Файл: 1. Теоретические аспекты формирования имиджа региона.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………....………………………………….……………..

3

1.

Теоретические аспекты формирования имиджа региона………………………………………...………….……………..


6




1.1 Понятие имиджа региона..……………….....…………….……………

6




2.1 Факторы, влияющие на имидж региона……………………………….

15

2.

Анализ и проблемы развития имиджа Сахалинской области……………………………………..……..


20




2.1 Анализ имиджа Сахалинской области………………………………..

20




2.2 Деятельность ОИВ Сахалинской области по формированию имиджа региона……………………………………………………………


26

3.

Проект улучшения имиджа Сахалинской областИ……………………..……………………………………………


28




3.1 Обоснование проектных предложений. Цель и задачи проекта…….

28




3.2 Общая характеристика проекта…………………………………...…...

29




3.3 Финансово-экономическое обоснование проекта……………….……

35




3.4 Эффекты реализации проекта……………………………..…….……..

35

Заключение……………………………………………….……………….

36

Библиографический список……………..………………………..

37

Приложение А Положение о совете по имиджевой политике Сахалинской области…….………………………………………………….


41

Приложение Б Рейтинг проникновения сотовой связи в регионы Дальнего Востока…………..……………………………………………….


46

Приложение В Рейтинг социально – экономического положения субъектов РФ за период 2020 года………………………………………….


47

Приложение Г Технологии и инструменты формирования имиджа и репутации территории……………………………………………..………...


48



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данного курсового проекта заключается в том, что за последнее время исследования в области имиджа территории приобрели большую популярность. Имидж территории стал выступать важным фактором экономического развития регионов, прежде всего влияя на приток инвестиций как внутренних, так и внешних. Проведение имиджевой политики в регионе стало частью деятельности органов управления субъектов Российской Федерации. Межрегиональная конкуренция заставляет использовать не только ресурсные преимущества, но и создавать бренд региона, его узнаваемость в стране и мире. Регионы стремятся позиционировать себя с наилучшей стороны, привлекая инвесторов и стимулируя внутреннюю активность и все это направлено на четкую цель – экономическое развитие региона.

Анализ изученных источников и литературы. Имидж территорий – область исследований в России достаточно новая и как результат, количество исследователей – имиджеологов немного. Но наиболее яркие авторы это Важенина И.С1., которая в своей статье «Имидж и репутация территории» анализирует инструменты формирования привлекательного имиджа и позитивной репутации в регионе и что немаловажно проводит сравнительную характеристику понятий имидж и репутация территории. Рузавин Л.Н2. в своей статье предлагает технологии формирования имиджа территории, при этом давая авторские толкования терминов имидж и образ территории. Также Рузавин Л.Н. предлагает использовать такие мощные способы для повышения имиджа региона как медиарилейшнз, событийный PR, неформальные коммуникации лидера региона и лоббизм в федеральных органах власти. Другие исследователи, такие как Маркина Ю. М.3 и Чувакова С. Г.4 в своих работах дают классификацию имиджа региона, описывают основные подходы к определению имиджа территории и объясняют влияние имиджа региона на региональное сообщество.

Цель данного курсового проекта является создание имиджа региона на примере Сахалинской области. Эта цель должна быть достигнута с помощью задач, которые вытекают из данной цели:

  1. Рассмотреть теоретические основы в области имиджа территорий.

  2. Раскрыть влияние имиджа региона на развитие региона.

  3. Анализировать региональную привлекательность Сахалинской области и ее источники.

  4. Разработать стратегию по формированию имиджа региона на примере Сахалинской области.


Объектом исследования является региональная экономика и управление.

Предмет исследования – имидж региона.

Теоретико-методологические основы и эмпирическая база. В данной работе были использованы такие методы как анализ и синтез, статистический анализ, метод абстракции и метод аналогий, системный подход. Эмпирическую базу составили различные статьи периодической печати, в которых приводится аналитическая информация по результатам социологических опросов. Также в эмпирическую базу вошли тематические рейтинги, составленные разными информационными, аналитическими и PR агентствами.

Материалы и методы. Методологическую базу исследования составили традиционные принципы, подходы к исследовательской практике, как-то: структурно-функциональный и системный подходы; метод формально-логического анализа понятий; сравнительный метод. Эмпирическую базу исследования составили результаты социологических исследований, выполненных в рамках количественно-качественной методологии.

Хронологические рамки исследования составили период 2017 – 2025 года.
1. Теоретические аспекты формирования имиджа региона
1.1 Понятие имиджа региона
Понятие «имидж», которое стало активно использоваться в российском лексиконе примерно с середины 90-х гг. прошлого века, универсально, применимо к любому объекту, становящемуся предметом социального познания. В широком смысле это отражение в психике человека в виде субъективного образа тех или иных естественных и специально сконструированных характеристик объекта или явления. Между имиджем и реальным объектом существует так называемый «разрыв в достоверности», поскольку имидж строится на включении эмоциональных апелляций, он прагматичен, динамичен, создается на основе реальных фактов с помощью целенаправленных манипуляций. Его возникновение – это двусторонний процесс, включающий формирование определенных качеств объекта и их восприятие, признание разными группами общественности. Вместе с тем имидж как совокупность ассоциаций – это самостоятельный конструкт, который создается в соответствии с потребностями аудитории, а также конкретными ситуациями и существующим положением дел. Определение имиджа, как и определение ситуации, согласно теореме У. Томаса, означает, что он становится реальным по своим последствиям. Сконструированный имидж выполняет установочную роль в процессе восприятия, оценивания, поведения, превращается в нематериальный актив своего носителя.


Осознание необходимости управления имиджем городов и регионов, формирования их узнаваемости пришло к российским региональным руководителям в середине 90-х гг.

В годы советской власти имидж российских регионов не отличался разнообразием. Унифицирование территорий, их экономическое и культурное выравнивание были частью государственной политики, потому советские регионы, города, республики были максимально стандартизированы. В постсоветский период регионы приобрели большую самостоятельность и вместе с ней ответственность за вектор и результаты своего развития. Во многом успешность той или иной территории стала зависеть от правильно выбранного имиджа.

Сконструированный имидж способствует привлечению внимания к региону, дает возможность более эффективно лоббировать его интересы, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики, становиться кадровым резервом федеральных элит, наконец, это реальное средство воздействия на массовое сознание. В современном российском обществе обостряется конкуренция между регионами за инвестиции, федеральные трансферты, транспортные и туристические потоки, социально-экономические и культурные проекты. В этом конкурентном противостоянии формирование имиджа региона является одним из ключевых ресурсов, обеспечивающих его инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность.

Имидж региона (территории) – трудноопределимое понятие, поскольку речь идет о комплексе качеств и свойств, которые не всегда возможно представить в виде зрительного образа. Это относительно устойчивая, воспроизводящаяся в массовом и (или) индивидуальном сознании совокупность эмоционально окрашенных рациональных представлений, убеждений и ощущений людей, которые складываются на основе всей информации, полученной о регионе из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений. Это, скорее, символически выраженное представление о своеобразии, специфике, возможно, уникальности территории, ее репутации.

В научной литературе трактовки и понятия имиджа, бренд и образ региона не всегда сильно расходятся и авторы при определении данного термина делают упор на разные грани составляющих этих терминов. В данном пункте курсовой работы мы рассмотрим несколько определений и соответственно выявим одно наиболее подходящее для исследования.


Образ – очень широкое понятие, включающее в себя множество других, таких как имидж, субимидж, стереотип, миф и др.5 В самом обширном смысле этого определения, регион можно определить как совокупность характеристик региона, отраженных в сознании людей.

Понятие имиджа и образа не тождественны и не связаны между собой и должны рассматриваться в единстве. Определение имидж вытекает логически из понятия образ, конкретизирует его в некоторой степени.

Имидж (от англ. image — «образ», «изображение») — искусственный образ, формируемый в общественном, а так же в индивидуальном сознании сми и коммуникации, а также психологического воздействия. Имидж создается пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.

Имиджем региона это пример территории формируемый целенаправленно и целостно.

Существует множество определений имиджа, но сложно найти то определение которое было бы до конца полным.

«В Социологическом энциклопедическом словаре даны сразу два определения:

- Имидж – это «внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других»;

- Имидж – это «совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т.д. объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему». 6

Международное определение имиджа территории, которое было дано Всемирной организацией по туризму, следующее – «это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа». 7

Важенина И.С. дает следующее определение имиджа территории: «имидж территории - это набор ощущений и образных, эмоционально окрашенных представлений людей, которые возникают по поводу природно-климатических, исторических, этнографических, социально-экономических, политических, морально-психологических и других особенностей данной территории». 8

Как видно определений имиджа и имиджа территории (региона) довольно много, поэтому, собирая воедино все компоненты этого понятия, остановимся на наиболее принятым в обороте определении.