Файл: Задание Выявите особенности и принципы аттестации учреждений дополнительного образования, охарактеризуйте их.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
Практическое задание 3
Выполнил:
Обучающийся Багрова Софья Владимировна
Преподаватель:
Драчева Юлия Александровна
Задание 1. Выявите особенности и принципы аттестации учреждений дополнительного образования, охарактеризуйте их.
Результаты представьте в виде таблицы
Принцип | Характеристика | Конкретные примеры реализации |
Принцип объективности | Принцип объективности выражается в том, что профессиональная и деловая деятельность учреждения рассматриваются с точки зрения их практического проявления, т.е. такими, какими они являются в действительности. Объективность должна проявляться еще и в том, что в процессе аттестации освещаются только реальные факты (успехи, недостатки, ошибки) в деятельности ОУ. Главной чертой принципа объективности оценки является беспристрастность, отсутствие предубеждений. | Реализация принципа объективности в полной мере возможна только при условии, что оценивать профессиональные качества аттестуемого ОУ будет человек, являющийся специалистом в области управления, а также в вопросах, связанных со спецификой практической деятельности государственного служащего, проходящего аттестацию |
Принцип гласности | Этот принцип заключатся в том, что аттестационная процедура осуществляется открыто. характеризуется доступностью всех аттестационных материалов, открытостью обсуждения профессиональных, личностных и нравственных качеств аттестуемого, всех сторон его служебной деятельности | Гласность выражается и в том, что подлежащему аттестации служащему предоставляется право ознакомления с подготовленной на него характеристикой. Он имеет возможность выдвигать свои возражения по существу характеристики и подготовить предложения и замечания по улучшению работы конкретного государственного органа или его подразделения. Результаты аттестации сообщаются открыто сразу же после голосования. |
Принцип Компетентности | Принцип предполагает привлечение для аттестации специалистов для проведения объективных экспертиз вне зависимости от деятельности ОУ | Использование комплекса обоснованных и апробированных методов анализа, анкетирования, социологических исследований, анализ фактов и документов, условий работы преподавательского состава и вспомогательный персонал, администрации, а также достижений студентов и отзывы родителей |
Принцип соблюдения норм педагогической этики | Соблюдение общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения при осуществлении мероприятий связанных с аккредитацией основанных на нравственных критериях международных стандартах и правилах педагогической деятельности, которым надлежит руководствоваться всем специалистам в сфере педагогики, независимо от занимаемой ими должности | В процессе аттестации специалисты обязаны воздерживаться от: -пренебрежительных отзывов о работе УДО, необоснованного сравнения их работы со своей; -предвзятого и необъективного отношения; воздерживаться от: -поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету УДО; -пренебрежительных отзывов о деятельности УДО или проведения необоснованных сравнений его с другими образовательными организациями; -проявления лицемерия и лжи; -любого вида высказываний и действий дискриминационного или оскорбительного характера педагогического состава УДО -предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; -пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам. |
Задание 2. На основе анализа материалов лекции, учебно – методических материалов и материалов сети Интернет определите и охарактеризуйте основные параметры учебных достижений обучающихся в сфере дополнительного образования (не менее трех).
Параметр | Характеристика | Конкретные примеры |
Уровень освоения детьми содержания преподаваемого предмета | Критериями данного параметра могут выступать глубина и широта знаний, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям), уровень компетенций, разнообразие умений и навыков в практических действиях. | Оценить уровень усвоения содержания образовательной программы можно по следующим показателям: степень усвоения содержания; степень применения знаний на практике; умение анализировать; характер участия в образовательном процессе; качество детских творческих «продуктов»; стабильность практических достижений обучающихся. |
Устойчивость интереса детей к содержанию образовательной программы, к предлагаемой деятельности и коллективу | Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, характер мотивов ухода ребенка из коллектива, характер участия ребенка в деятельности. | Показателями устойчивости интереса к деятельности и коллективу можно считать: текущая и перспективная сохранность контингента, наполняемость объединения; положительные мотивы посещения занятий; осознание обучающимися социальной значимости и полезности предмета (деятельности и коллектива) для себя; оценка ребенком роли предмета в его планах на будущее; широкое применение учащимися знаний на практике; наличие преемников и детей, выбравших свое дело или профессию, связанную с предметом. |
Приобщенность обучающихся к культурным ценностям (мировым, российским, региональным) | Нравственное развитие обучающихся (ориентация на нравственные ценности). | Уровень воспитательных воздействий проявляется через показатели: характер отношений между педагогом и ребенком, между членами детского коллектива, микроклимат в группе; характер ориентаций и мотивов каждого ребенка и коллектива в целом, культура поведения обучающегося; адекватность поведения, выбора обучающимися позиций в отношениях и решений в различных ситуациях; освоение обучающимися культурных ценностей. |
Уровень творческой активности детей | Творческая активность и самостоятельность обучающихся. Выявлении позиции, отношения, желания ребенка в разных видах деятельности и о степени влияния педагога на эту позицию | Показатели степени творческой активности: владение технологиями поисковой, изобретательской, творческой деятельности; настроение и позиция ребенка в творческой деятельности (желание – нежелание, удовлетворенность – неудовлетворенность); эмоциональный комфорт (или дискомфорт) в творческой работе; способы выражения собственного мнения, точки зрения; количество и качество выдвигаемых идей, замыслов, нестандартных вариантов решений; желание освоить материал сверх программы или сверх временных границ курса обучения; степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях; динамика развития каждого ребенка и коллектива в целом; разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, по содержанию курса обучения и видам деятельности, удовлетворенность учащихся собственными достижениями, объективность самооценки. |
Уровень практической реализации творческих достижений обучающихся | Направленность динамики личностных изменений | Здесь показателями являются: характер изменения личностных качеств; направленность позиции ребенка в жизни и деятельности; адекватность мировосприятия, миропонимания и мировоззрения возрасту. |
Задание 3. Качество воспитательной системы УДОД можно синтезировать из следующих качеств:
• качество целей;
• качество условий;
• качество воспитательного процесса;
• качество конечного результата.
Охарактеризуйте данные качества, определив специфику каждого из них. Предложите методики оценивания каждого качества. Заполните таблицу
Качество | Специфика | Методика оценивания |
Качество целей | выявление и развитие способностей каждого ребёнка | Нужно создать ситуацию успеха, дать возможность ребёнку почувствовать себя не хуже других, развить природные задатки, найти свою роль в коллективе. |
Качество условий | Первое условие: сформированность образовательных компетенций в различных сочетаниях. Второе: констатация достижений . Третье: осознанный подход и объективная оценка качества образования педагогами. | предметные результаты (уровень освоения образовательной программы, подтвержденный результатом: высокий, средний и низкий); метапредметные результаты (умственная деятельность обучающихся в рамках образовательного процесса и решение проблем в реальных жизненных ситуациях); подтвержденных дипломами, грамотами и зафиксированных в журналах учета работы педагога, где учитываются достижения различных категорий: предметные, метапредметные, личностные. Анализ совместного взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности по конкретной образовательной программе. |
Качество воспитательного процесса | Для постоянного мониторинга работы объединения дополнительного образования в разработаны таблицы мониторинга, которые разработаны таким образом, что позволяют видеть динамику результатов ребенка по отношению к нему самому. | Для оценки уровня обученности учащихся предлагается фиксация достижений самостоятельности, коммуникативности, активности и участия в конкурсах в форме таблицы. В нее педагог заносит результаты, проведя свои исследования наблюдением, тестированием, беседами, включая и результаты участия учащегося в соревнованиях и контрольных мероприятиях. |
Качество конечного результата | Эффективность управления качеством образования в проявляется в четком представлении об объектах управления и возможности обдуманными управленческими решениями влиять на них | Этими объектами являются : 1. Требования потребителей результатов образовательной деятельности 2. Процедуры оценки качества образования 3. Процессы, протекающие в образовательном учреждении 4. Результаты образовательной деятельности (описанные в программе) 5. Субъекты образовательной деятельности 6. Условия, в которых протекает образовательный процесс. |
Задание 4. Проанализируйте определения понятия «воспитанность», опираясь на разные источники. Каковы признаки воспитанности обучающихся системы дополнительного образования. Предложите различные варианты диагностики воспитанности. Аргументируйте свой выбор. Заполните таблицу.
Признаки воспитанности | Диагностика |
«Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщённой форме отражающих систему человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям и самому себе». | В методике М. И. Шиловой и А. Н. Капустина уровень воспитанности детей оценивается по 10 показателям: долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность, отношение к учёбе, отношение к труду, чувство товарищества, доброта и отзывчивость, честность и справедливость, простота и скромность, культурный уровень. В методике О. В. Белоусовой уровень воспитанности подростков оценивается по 6 показателям: отношение к отечеству, к труду, к культуре, к знаниям, к себе. |
Обобщенно под воспитанностью понимается определенный уровень нравственного развития, соблюдение нравственных норм и правил поведения, культуру речи, общения и взаимоотношений, образованность человека. | Критерии оценки избираются разные. Одни педагоги считают главным послушание и исполнительность, вежливость и культуру поведения. Другие отдают предпочтение дисциплинированности, ответственному отношению к учению и общественной активности. Третьи пытаются дать оценку мировоззрению и убеждениям своих воспитанников. |
Воспитание – это ориентация развивающей личности на общечеловеческие ценности с учетом потребности современного общества. | Содержание воспитательной деятельности включает работу со взрослыми: педагогами дополнительного образования, организаторами воспитательного процесса. Работа с детьми направлена на формирование личности обучающегося, на создание, развитие и укрепление коллектива, органов самоуправления, работу с ученическими активами, подготовку и проведение коллективных творческих дел. |
Задание 5. В.Д. Семеновым выделены следующие параметры комплексного критерия оценки педагогического процесса:
· социологический: характер социальных контактов, ценностные ориентации, степень адаптированности в среде, социальные конфликты, престиж учреждения, удовлетворенность жизненным статусом и материальным положением;
· психологический: психологический климат в коллективе, степень защищенности, отношение к окружающим;
· валеологический: уровень здоровья, наличие патологий, культура здоровья, здоровый образ жизни;
· культурно-образовательный: общекультурный кругозор, стремление к знаниям, умение применять знания на практике;
· нравственно-развивающий: наличие жизненной перспективы, устойчивость интересов, развитие мышления, степень коммуникативности, нравственная устойчивость, степень самореализации, выраженность индивидуальности, креативность, прогнозирование будущего.
На основе анализа опыта учреждения дополнительного образования охарактеризуйте реализацию данных параметров в его деятельности. Свой ответ проиллюстрируйте конкретными примерами.
В социокультурной функции выделялись параметры:
количество культурно-досуговых программ разного уровня реализации;
количество участников культурно-массовых программ и победителей творческих конкурсов;
анализ организационно-педагогических и психологических условий реализации социокультурной функции (отбор адекватных форм, методов, технологий, разработка сценарного материала).
В функции социальной адаптации и защиты:
-
-адаптация обучающихся к микросреде, умение жить в коллективе; -
-обеспечение защиты социальных прав обучающихся;
подготовка к профессиональной деятельности, трудоустройство подростков;
уровень осознанного отношения к образованию, профессиональные планы;
адаптация выпускников: готовность к жизни в обществе, приспособление к условиям среды, овладение профессиональными навыками, получение начальной профессиональной подготовки, достаточной для поступления в вуз, получение сертификата об освоении профессии.
В рекреативно-оздоровительной функции:
количество занимающихся в группах и коллективах спортивного профиля;
количество детей, принявших участие в походах, экспедициях, профильных и оздоровительных лагерях; количество участников соревнований, учебно-тренировочных сборов, аттестаций на подтверждение спортивного разряда;