Файл: Российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 376
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
56 3. Открытие инженерного форума
«Энергия мечты».
URL: https://youtu.be/dxF55O2ZKfA.
4. Встреча с представителями предприятий Волгодонска в рамках форума
«Энергия мечты». URL: https://youtu.be/mdkbqSCrG60.
5. Мастер-класс «Звѐзды в кармане» в рамках форума «Энергия мечты».
URL: https://youtu.be/tzOSHPokoPU.
6. Лекция «Космический атом» в рамках форума «Энергия мечты». URL: https://youtu.be/ZlmioGINg_8.
7. Закрытие инженерного форума
«Энергия мечты».
URL: https://youtu.be/jFywgusNMCk.
57
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ
ИНФОРМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ
ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС
Блинова Е. Е.
1
, Евланова А. Г.
2
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»,
1
Институт математики, механики и компьютерных наук
им. И. И. Воровича,
2
Институт наук о Земле
E-mail: eesivokon@sfedu.ru
Современный этап развития школьного образования связан с введени- ем обновленных федеральных государственных образовательных стандар- тов (ФГОС), где, как и в стандартах предыдущего поколения, преобладает ориентация на реализацию деятельностного и компетентностного подхода в обучении, при акцентуации на формировании надпредметных компетен- ций (soft skills), которые предлагается развивать в том числе и через про- ектную деятельность. Кроме того, проектной деятельности школьников по- прежнему отводится значимое место в обновленных ФГОС. В условиях дифференциации обучения по предмету «информатика», которая теперь начинается уже с уровня основного общего образования, требуется новое осмысление возможностей использования технологии проектного обучения.
Впервые «метод проектов» описал и стал использовать в обучении
Дж. Дьюи в начале XX века, в российском образовании данный термин впервые системно применил С. Т. Шацкий в 1905–1931 гг. «Переоткры- тие» метода и «второе дыхание» произошло в 1965 г., следующая «волна» -
1990-е годы. Далее этот метод был поэтапно, алгоритмически описан и преобразовался в технологию, однако, даже в настоящее время можно встретить научно-методические публикации, где данная технология опи- сывается через терминологию «метод», даже встречается вариант названия
«технология «метод проектов»».
В центре применения и метода, и технологии проектного обучения – понятия «проект», «проектирование (дизайн)», «реализация проекта» и
«защита проекта». Термин «проект» берет свое начало, согласно разным источникам, от лат. «projektus» – «выброшенный вперед» и от франц.
«projet» – «намерение, которое будет осуществлено в будущем», общим для которых является описание некоего образа «того, что не существует», но может быть представлено в том или ином виде и реализовано в буду- щем. Проектирование – процесс создания проекта как прообраза предпола- гаемого или возможного объекта, за рубежом вместо слова проектирова- ние в этом же значении применяется термин «дизайн». Так Кембриджский
58 толковый словарь (Cambridge Dictionary) определяет глагол «design» как
«создавать или рисовать объект» (1) или как «намереваться», «планиро- вать», «предназначать(ся)» (2):
(1) to make or draw plans for something, for example clothes or buildings
(a drawing or set of drawings showing how a building or product is to be made and how it will work and look);
(2) to intend. Например, This presentation designed for advanced Python programmers.
Технология проектного обучения – система взаимосвязанных средств и методов обучения, которая создает условия для формирования содержания компетенций в процессе самостоятельного планирования и реализации по- степенно усложняющихся, практико-ориентированных заданий – проектов.
В настоящее время можно встретить такое определение проектного обучения: это деятельность учащихся, когда они, отвечая на систему во- просов, приходят к конкретному продукту. Источником данного определе- ния является зарубежная трактовка технологии проектного обучения или project based learning (PBL): Project Based Learning is a teaching method in which students gain knowledge and skills by working for an extended period of time to investigate and respond to an authentic, engaging, and complex question, problem, or challenge. При этом в зарубежной практике призывают отли- чать эпизодическое «выполнение проекта (doing a project)», когда учащие- ся время от времени работают над «dessert projects»
1
- короткими, intellectually-light projects, который педагог задает в качестве «десерта» по- сле стандартного изложения учебного материала в рамках темы, - от «тех-
нологии проектного обучения», project based learning, где проект выступает основной формой обучения, в течение выполнения проекта учащиеся и по- лучают знания, потому что «the project contains and frames curriculum and instruction»
2
Существует несколько классификаций проектов в обучении:
– по преобладающей деятельности проекты разделяется на поисковые, творческие, ролевые, исследовательские, прикладные и т.д.
– согласно содержательной области выделяют монопроекты или меж- предметные проекты;
– по характеру координации проекта проекты разделяются проекты с явным руководством и проекты со скрытой координацией;
– по «охвату» проекты делятся на индивидуальные; внутригрупповые
(при работе в минигруппах в одном классе); проекты, которые задействуют параллель классов; проекты на уровне школы; проекты на уровне города
(муниципальные проекты); региона (региональные проекты); страны (фе- деральные проекты) и международные проекты;
1
дословно – проекты на десерт
2
https://www.pblworks.org/what-is-pbl
59
– по продолжительности выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты.
Основными требованиями при реализации проектного обучения неза- висимо от уровня образования является наличие актуальной проблемы, практическая значимость результатов, самостоятельная деятельность уча- щихся структурирование содержательной части проекта, использование исследовательских методов (по цепочке: определение проблемы → поста- новка целей и задач → формулировка рабочей гипотезы → освоение мето- дов исследования →обработка данных, обобщение, анализ, выводы → оформление проектной документации → представление работы).
Особенности применения технологии проектного обучения: диало- гичность, проблемность, интегративность, контекстность.
В настоящее время существует понимание проекта как завершенного цикла продуктивной деятельности отдельного человека, коллектива, орга- низации, предприятия или совместной деятельности многих организаций и предприятий: «Проект - это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфи- ческой организацией» [3]. Особо крупные проекты называются Програм- мами.
При реализации проектного обучения в полноценном формате в рам- ках школьного курса информатики необходимо помнить об отличительных свойствах современных проектов, к которым относятся: обязательное наличие начала и окончания работы, чѐткая формулировка задания через практический результат; наличие этапов и точек контроля; ограниченный срок выполнения; наличие проектной документации; наличие этапов пре- зентации результатов и группы исполнителей.
Данный подход (равно как и трактование проекта, предложенное
С. А. Баркаловым и др. [3]) также важен при формулировании основных этапов реализации технологии проектного обучения, поскольку при изуче- нии информатики педагог
3
должен создать условия для реализации про- ектной деятельности, максимально приближенные к выполнению проектов в деятельности специалистов в области информационных и коммуникаци- онных технологий. Поскольку в современных условиях практически все программные продукты и сетевые сервисы создаются как командные про- екты с применением гибкой технологии проектирования, которая получила название Agile (базируется на адаптивном подходе к требованиям, которые
3
Учитель информатики в рамках профориентационной работы и профильного обучения, преподаватели в ссузе и вузе на направлениях, связанных с информационными технологиями могут применять техноло- гию проектного обучения для формирования у будущих специалистов в сфере IT необходимой корпора- тивной культуры, навыков работы над проектами и развития «гибких навыков» (прежде всего, умения работать в команде, коммуникабельности, умения оценить и распределить собственные ресурсы)
60 могут изменяться и уточняться по мере взаимодействия с заказчиком при предъявлении ему работающего программного продукта или его мини- мальной работоспособной версии (MVP), что предполагает уточнение и дополнение технической документации во время его реализации самоорга- низующимися рабочими группами) [2], технология проектного обучения также приобретает характерные для Agile-подхода черты. Для реализации идеологии, Agile выделяются так называемые фреймворки (frameworks) – более детально описанные способы (они иногда называются методиками или даже методологиями) с максимально разработанным инструментари- ем, наиболее известными среди которых являются Scrum («подход струк- туры» с четким хронометражем циклов разработки (спринтов)), Kanban
(«подход баланса» с максимальной визуализацией происходящих процес- сов), их комбинация (Scrumban), методология бережливой разработки про- граммных продуктов (Lean-разработка с максимальной экономией ресур- сов). Каждый из перечисленный фреймворков содержит описание кон- кретных инструментов организации деятельности команды, ее документи- рования и может служить основой для организации проектной деятельно- сти с учащимися. Например, можно применять такой инструмент, как кан- бан доска из фреймворка Kanban, суть работы с которой заключается в том, что некоторое количество карточек с учебными заданиями (канбан- жетонов), равное емкости изучаемого на данный момент модуля, запуска- ется в обращение и двигается последовательно от этапа «задания на вы- полнение» через этапы «учу теорию», «тренирую умение», «адаптирую ал- горитм» к этапу «готово к проверке (оформлено)». Одна карточка соответ- ствует одному типу задания по теме и выступает как сигнальный меха- низм. Каждый из обучающихся, входящих в группу, может взять задание в обработку (начать его выполнять), при этом остальные видят, как он про- двигается по этапам, могут помочь ему или сами попросить помощи. Лю- бое новое задание должно оставаться в очереди, пока карточка не освобо- дится, после чего она снова запускается в обращение (подробнее [1]).
На первых порах, когда происходит обучение школьников работе по технологии проектного обучения, педагог (или эксперт – например, project manager) выступает координатором их деятельности и показывает цепочку действий, которые нужно реализовывать при выполнении проекта: изна- чально определяется тема проекта, его тип проекта (командный/инди- видуальный, локальный
(уровень класса, школы
/региональ- ный/федеральный/международный и др.) и количество участников (если проект командный на этом этапе осуществляется распределение по коман- дам, определение ролей в команде) → выявляется и записывается в четком виде цель проекта (чаще всего цель формулируется через планируемый практический результат), требования к отчетной документации по проекту
→ возможные риски реализации деятельности по проекту и способы их
61 минимизации → осуществляется декомпозиция цели в виде задач и рас- пределение задач по группам или по конкретным учащимся внутри коман- ды → планируется цепочка реализации проекта по приоритетности задач
(при применении Agile – приоритетность задач будет меняться на каждом шаге, для этого команда устраивает краткие совещания каждый день (каж- дое занятие) проектной деятельности) → происходит обсуждение возмож- ных методов исследования поиска информации, творческих решений → обучающимся предоставляется время на самостоятельную деятельность по проекту → в течение этого времени происходит промежуточное обсужде- ние результатов и коррекция → защита проекта → коллективное обсужде- ние, внешняя оценка (экспертиза) и выводы по результатам проекта. Про демонстрации технологической цепочки реализации проекта важным ком- понентом является рефлексия каждого этапа.
Затем, постепенно, учащиеся приобретают навык работы по техноло- гической цепочке и самостоятельно могут реализовать этапы реализации проектной деятельности. Однако, на перестроение деятельности требуется значительное количество времени, поэтому технология проектного обуче- ния рекомендуется к адаптивному внедрению, то есть ее технологические этапы вводятся в основной школе (начиная с 5 класса) в рамках dessert pro- jects, а затем, когда учащиеся в полной мере ознакомятся со все технологи- ческой цепочкой (к 8 классу), можно реализовать обучение информатике и
ИКТ как серию проектов (PBL-технологию) и с элементами Agile-подхода, а в старшей школе уже полноценно применять выбранные фреймворки Agile.
Литература
1. Блинова Е. Е., Евланова А. Г. Методика обучения информатике в системе непрерывного образования (Methods and techniques of Computer
Science and ICT teaching in the lifelong education context) : учебное пособие / Е. Е. Блинова, А. Г. Евланова ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021. – 167 с.
2. Гатулин Р. Р., Колупаева Д. А. Методология Agile для современного школьного образования // Санкт-Петербургский образовательный вестник.– 2017. –№11–12 (15–16). С. 53–55 3. Умное управление проектами / С. А. Баркалов, В. Н. Бурков,
Я. Д. Гельруд и др.; под ред. чл.-корр. РАН Д. А. Новикова. – Челябинск:
Издательский центр ЮУрГУ, 2019. – 189 с.
62
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 28