Файл: Учебное пособие по дисциплине Геология и геохимия нефти и газа.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 863
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
по дисциплине «Геология и геохимия нефти и газа»
2.10.3. Контроль знаний модуля 2_10
Контроль знаний модуля Введение
Таблица 2. Состав нефти (В.В. Доценко; 2007)
1.3.8. Контроль знаний модуля 1_3
5.1 Круговорот углерода в природе, его энергетические
источники и значение для образования нефти и газа
2.7.3 Факторы вторичной миграции нефти и газа
2.7.9. Контроль знаний модуля 1_7
Таблица 38 Классификация дизельных топлив по климатическим поясам
Страна | Класс | ПТФ*,0С | |
зимнее | летнее | ||
Австрия | F | -20 | 5 |
Бельгия | E | -15 | 0 |
Дания | F | -20 | 0 |
Франция | E,F | -20;-15 | 0 |
Германия | F | -20 | 0 |
Великобритания | E | -15 | -5 |
Греция | С | -5 | 5 |
Италия | D | 0 | 0 |
Нидерланды | Е | -15 | 0 |
Португалия | D | -10 | 0 |
Испания | D | -10 | 0 |
Швейцария | F | -20 | -10 |
Финляндия | Арктическое,кл.2 | -16** | -32 |
Норвегия | Арктическое,кл.1 | -10** | -20 |
Швеция | Арктическое,кл.1,2,3 | -10;-16;-20** | -20;-26;-32 |
*ПТФ – предельная температура фильтруемости
**ТП – температура помутнения
Таблица 39 Свойства дизельных топлив
Показатель | ДК – 1 | ДК – 2 | ДК – 3 | ДК – 4 |
Плотность при 150С, г/м3 | 0,870 | 0,871 | 0,842 | 0,816 |
Цетановое число | 40,2 | 45,6 | 52,2 | 64,3 |
Содержание: Серы, % масс. Ароматических углеводородов, % об. | 0,27 52,0 | 0,47 34,1 | 0,24 35,0 | 0,01 8,8 |
Таблица 40 Относительные величины выброса вредных веществ различных дизельных топлив, % масс.
Марка топлива | углеводороды | Оксиды углерода | оксиды азота | Твердые частицы |
ДК – 3 | 100 | 100 | 100 | 100 |
ДК – 1 | 196 | 142 | 108 | 145 |
ДК – 2 | 151 | 121 | 103 | 141 |
ДК – 4 | 61 | 78 | 93 | 67 |
Выбросы, отн. ед.
Рис. 57 Влияние качества дизельного топлива на выбросы вредных веществ для автомобиля с дизельным двигателем1,2,3,4-дизельное топливо ДК-1,ДК-2,ДК-3, ДК-4 соответственно.
Приняты технические условия на дизельное летнее экологически чистое топливо (ДЛЭЧ) без ограничения содержания ароматических углеводородов и ДЛЭЧ-В,с ограничением содержания ароматических углеводородов, а также дизельное арктическое экологически чистое (ДАЭЧ) с ограничением содержания ароматических углеводородов (табл. 4.51).
Содержание серы в дизельном топливе марок Л и 3 не превышает 0,5%, а марки А — 0,4%; для топлив высшей категории качества этот параметр не должен превышать 0,2%. Топливо получают компаундированием нрямогонных гидроочнщенкых фракций в соотношениях, обеспечивающих требования по содержанию серы. В качестве сырья для гидроочистки нередко используют смесь среднедистиллятных фракций прямой перегонки и вторичных процессов, чаще прямогонного дизельного топлива и легкого газойля* каталитического крекинга. Содержание серы в прямогонных фракциях в зависимости от пеерабатываемой нефти колеблется в пределах 0,6-1,0%.
Дизельное топливо утяжеленного фракционного состава вырабатывается для применения в^ летний период времени. Оно отличается более высокой (на 20-30°С) температурой конца кипения — до 360°С. Вырабатывают также дизельное топливо экспортное с содержанием серы до 0,2%.
Таким образом, по уровню содержания серы и аренов новые, российские топлива не уступают лучшим зарубежным (кроме шведских).
Законодательство промышленно развитых стран нормирует предельные нормы токсичных выбросов двигателями внутреннего сгорания и содержание вредных компонентов в топливах. Общепризнанными лидерами в области экологического законодательства являются ФРГ, США и скандинавские страны.
Для городов с высокой плотностью автопарка разработано городское дизельное топливо, предназначенное, в частности, для использования в условиях г. Москвы, (табл. 43).
Таким образом, наиболее важной задачей в производстве топливявляется удовлетворение растущего спроса в условиях более жестких требований, на экологические и потребительские свойства топлив. Для решения этой задачи потребуется увеличить глубину очистки продуктов, степень гибкости рентабельности новых технологических решений.
Таблица 41 Показатели качества экологически чистых дизельных топлив
показатель | США с 1993 г. | Швеция | ЕЭС* | Япония с 1997г. | |||
Закон о чистом воздухе | Шт. Калифорния | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | |||
Плотность, кг/м3 | 830-860 | 830-860 | 800-820 | 800-820 | 800-830 | - | - |
Содержание серы, млн-1 не более | 500 | 500 | 10 | 50 | 500 | 500 | 500 |
Содержание азота, млн-1 не более | - | 10 | -- | - | - | - | - |
Содержание ароматических углеводородов, % об., не более | 35 | 10 | 5 | 10 | 25 | - | - |
Цетановый индекс, не менее | 40 | 48(ЦЧ) | 50 | 47 | 47 | - | - |
Температура, 0С: н.к. к.к. | 171 349 | 170-215 305-350 | 180 300 | 180 310 | 180 330 | - - | - - |
*в странах ЕЭС 25% ЭЧДТ выпускают с 1995г., полный переход – в 1996 г.
Таблица42 Физико-химические показатели экологически чистых дизельных топлив
Показатель | Летнее | Арктическое | |
ДЛЭЧ | ДЛЭЧ-В | ДАЭЧ | |
Цетановое число, не менее | 45 | 45 | 40 |
Фракционный состав, 0С: 50%, не выше 96%, не выше | 280 360 | 280 360 | 255 330 |
Температура застывания, 0С, не выше | -10 | -10 | -55 |
Массовая доля серы, % не более | 1 вид – 0,05 2 вид – 0,2 | 1 вид – 0,05 2 вид – 0,2 | 0,05 |
Массовая доля ароматических углеводородов, % не более | Не нормируется | 1 вид – 10 2 вид – 20 | 1 вид – 10 2 вид – 20 |
Плотность при 200С, кг/м3 не более | 860 | 860 | 860 |
Таблица 43 Характеристики городского дизельного топлива с улучшенными экологическими свойствами
показатель | Нормы для марок | ||||
ДЭК - Л | ДЭК -З | ДЭКп-З, -150С | ДЭКп-З, -200С | ДЭКП-З, -200С | |
Цетановое число, не менее | 49 | 45 | 49 | 45 | 45 |
Фракционный состав: перегоняется при температуре, 0С, не выше: 50% 96%(конец перегонки) | 280 360 | 280 340 | 280 360 | 280 360 | 280 360 |
Кинематическая вязкость при 200С, мм2/с | 3,0-6,0 | 1,8-5,0 | 3,0-6,0 | 1,8-6,0 | 1,8-6,0 |
Температура, 0С, не выше: Застывания Предельной фильтруемости | -10 -5 | -35 -25 | -10 -5 | -25 -15 | -35 -25 |
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, 0С, не ниже: Для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин Для дизелей общего назначения | 62 40 | 40 35 | 62 40 | 40 35 | 40 35 |
Массовая доля серы, %, не более, в топливе: Вида1 Вида 2 | 0,05 0,10 | 0,05 0,10 | 0,05 0,10 | 0,05 0,10 | 0,05 0,10 |
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
Кислотность, мг КОН/100см3 топлива, не более | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 |
Иодное числ, г I2/100 г топлива | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 |
Зольность, %, не более | 0,01 | 0,01 | 0,04 | 0,04 | 0,04 |
Коксуемость 10%-ного остатка, %, не более | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Коэффициент фильтруемости (до введения присадки в топливо), не более | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
Плотность при 200С, кг/м3, не более | 860 | 860 | 860 | 860 | 860 |
Примечание. Для дизельных топлив всех марок: содержание сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды – отсутствие; испытание на медной пластине – выдерживают.
Основными направлениями увеличения ресурсов ДТ являются:
расширение фракционного состава топлива;
вовлечение в состав суммарного фонда ДТ дистиллятов вторичного происхождения — газойлей каталитического крекинга и коксования.
Важно отметить, что, несмотря на качественное улучшение отечественных топлив за последние годы, снижение содержания серы и АУ в дизельных топливах по-прежнему остается актуальной проблемой.
В соответствии с требованиями ЕН 590 основные прогнозируемые показатели качества дизтоплива в России (по материалам "О стратегии развития нефтеперерабатывающей промышленности в России до 2020") следующие:
Показатели | 2000г. | 2010г. | 2020г. |
Массовая доля серы, % | 0,035-0,05 | 0,035 | 0,005 |
Содержание АУ, % - | - | 15 | - |
Содержание полициклических АУ, % | Не нормируется | 11 | 3 |
Цетановое число | 45 | 49-51 | 53 |
Для обеспечения качества и ассортимента дизельных топлив необходимо обеспечить производство депрессорных, моющих, противоизносных и других присадок, особая роль отводится процессам гидроочистки.
2.11.6 Котельные топлива с улучшенными экологическими характеристиками
Ограниченность нефтяных ресурсов и рост перспективной потребности в моторных топливах определяют в качестве основного направления развития нефтеперерабатывающей отрасли до 2010 г. глубокую переработку нефтяных остатков. Продукты горения котельных топлив - являются мощным источником загрязнения окружающей среды оксидами серы, азота, тяжелых металлов.
Поэтому намечена тенденция к снижению объемов производства и потребления остаточных котельных топлив для нужд энергетики и к замене их альтернативными энергоносителями — природным газом, углем, ядерной энергией к еградидконнымк источниками. Таким образом, производство наиболее крупнотоннажного остаточного нефтяного теплина — котельного в перспективный период будет постоянно снижаться. Несмотря на эти тенденции, доля мазута в общем расходе топлива в тепло- и электроэнергетике России по оценкам специалистов сохранится в 2000-2010 гг. на уровне 7-8%.