Файл: Зрительный анализатор, его значение в познании окружающего мира.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Филатов вёл большую педагогическую деятельность, основал большую офтальмологическую школу, среди его учеников: Н. А. Пучковская, Т. И. Ерошевский.
Клиника и институт им. академика В. П. Филатова стала прекрасной офтальмологической школой, привлекающей к себе окулистов всей страны. Все ученики Филатова, с первых дней пребывания в его школе, приобщались к науке, обогащаясь непрерывным потоком его идеи, получая возможность под его непосредственным руководством выполнять ценные и интересные работы.
Учёный опубликовал много трудов, в том числе:
-
«Учение о клеточных ядах в офтальмологии» -
«Оптическая пересадка роговицы и тканевая терапия» -
«Тканевая терапия» -
«Мои пути в науке» -
«Операции на роговой оболочке и склере» -
«Избранные труды»
Основоположником отечественной микрохирургии принципиально нового направления, позволившего проводить хирургические вмешательства на глазу на современном уровне стал академик Михаил Михайлович Краснов. Он впервые в стране произвёл имплантацию искусственного хрусталика.Впервые в мировой практике М.М. Красновым разработаны новые методы безножевого лечения глаукомы, заболеваний роговицы и хрусталика с помощью предложенных им оригинальных лазерных установок, не применявшихся ранее в медицинской практике.
Им выполнена уникальная, единственная в мире операция по реконструкции одного зрячего глаза из двух слепых у больного с ожогом глаз; впервые в мировой практике предложена оригинальная методика лечения тяжёлых бельм роговицы – метод «вживления» оптической линзы в глаз на основе собственной ткани больного. М.М. Краснов является автором свыше 40 патентов на изобретения, полученных в 13 странах мира.Подлинную революцию в офтальмологии произвел академик Святослав Николаевич Федоров. Благодаря его достижениям Россия даже сейчас, в не лучшие для нее времена остается одним из лидеров мировой офтальмологии.
Михаил Леонидович Краснов успешно разрабатывал проблему сосудистой патологии глаз. Им разработана методика исследования глазного дна при гипертонической болезни. Высокую оценку у практических врачей получило «Руководство по глазной хирургии» (1976), в котором М. Л. Краснов был соавтором и титульным редактором.
Научное наследие М. Л. Краснова включает свыше 200 научных работ, в том числе 5 монографий. Многие работы посвящены проблеме травматизма глаз мирного и военного времени, он также изучал влияние на глаза различных химиотерапевтических средств, был инициатором внедрения в офтальмологическую практику антибиотиков и сульфаниламидов. Его монографии «Анестезиология в офтальмологии» (1959), «Офтальмология амбулаторного врача» (1969), «Диагностические ошибки в офтальмологии» (1978) не утратили своей значимости и до настоящего времени.
Основные труды Н. А. Пучковской посвящены проблемам пересадки роговицы, хирургическому лечения и иммунотерапии последствий тяжёлых ожогов глаз, применения лазерного излучения в офтальмологии, организации офтальмологической помощи населению.
Святослав Николаевич Федоров провел первую в СССР успешную имплантацию интраокулярной линзы, открыв тем самым новое направление в науке. Только в России С.Н. Федоровым и его учениками проведено около 1,5 млн. таких операций.
Поставив перед собой задачу освобождения людей от очков, Святослав Николаевич создал принципиально новое высокоэффективное направление в мировой офтальмохирургии — рефракционную и энергетическую хирургию для коррекции миопии, гиперметропии и астигматизма,дал импульс сразу нескольким основополагающим направлениям, без которых немыслима современная офтальмология.Его фундаментальные труды в области имплантологии, кератопротезирования, глаукомы, атрофии зрительного нерва, витреоретинальной и лазерной хирургии стали классикой мировой офтальмологии. В 1994 г. на Международном конгрессе офтальмологов в Канаде С.Н. Федоров был по праву удостоен высшей профессиональной чести: признан “выдающимся офтальмохирургом XX века”.
-
Понятие об абсолютной, профессиональной и общественной слепоте. Главные причины слепоты. Профилактика слепоты у взрослых и детей.
Слепота – это состояние, характеризующееся абсолютной потерей зрения временно или навсегда. Данное понятие используют для обозначения тяжелых снижений зрения человека, или же снижения визуального восприятия. Нарушения зрения могут быть тяжелой или же легкой формы. В мире зарегистрировано более 400 миллионов людей с различными нарушениями зрения, которое развивается по разным причинам. В 80 % случаев это заболевание возникает у людей старшего возраст
Различают абсолютную (тотальную) слепоту и практическую слепоту. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения. Практическая слепота характеризуется остаточным зрением, при котором сохраняются светоощущение и цветоощущение.
Профессиональная - такое состояние зрительных функций, при которых больной не может выполнять свою профессиональную работу.
Причины слепоты находятся во взаимосвязи с социальным и техническим развитием общества. В наиболее развитых странах причиной слепоты могут быть осложнения после ряда заболеваний, таких как травматические повреждения роговицы, диабет, дегенерация желтого пятна.
В менее развитых странах слепота более распространена. Ее причинами являются:
-
катаракта; -
инфекции; -
глаукома; -
различные травмы; -
невозможность использовать очки.
В слаборазвитых странах причинами возникновения заболевания могут быть речная слепота, проказа, трахома и т.д.
Профилактика слепоты направлена на своевременное устранение возможных факторов риска:
-
коррекция слепоты очками или линзами, которые имеют соответствующий минус; -
адекватная компенсация углеводных нарушений при сахарном диабете, регулярное снижение повышенного артериального давления при гипертензии, коррекция аутоиммунных заболеваний и т.д.; -
профилактическое наблюдение у офтальмолога при отягощенной наследственности или наличии системных патологий, повышающих вероятность слепоты; -
своевременное лечение глазных заболеваний, которые угрожают развитием осложнений, в т.ч. слепоты.
-
Слепота. Показатель слепоты. Обучение о трудоустройстве слепых (УТОС)
Слепота – это состояние, характеризующееся абсолютной потерей зрения временно или навсегда. Данное понятие используют для обозначения тяжелых снижений зрения человека, или же снижения визуального восприятия. Нарушения зрения могут быть тяжелой или же легкой формы. В мире зарегистрировано более 400 миллионов людей с различными нарушениями зрения, которое развивается по разным причинам. В 80 % случаев это заболевание возникает у людей старшего возраст
Показатель слепоты. острота зрения ниже 3/60 (0,05).
Обучение о трудоустройстве слепых
Основная задача — объединение слепых граждан с целью приобщения их к общественно-полезной деятельности проведения среди них культурно-массовой, спортивной, физкультурно-оздоровительной работы, улучшения их жилищно-бытовых условий и материального положения.
Согласно уставу, членами товарищества его могут быть граждане , достигшие 14-летнего возраста, если они являются инвалидами I и II группы по зрению.
Товарищество оказывает всестороннее содействие в трудовом устройстве и производственно-профессиональном обучении, в первую очередь на учебнопроизводственных объединениях (УПО ОС) и учебно-производственных предприятиях общества слепых (УПП ОС), в получении высшего и среднего образования, медицинской помощи, в улучшении бытовых условий, в получении материальной помощи.
Обучение и воспитание слепых и слабовидящих, в частности процесс профессионально-трудового обучения, осуществляется поэтапно.
Основное внимание в дошкольном возрасте уделяют воспитанию у детей уважительного отношения к труду и обучению элементарным навыкам самообслуживания, работе с пластилином, бумагой, картоном (I этап).
Ha II втором этапе в младших классах школ слепые и слабовидящие учащиеся на уроках труда учатся работать с различными материалами, простейшими инструментами и измерительными приборами, обучаются уходу за растениями и животными.
Основанием для обучения в школах для слабовидящих является острота зрения 0,05—0,08—0,2, а в школах для слепых — ниже 0,05—0,08.
B 4—9-м классе специальных школ осуществляется политехническое трудовое обучение с целью формирования у детей технических знаний, умений и навыков, необходимых для общественно-полезного продуктивного труда, и подведения их к овладению определенными профессиями (III этап).
Ha IV этапе в 10-м и 11-м классе обучение направлено на овладение определенной профессией, дающей право трудоустройства на предприятиях УТОС или в сфере обслуживания, в сельскохозяйственном производстве,
B последнее время таких детей все чаще пытаются вовлечь в систему инклюзивного образования — учить по специальным методикам в обычных школах. Значительно возросло количество слепых, получающих среднее специальное или высшее образование. Чаще всего они учатся по таким специальностям, как юриспруденция, психология, педагогика, философия, история, филология, экономика* математика.
-
Формирование зрительных образов. Роль коры головного мозга в акте зрения. Теории акта зрения.
Формирование изображения на сетчатке
Естественный свет, отраженный от поверхности предметов, является рассеянным, т.е. световые лучи от каждой точки объекта исходят в разных направлениях. Поэтому в отсутствие оптической системы глаза лучи от одной точки объекта (а) попадали бы в разные участки сетчатки (
а1, а2, а3). Такой глаз смог бы различать общий уровень освещенности, но не контуры предметов (рис.1 А).
|
Рис. 1. Формирование изображения на сетчатке. 1 – наблюдаемый объект (стрелка), 2 - сетчатка, 3 - сферическая преломляющая поверхность. Объяснения – в тексте. |
Для того, чтобы увидеть объекты окружающего мира, необходимо, чтобы световые лучи от каждой точки объекта попадали только в одну точку сетчатки, т.е. необходимо сфокусировать изображение. Этого можно добиться, поместив перед сетчаткой сферическую преломляющую поверхность. Световые лучи, исходящие из одной точки (а), после преломления на такой поверхности будут собираться в одной точке а1 (фокусе). Таким образом, на сетчатке возникнет четкое перевернутое изображение (рис. 1 Б).
Преломление света осуществляется на границе раздела двух сред, имеющих разные коэффициенты преломления. В глазном яблоке находится 2 сферические линзы: роговица и хрусталик. Соответственно, имеется 4 преломляющие поверхности: воздух/роговица, роговица/водянистая влага передней камеры глаза, водянистая влага/хрусталик, хрусталик/стекловидное тело
Обработка зрительной информации в первичной зрительной коре
В зависимости от реакции на световые стимулы нейроны коры подразделяют на несколько классов.
Нейроны с простым рецептивным полем. Наиболее сильное возбуждение такого нейрона происходит при освещении его рецептивного поля световой полоской определенной ориентации. Частота нервных импульсов, генерируемых таким нейроном уменьшается при изменении ориентации световой полоски (рис. 8 А).
|
Рис. 8. Имульсация различных нейрон зрительной коры в ответ на освещение их рецептивных полей различными световыми стимулами. А – нейрон с простым рецептивным полем; Б – нейрон со сложным рецептивным полем; В – нейрон со сверхсложным рецептивным полем: 1 – периферическая часть рецептивного поля, 2 – центральная часть рецептивного поля, 3 – световой стимул. |