотам ситуация противоположная, вследствие больших плотностей ароматических- углеводородов их объемная теплота сгорания больше чем у парафинов. С другой стороны, слишком большое количество ароматических соединений в топливе ведет к увеличению кагарообразования, что снижает летные ресурсы двигателей. Основные характеристики современных отечественных и зарубежных реактивных топлив даны в табл. 32, 33,
Таблица 31. Основные типы реактивных топлив
-
Летательные аппараты
топлива
Интервал температур кипения топлива, 0С
дозвуковые
ТС1,РТ,Т1
Т2(бензино-керосиновая фракция)
136-156, 250-280
60-280
сверхзвуковые
Т-8В
Т-6
165-280
195-315
Таблица 32. Основные показатели качества зарубежных топлив
-
Показатели
ДжетА (А-1)
ASTMD-1655
JP-5
Плотность при 200С, кг/м3, не менее
775-840
775-840
Фракционный состав:
10% отгоняется при температуре, 0С
98% отгоняется при температуре, 0С
204
300
205
300
Высота некоптящего пламени, мм, не менее
20-25
10
Температура начала кристаллизации, 0С, не выше
-47
-46
Объёмная доля ароматических углеводородов, %, не более
25
25
Массовая доля, %, не более:
Общей серы
Меркаптановой серы
0,3
0,003
0,4
0,001