Файл: Российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 364
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Фабрики данных (Data Fabric). Это архитектура для гибкой и устойчивой интеграции данных между бизнес-пользователями и платформами. Спрос на Data Fabric вырос и продолжит расти, поскольку количество разрознен- ных хранилищ выросло, а вот аналитиков и других специалистов по работе с данными больше не стало.
Вычисления, повышающие конфиденциальность (PEC). В Gartner ожи- дают, что в ближайшие три года больше половины крупных компаний начнут использовать методы таких вычислений. Благодаря им вся конфи- денциальная информация будет защищена на уровне ПО. PEC основыва- ются на трѐх основных технологиях для защиты данных:
— обеспечение надѐжной среды, где производятся анализ и обработка данных;
11
— децентрализованные анализ и обработка;
— шифрование данных перед анализом и обработкой.
Облачные платформы. В 2021г. лишь 40% цифровых инициатив основы- ваются на облачных платформах. К 2025 г.этот показатель вырастет до 95%.
Искусственный интеллект (AI). В Gartner, как и в IDC, придерживаются мнения, что наступает эпоха AI. В 2022 году прогнозируется разработка более эффективных инструментов в данной сфере. А уже к 2025 году 10% компаний, внедряющих передовые ИИ-решения, заработают на этом в 3 ра- за больше, чем те предприятия, которые останутся со старыми решениями.
Территориально-распределенные предприятия. С распространением удалѐнного режима работы исключительно офисные предприятия превра- щаются в распределѐнные — такие, в которых работают территориально разбросанные сотрудники. Около 75% компаний, которые перейдут на та- кую модель, к 2023 году ускорят рост доходов на 25%.
Автономные системы. Это системы, которые способны сами изменять свои алгоритмы без обновлений извне. Вскоре они станут нормой и будут повсеместно использоваться в дронах, роботах и различных производ- ственных машинах.
Мобильные операторы в нынешнем году запустят значительно боль- ше тестовых проектов для сегментирования автономных 5G-сетей и при- ложений с малой задержкой.
Аналитики уверены, что технологии IoT (Интернет вещей) станут ос- новной метавселенной. Развитие интернета вещей будет сосредоточено на киберфизических системах (CPS).
Интеграция дополнительных датчиков и алгоритмы ИИ позволят про- изводителям AR и VR оборудования (виртуальной и дополненной реаль- ности) экспериментировать с полным погружением.
Экспертами были проведены исследования в области языков про- граммирования. Победителями конкурса на звание лучшего языка про- граммирования 2021 года стали C# и Python, которые обошли оппонентов в лице C++ и Kotlin соответственно.
Как уже отмечалось выше, 2022 год принес особые сложности и про- блемы во многих областях исследований и практических проектов, кос- нувшиеся также и ИТ-сферы. Приведенные прогнозы экспертов могут пре- терпеть определѐнные изменения. В нынешних условиях правительство
РФ принимает активные меры поддержки ИТ-отрасли.
Одной из больших проблем нынешнего момента российские эксперты называют почти катастрофическую нехватку ИТ-кадров, особенно в обла- сти искусственного интеллекта, машинного обучения и нейросетей и язы- ков программирования в сфере искусственного интеллекта [3]. Это, в свою очередь, ставит серьезные задачи перед университетским и вузовским со-
12 обществом в плане подготовки высококвалифицированных кадров для
ИТ-сферы. Данная проблема станет отдельной темой обсуждения в рамках
СИТО2022.
В сборник материалов нынешней конференции вошли доклады участ- ников, посвященные новым научным достижениям в области информаци- онных технологий и вычислительных систем, разработки современных научно-образовательных информационных ресурсов, компьютерных игр и мобильных приложений, задач вычислительной механики и моделирова- ния, а также актуальным проблемам цифровизации образования и методи- ки обучения информатике.
Оргкомитет СИТО2022 выражает благодарность всем участникам конференции за интересные статьи и многолетнюю поддержку развития современных информационных технологий.
Литература
1. Алина Уткина. Развитие информационных технологий в 2022 году. https://tproger.ru/articles/tendencii-razvitija-it-2022/.
2. Полуфинал битвы языков программирования
2021. https://tproger.ru/articles/polufinal-bitvy-jazykov-programmirovanija-
2021/?utm_source=tproger&utm_medium=post&utm_campaign=article_ban ner&utm_content=programming_languages_battle_banner.
3. Российский искусственный интеллект остается без специалистов. Про- фильные кадры уже за границей, а вузы не умеют обучать новых https://www.cnews.ru/news/top/2022-04-11_rossijskij_iskusstvennyj.
13
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЗАДАЧНИК PROGRAMMING TASKBOOK:
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ МГУ -ППИ
В ШЭНЬЧЖЭНЕ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЕРСИИ 4.22
Абрамян М. Э.
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»,
Институт математики, механики и компьютерных наук
им. И. И. Воровича
E-mail: mabr@sfedu.ru
В 2021–2022 учебном году автор настоящего доклада был приглашен в Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне (КНР) для чтения курсов по компьютерным дисциплинам на факультете вычислительной математики и кибернетики. Повышенные меры безопасности, принимаемые в Китае для борьбы с коронавирусом, привели к тому, что в течение нескольких месяцев в каждом семестре занятия проводились в дистанционном режиме.
В такой ситуации оказался весьма полезным опыт организации и проведения дистанционных лабораторных занятий с применением электронного задачника Programming Taskbook [1, 2].
На 2 курсе (весенний семестр) в рамках дисциплины «Практикум на
ЭВМ» использовался базовый вариант задачника Programming Taskbook; студентам был предложен вариант индивидуальных заданий, включающий задачи на разработку функций, обработку массивов, строк, файлов, на рекурсивные алгоритмы и работу с динамическими структурами данных
(стеки, очереди, списки, деревья). Особенностью практики было параллельное рассмотрение двух языков: С++ и Python.
На 3 курсе (осенний семестр) читалась дисциплина «Объектно- ориентированное программирование», в рамках которой выполнялись индивидуальные задания с задачами из двух расширений задачника: PT for
STL (задачник по стандартной библиотеке шаблонов C++) и PT for OOP
(задачник по паттернам объектно-ориентированного проектирования).
Использовался язык C++. На этом же курсе в весеннем семестре читалась дисциплина «Языки программирования», в которой изучались технологии современного программирования на примере языка C#. Студентам были предложены задачи из базового варианта задачника, а также расширений
PT for LINQ (задачник по LINQ-технологиям) и уже использованного в предыдущей дисциплине расширения PT for OOP, задания из которого требовалось выполнить на новом языке.
На 4 курсе (осенний семестр) читалась дисциплина «Параллельное программирование», в рамках которой выполнялись индивидуальные задания с задачами из расширений PT for MPI-2 (задачник по параллельному программированию на основе технологии MPI-2) и PT for
14
OpenMP
(задачник по многопоточному программированию).
Использовался язык C++.
Таким образом, благодаря поддержке различных языков и наличию специализированных расширений, задачник удалось использовать при организации лабораторных занятий для различных компьютерных дисциплин; при этом активно применялась подсистема задачника
Programming Taskbook, обеспечивающая удаленное взаимодействие студента и преподавателя на основе ftp-репозиториев [3].
Хотя преподавание в Университете МГУ-ППИ ведется на русском языке, потребовалось решить ряд проблем, связанных со спецификой работы в ОС Windows с китайскими региональными настройками. Кроме того, для учета особенностей различных дисциплин оказалось желательным внести в задачник ряд дополнений. Ниже описываются наиболее важные из дополнений, реализованных в версии задачника 4.22.
Был завершен перевод ядра задачника на платформу среды Free Pascal
Lazarus (см. [4]); как результат, достигнута полная унификация интерфейса окна задачника для 32-разрядных и 64-разрядных сред программирования.
Благодаря существенно более полной поддержке кодировок Unicode в системе Free Pascal Lazarus по сравнению с системой Turbo Delphi 2006, удалось обеспечить корректное отображение русского текста даже при использовании задачника в ОС Windows с региональными настройками, отличными от русской.
Для всех поддерживаемых задачником языков программирования была реализована возможность вывода в раздел отладки окна задачника текстовых данных, содержащих символы Юникода. Кроме того, файлы дополнений и файлы внешних групп [5] в версии 4.22 можно определять не только в однобайтной ANSI-кодировке Windows-1251, но и в кодировке
UTF-8. Это позволяет снабжать любые задания дополнительными указаниями на любом языке без необходимости изменения динамических библиотек, в которых эти задания реализованы.
Была добавлена поддержка языка Julia — сравнительно нового языка, обладающего рядом интересных возможностей (в частности, он, в отличие от большинства распространенных языков, позволяет использовать множественную диспетчеризацию).
Продолжена адаптация задачника к новым средам программирования.
В версии 4.22 была добавлена поддержка среды Microsoft Visual Studio
2022 (языки C++, C#, F#, VB.NET), реализована поддержка новых версий сред для языка С++ (Code::Blocks 20.03 и Dev-C++ 6.30), а также версии
Eclipse 2021-12 для языка Java. В дополнение к реализованной в предыдущей версии поддержке среды Visual Studio Code для языка C# реализована поддержка этой среды для языков C++, Python, Java, Ruby и
Julia.
15
Была обновлена и дополнена справочная система; в разделы для каждого языка добавлен пункт с описанием процедуры настройки задачника для сред, использующих этот язык. Наиболее подробные указания приводятся для среды Visual Studio Code, поскольку для возможности компиляции в ней программ на различных языках необходимо выполнить ряд дополнительных действий.
Следует отметить, что после необходимой начальной настройки среда
Visual Studio Code оказывается очень удобной для выполнения заданий с использованием электронного задачника благодаря развитым инструментам редактирования и средствам для запуска и отладки программ.
В версии 4.22 набор вспомогательных программных модулей задачника пополнился новым модулем PT4Panel, предназначенным для быстрого запуска остальных модулей и различных вариантов справочной системы, а также для выбора текущего рабочего каталога (рис. 1). Окно модуля PT4Panel всегда располагается поверх других окон на рабочем столе; в модуле предусмотрена группа команд для быстрого позиционирования окна в углах рабочего стола или вверху или внизу по его центру. Другая группа команд позволяет выбирать вариант справочной системы — локальный (chm-файл) или сетевой (сайт задачника) — а также ее язык интерфейса (русский или английский). Возможность выбора текущего рабочего каталога оказывается полезной при выполнении заданий на различных языках, поскольку для каждого языка удобно использовать отдельный рабочий каталог.
Рис. 1. Окно панели быстрого запуска PT4Panel
В модуль настройки задачника PT4Setup были добавлены средства для одновременного определения нескольких рабочих каталогов и подключения к этим каталогам сертификатов доступа к репозиторию. Все эти возможности упростили настройку задачника для дисциплины
«Практикум на ЭВМ», в которой требовалось выполнять задания на двух языках программирования (C++ и Python).
Были расширены средства работы с удаленными репозиториями: при временном отсутствии подключения к репозиторию все варианты учебных программ теперь автоматически сохраняются в локальном репозитории, создаваемом на компьютере студента, а при восстановлении подключения сохраненные данные автоматически пересылаются в удаленный репозиторий.
Для поддержки практической части дисциплины «Объектно- ориентированное программирование» было разработано новое расширение
16 электронного задачника: Programming Taskbook for OOP — задачник по паттернам объектно-ориентированного проектирования. Особенностям этого расширения посвящен отдельный доклад, представленный на настоящей конференции.
Был дополнен набор систем, обеспечивающих разработку и запуск параллельных программ с использованием технологии MPI для задачника
PT for MPI-2. К ранее поддерживаемым системам MPICH 1.2.5 и
MPICH2 1.3 была добавлена система MS-MPI 10.0, которая, как и MPICH2, поддерживает стандарт MPI 2.0 и обеспечивает более быструю работу параллельных программ для ОС Windows 10.
Все отмеченные возможности, наряду с базовыми возможностями задачника, позволили значительно повысить интенсивность проведения практических занятий, особенно в режиме дистанционного обучения.
Литература
1. Абрамян М. Э. Инструменты и методы разработки электронных образовательных ресурсов по компьютерным наукам: монография.
Ростов н/Д, Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2018. 260 с.
2. Абрамян М. Э. Об опыте дистанционного чтения курса по параллельному программированию // Современные информационные технологии: тенденции и перспективы развития. Материалы XXVIII научной конференции. Ростов н/Д, Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2021. С. 14–16.
3. Абрамян М. Э. Удаленные ftp-репозитории, управляемые сертификатами доступа, и их использование на лабораторных занятиях по программированию // XXV научная конференция «Современные информационные технологии: тенденции и перспективы развития».
Материалы конференции. Ростов н/Д, Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2018.
С. 15–18.
4. Абрамян М. Э., Лебедев Е. С. Об одном подходе к реализации кроссплатформенного электронного задачника по программированию //
Современные информационные технологии: тенденции и перспективы развития. Материалы XXVII научной конференции. Ростов н/Д,
Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2020. С. 19–20.
5. Абрамян
М. Э.
Новые возможности электронного задачника
Programming Taskbook: файлы дополнений и внешние группы учебных заданий / XXIII научная конференция «Современные информационные технологии: тенденции и перспективы развития». Материалы конфе- ренции. Ростов н/Д, 2016. С. 20–22.
17
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ВИРТУАЛЬНОГО
МИНЕРАЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Абрамян М. Э., Агарков Ю. В., Бортова Л. В., Тихонова Н. А.
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»,
Институт математики, механики и компьютерных наук
им. И. И. Воровича,
Институт наук о Земле
E-mail: mabr@sfedu.ru, yagarkov2011@yandex.ru, lyukashka@yandex.ru, ntihonova@sfedu.ru
Реалии современного мира иногда не предоставляют людям возможности посещать интересующие их музеи в силу временных, территориальных или иных ограничений. В то же время музеи постепенно начинают приспосабливаться к новой цифровой индустрии, создавая
3D-версии своих интереснейших выставок [1]. Особенно это актуально для музеев минералогии, которые в полной мере могут показать свои невероятные образцы в ходе виртуальной экскурсии. Посещение
3D-музеев становится всѐ более и более интересным для молодых людей, так как они дают возможность всѐ детально рассмотреть понравившиеся модели образцов и узнать о них больше. Доклад продолжает тему разработки виртуального минералогического музея, начатую на предыдущей конференции СИТО [2].
Виртуальный музей на базе Минералогического музея Института наук о Земле ЮФУ (http://geo.sfedu.ru/?page_id=191) позволит посетителю совершить экскурсию по залам музея в трехмерном пространстве, полюбоваться выбранным экспонатом, выполняя его приближение и вращение. В рамках виртуального тура у посетителя будет возможность выбора различных экспозиций. Виртуальный минералогический музей имеет следующую структуру:
Кристаллография
Систематическая минералогия o
Формы выделения минералов o
Физические свойства (твердость, цвет, блеск и др.)
В музее для детального рассмотрения доступно более 50 3D-моделей минералов нескольких классов и минеральной разновидности. Ниже приводится систематический список минералов и их классов:
Простые соединения (Золото, Серебро, Медь, Алмаз, Графит, Сера)
Соли бескислородных кислот
Сульфиды (Галенит, Сфалерит, Киноварь, Пирит, Халькопирит)
Оксиды (Магнетит, Гематит, Лимонит, Корунд, Кварц, Халцедон,
Опал)
18
Галогениды (Галит, Сильвин, Флюорит)
Соли кислородных кислот
Карбонаты (Кальцит, Доломит, Магнезит, Сидерит, Малахит)
Сульфаты (Гипс, Ангидрит, Барит)
Фосфаты (Апатит)
Соли кремниевых кислот – Силикаты
Островные силикаты (Оливин, Гранаты, Эпидот)
Кольцевые силикаты (Турмалин)
Цепочные силикаты
Пироксены (Гиперстен, Диопсид)
Ленточные силикаты
Амфиболы (Актинолит, Роговая обманка)
Листовые силикаты (Тальк, Серпентин)
Глинистые минералы (Каолинит, Монтмориллонит, Иллит)
Слюды (Мусковит, Биотит)
Гидрослюды (Глауконит)
Хлориты (Хлорит)
Каркасные силикаты
Полевые шпаты
Калиевые полевые шпаты (Ортоклаз, Микроклин)
Натрий-кальциевые полевые шпаты – Плагиоклазы (Альбит,
Анортит)
Фельдшпатоиды (Нефелин)
Сканирование образцов проводилось с использованием 3D-сканера
3D Systems Sense 2. Данный сканер является ручным, поэтому при сканировании необходимо соблюдать несколько требований: наличие холодного рассеянного света, медленное перемещение сканера вдоль всего минерала, повторное сканирование образца для более детального отображения его формы или текстуры. Не все образцы подошли для сканирования. Полированные экземпляры, экземпляры, отражающие свет, прозрачные кристаллы, экземпляры диаметром менее 3 см не удовлетворяли требованиям. Постобработка полученных 3D-моделей происходила в программе 3D Systems Sense, а дополнительная обработка выполнялась в программе Adobe Photoshop.
Для хранения сведений о минерале (название, химическая формула, диагностические свойства, место добычи) был выбран формат JSON, так как он лучше всего подходит для хранения и использования данного вида информации.
Виртуальный музей создан в среде Unity-3d. Музей представлен трехмерной сценой. Для создания более реалистичной визуализации в
Вычисления, повышающие конфиденциальность (PEC). В Gartner ожи- дают, что в ближайшие три года больше половины крупных компаний начнут использовать методы таких вычислений. Благодаря им вся конфи- денциальная информация будет защищена на уровне ПО. PEC основыва- ются на трѐх основных технологиях для защиты данных:
— обеспечение надѐжной среды, где производятся анализ и обработка данных;
11
— децентрализованные анализ и обработка;
— шифрование данных перед анализом и обработкой.
Облачные платформы. В 2021г. лишь 40% цифровых инициатив основы- ваются на облачных платформах. К 2025 г.этот показатель вырастет до 95%.
Искусственный интеллект (AI). В Gartner, как и в IDC, придерживаются мнения, что наступает эпоха AI. В 2022 году прогнозируется разработка более эффективных инструментов в данной сфере. А уже к 2025 году 10% компаний, внедряющих передовые ИИ-решения, заработают на этом в 3 ра- за больше, чем те предприятия, которые останутся со старыми решениями.
Территориально-распределенные предприятия. С распространением удалѐнного режима работы исключительно офисные предприятия превра- щаются в распределѐнные — такие, в которых работают территориально разбросанные сотрудники. Около 75% компаний, которые перейдут на та- кую модель, к 2023 году ускорят рост доходов на 25%.
Автономные системы. Это системы, которые способны сами изменять свои алгоритмы без обновлений извне. Вскоре они станут нормой и будут повсеместно использоваться в дронах, роботах и различных производ- ственных машинах.
Мобильные операторы в нынешнем году запустят значительно боль- ше тестовых проектов для сегментирования автономных 5G-сетей и при- ложений с малой задержкой.
Аналитики уверены, что технологии IoT (Интернет вещей) станут ос- новной метавселенной. Развитие интернета вещей будет сосредоточено на киберфизических системах (CPS).
Интеграция дополнительных датчиков и алгоритмы ИИ позволят про- изводителям AR и VR оборудования (виртуальной и дополненной реаль- ности) экспериментировать с полным погружением.
Экспертами были проведены исследования в области языков про- граммирования. Победителями конкурса на звание лучшего языка про- граммирования 2021 года стали C# и Python, которые обошли оппонентов в лице C++ и Kotlin соответственно.
Как уже отмечалось выше, 2022 год принес особые сложности и про- блемы во многих областях исследований и практических проектов, кос- нувшиеся также и ИТ-сферы. Приведенные прогнозы экспертов могут пре- терпеть определѐнные изменения. В нынешних условиях правительство
РФ принимает активные меры поддержки ИТ-отрасли.
Одной из больших проблем нынешнего момента российские эксперты называют почти катастрофическую нехватку ИТ-кадров, особенно в обла- сти искусственного интеллекта, машинного обучения и нейросетей и язы- ков программирования в сфере искусственного интеллекта [3]. Это, в свою очередь, ставит серьезные задачи перед университетским и вузовским со-
12 обществом в плане подготовки высококвалифицированных кадров для
ИТ-сферы. Данная проблема станет отдельной темой обсуждения в рамках
СИТО2022.
В сборник материалов нынешней конференции вошли доклады участ- ников, посвященные новым научным достижениям в области информаци- онных технологий и вычислительных систем, разработки современных научно-образовательных информационных ресурсов, компьютерных игр и мобильных приложений, задач вычислительной механики и моделирова- ния, а также актуальным проблемам цифровизации образования и методи- ки обучения информатике.
Оргкомитет СИТО2022 выражает благодарность всем участникам конференции за интересные статьи и многолетнюю поддержку развития современных информационных технологий.
Литература
1. Алина Уткина. Развитие информационных технологий в 2022 году. https://tproger.ru/articles/tendencii-razvitija-it-2022/.
2. Полуфинал битвы языков программирования
2021. https://tproger.ru/articles/polufinal-bitvy-jazykov-programmirovanija-
2021/?utm_source=tproger&utm_medium=post&utm_campaign=article_ban ner&utm_content=programming_languages_battle_banner.
3. Российский искусственный интеллект остается без специалистов. Про- фильные кадры уже за границей, а вузы не умеют обучать новых https://www.cnews.ru/news/top/2022-04-11_rossijskij_iskusstvennyj.
13
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЗАДАЧНИК PROGRAMMING TASKBOOK:
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ МГУ -ППИ
В ШЭНЬЧЖЭНЕ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЕРСИИ 4.22
Абрамян М. Э.
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»,
Институт математики, механики и компьютерных наук
им. И. И. Воровича
E-mail: mabr@sfedu.ru
В 2021–2022 учебном году автор настоящего доклада был приглашен в Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне (КНР) для чтения курсов по компьютерным дисциплинам на факультете вычислительной математики и кибернетики. Повышенные меры безопасности, принимаемые в Китае для борьбы с коронавирусом, привели к тому, что в течение нескольких месяцев в каждом семестре занятия проводились в дистанционном режиме.
В такой ситуации оказался весьма полезным опыт организации и проведения дистанционных лабораторных занятий с применением электронного задачника Programming Taskbook [1, 2].
На 2 курсе (весенний семестр) в рамках дисциплины «Практикум на
ЭВМ» использовался базовый вариант задачника Programming Taskbook; студентам был предложен вариант индивидуальных заданий, включающий задачи на разработку функций, обработку массивов, строк, файлов, на рекурсивные алгоритмы и работу с динамическими структурами данных
(стеки, очереди, списки, деревья). Особенностью практики было параллельное рассмотрение двух языков: С++ и Python.
На 3 курсе (осенний семестр) читалась дисциплина «Объектно- ориентированное программирование», в рамках которой выполнялись индивидуальные задания с задачами из двух расширений задачника: PT for
STL (задачник по стандартной библиотеке шаблонов C++) и PT for OOP
(задачник по паттернам объектно-ориентированного проектирования).
Использовался язык C++. На этом же курсе в весеннем семестре читалась дисциплина «Языки программирования», в которой изучались технологии современного программирования на примере языка C#. Студентам были предложены задачи из базового варианта задачника, а также расширений
PT for LINQ (задачник по LINQ-технологиям) и уже использованного в предыдущей дисциплине расширения PT for OOP, задания из которого требовалось выполнить на новом языке.
На 4 курсе (осенний семестр) читалась дисциплина «Параллельное программирование», в рамках которой выполнялись индивидуальные задания с задачами из расширений PT for MPI-2 (задачник по параллельному программированию на основе технологии MPI-2) и PT for
14
OpenMP
(задачник по многопоточному программированию).
Использовался язык C++.
Таким образом, благодаря поддержке различных языков и наличию специализированных расширений, задачник удалось использовать при организации лабораторных занятий для различных компьютерных дисциплин; при этом активно применялась подсистема задачника
Programming Taskbook, обеспечивающая удаленное взаимодействие студента и преподавателя на основе ftp-репозиториев [3].
Хотя преподавание в Университете МГУ-ППИ ведется на русском языке, потребовалось решить ряд проблем, связанных со спецификой работы в ОС Windows с китайскими региональными настройками. Кроме того, для учета особенностей различных дисциплин оказалось желательным внести в задачник ряд дополнений. Ниже описываются наиболее важные из дополнений, реализованных в версии задачника 4.22.
Был завершен перевод ядра задачника на платформу среды Free Pascal
Lazarus (см. [4]); как результат, достигнута полная унификация интерфейса окна задачника для 32-разрядных и 64-разрядных сред программирования.
Благодаря существенно более полной поддержке кодировок Unicode в системе Free Pascal Lazarus по сравнению с системой Turbo Delphi 2006, удалось обеспечить корректное отображение русского текста даже при использовании задачника в ОС Windows с региональными настройками, отличными от русской.
Для всех поддерживаемых задачником языков программирования была реализована возможность вывода в раздел отладки окна задачника текстовых данных, содержащих символы Юникода. Кроме того, файлы дополнений и файлы внешних групп [5] в версии 4.22 можно определять не только в однобайтной ANSI-кодировке Windows-1251, но и в кодировке
UTF-8. Это позволяет снабжать любые задания дополнительными указаниями на любом языке без необходимости изменения динамических библиотек, в которых эти задания реализованы.
Была добавлена поддержка языка Julia — сравнительно нового языка, обладающего рядом интересных возможностей (в частности, он, в отличие от большинства распространенных языков, позволяет использовать множественную диспетчеризацию).
Продолжена адаптация задачника к новым средам программирования.
В версии 4.22 была добавлена поддержка среды Microsoft Visual Studio
2022 (языки C++, C#, F#, VB.NET), реализована поддержка новых версий сред для языка С++ (Code::Blocks 20.03 и Dev-C++ 6.30), а также версии
Eclipse 2021-12 для языка Java. В дополнение к реализованной в предыдущей версии поддержке среды Visual Studio Code для языка C# реализована поддержка этой среды для языков C++, Python, Java, Ruby и
Julia.
15
Была обновлена и дополнена справочная система; в разделы для каждого языка добавлен пункт с описанием процедуры настройки задачника для сред, использующих этот язык. Наиболее подробные указания приводятся для среды Visual Studio Code, поскольку для возможности компиляции в ней программ на различных языках необходимо выполнить ряд дополнительных действий.
Следует отметить, что после необходимой начальной настройки среда
Visual Studio Code оказывается очень удобной для выполнения заданий с использованием электронного задачника благодаря развитым инструментам редактирования и средствам для запуска и отладки программ.
В версии 4.22 набор вспомогательных программных модулей задачника пополнился новым модулем PT4Panel, предназначенным для быстрого запуска остальных модулей и различных вариантов справочной системы, а также для выбора текущего рабочего каталога (рис. 1). Окно модуля PT4Panel всегда располагается поверх других окон на рабочем столе; в модуле предусмотрена группа команд для быстрого позиционирования окна в углах рабочего стола или вверху или внизу по его центру. Другая группа команд позволяет выбирать вариант справочной системы — локальный (chm-файл) или сетевой (сайт задачника) — а также ее язык интерфейса (русский или английский). Возможность выбора текущего рабочего каталога оказывается полезной при выполнении заданий на различных языках, поскольку для каждого языка удобно использовать отдельный рабочий каталог.
Рис. 1. Окно панели быстрого запуска PT4Panel
В модуль настройки задачника PT4Setup были добавлены средства для одновременного определения нескольких рабочих каталогов и подключения к этим каталогам сертификатов доступа к репозиторию. Все эти возможности упростили настройку задачника для дисциплины
«Практикум на ЭВМ», в которой требовалось выполнять задания на двух языках программирования (C++ и Python).
Были расширены средства работы с удаленными репозиториями: при временном отсутствии подключения к репозиторию все варианты учебных программ теперь автоматически сохраняются в локальном репозитории, создаваемом на компьютере студента, а при восстановлении подключения сохраненные данные автоматически пересылаются в удаленный репозиторий.
Для поддержки практической части дисциплины «Объектно- ориентированное программирование» было разработано новое расширение
16 электронного задачника: Programming Taskbook for OOP — задачник по паттернам объектно-ориентированного проектирования. Особенностям этого расширения посвящен отдельный доклад, представленный на настоящей конференции.
Был дополнен набор систем, обеспечивающих разработку и запуск параллельных программ с использованием технологии MPI для задачника
PT for MPI-2. К ранее поддерживаемым системам MPICH 1.2.5 и
MPICH2 1.3 была добавлена система MS-MPI 10.0, которая, как и MPICH2, поддерживает стандарт MPI 2.0 и обеспечивает более быструю работу параллельных программ для ОС Windows 10.
Все отмеченные возможности, наряду с базовыми возможностями задачника, позволили значительно повысить интенсивность проведения практических занятий, особенно в режиме дистанционного обучения.
Литература
1. Абрамян М. Э. Инструменты и методы разработки электронных образовательных ресурсов по компьютерным наукам: монография.
Ростов н/Д, Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2018. 260 с.
2. Абрамян М. Э. Об опыте дистанционного чтения курса по параллельному программированию // Современные информационные технологии: тенденции и перспективы развития. Материалы XXVIII научной конференции. Ростов н/Д, Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2021. С. 14–16.
3. Абрамян М. Э. Удаленные ftp-репозитории, управляемые сертификатами доступа, и их использование на лабораторных занятиях по программированию // XXV научная конференция «Современные информационные технологии: тенденции и перспективы развития».
Материалы конференции. Ростов н/Д, Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2018.
С. 15–18.
4. Абрамян М. Э., Лебедев Е. С. Об одном подходе к реализации кроссплатформенного электронного задачника по программированию //
Современные информационные технологии: тенденции и перспективы развития. Материалы XXVII научной конференции. Ростов н/Д,
Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2020. С. 19–20.
5. Абрамян
М. Э.
Новые возможности электронного задачника
Programming Taskbook: файлы дополнений и внешние группы учебных заданий / XXIII научная конференция «Современные информационные технологии: тенденции и перспективы развития». Материалы конфе- ренции. Ростов н/Д, 2016. С. 20–22.
17
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ВИРТУАЛЬНОГО
МИНЕРАЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Абрамян М. Э., Агарков Ю. В., Бортова Л. В., Тихонова Н. А.
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»,
Институт математики, механики и компьютерных наук
им. И. И. Воровича,
Институт наук о Земле
E-mail: mabr@sfedu.ru, yagarkov2011@yandex.ru, lyukashka@yandex.ru, ntihonova@sfedu.ru
Реалии современного мира иногда не предоставляют людям возможности посещать интересующие их музеи в силу временных, территориальных или иных ограничений. В то же время музеи постепенно начинают приспосабливаться к новой цифровой индустрии, создавая
3D-версии своих интереснейших выставок [1]. Особенно это актуально для музеев минералогии, которые в полной мере могут показать свои невероятные образцы в ходе виртуальной экскурсии. Посещение
3D-музеев становится всѐ более и более интересным для молодых людей, так как они дают возможность всѐ детально рассмотреть понравившиеся модели образцов и узнать о них больше. Доклад продолжает тему разработки виртуального минералогического музея, начатую на предыдущей конференции СИТО [2].
Виртуальный музей на базе Минералогического музея Института наук о Земле ЮФУ (http://geo.sfedu.ru/?page_id=191) позволит посетителю совершить экскурсию по залам музея в трехмерном пространстве, полюбоваться выбранным экспонатом, выполняя его приближение и вращение. В рамках виртуального тура у посетителя будет возможность выбора различных экспозиций. Виртуальный минералогический музей имеет следующую структуру:
Кристаллография
Систематическая минералогия o
Формы выделения минералов o
Физические свойства (твердость, цвет, блеск и др.)
В музее для детального рассмотрения доступно более 50 3D-моделей минералов нескольких классов и минеральной разновидности. Ниже приводится систематический список минералов и их классов:
Простые соединения (Золото, Серебро, Медь, Алмаз, Графит, Сера)
Соли бескислородных кислот
Сульфиды (Галенит, Сфалерит, Киноварь, Пирит, Халькопирит)
Оксиды (Магнетит, Гематит, Лимонит, Корунд, Кварц, Халцедон,
Опал)
18
Галогениды (Галит, Сильвин, Флюорит)
Соли кислородных кислот
Карбонаты (Кальцит, Доломит, Магнезит, Сидерит, Малахит)
Сульфаты (Гипс, Ангидрит, Барит)
Фосфаты (Апатит)
Соли кремниевых кислот – Силикаты
Островные силикаты (Оливин, Гранаты, Эпидот)
Кольцевые силикаты (Турмалин)
Цепочные силикаты
Пироксены (Гиперстен, Диопсид)
Ленточные силикаты
Амфиболы (Актинолит, Роговая обманка)
Листовые силикаты (Тальк, Серпентин)
Глинистые минералы (Каолинит, Монтмориллонит, Иллит)
Слюды (Мусковит, Биотит)
Гидрослюды (Глауконит)
Хлориты (Хлорит)
Каркасные силикаты
Полевые шпаты
Калиевые полевые шпаты (Ортоклаз, Микроклин)
Натрий-кальциевые полевые шпаты – Плагиоклазы (Альбит,
Анортит)
Фельдшпатоиды (Нефелин)
Сканирование образцов проводилось с использованием 3D-сканера
3D Systems Sense 2. Данный сканер является ручным, поэтому при сканировании необходимо соблюдать несколько требований: наличие холодного рассеянного света, медленное перемещение сканера вдоль всего минерала, повторное сканирование образца для более детального отображения его формы или текстуры. Не все образцы подошли для сканирования. Полированные экземпляры, экземпляры, отражающие свет, прозрачные кристаллы, экземпляры диаметром менее 3 см не удовлетворяли требованиям. Постобработка полученных 3D-моделей происходила в программе 3D Systems Sense, а дополнительная обработка выполнялась в программе Adobe Photoshop.
Для хранения сведений о минерале (название, химическая формула, диагностические свойства, место добычи) был выбран формат JSON, так как он лучше всего подходит для хранения и использования данного вида информации.
Виртуальный музей создан в среде Unity-3d. Музей представлен трехмерной сценой. Для создания более реалистичной визуализации в