Файл: 1. Теоретические аспекты формирования имиджа региона.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………....………………………………….…………….. | 3 | |
1. | Теоретические аспекты формирования имиджа региона………………………………………...………….…………….. | 6 |
| 1.1 Понятие имиджа региона..……………….....…………….…………… | 6 |
| 2.1 Факторы, влияющие на имидж региона………………………………. | 15 |
2. | Анализ и проблемы развития имиджа Сахалинской области……………………………………..…….. | 20 |
| 2.1 Анализ имиджа Сахалинской области……………………………….. | 20 |
| 2.2 Деятельность ОИВ Сахалинской области по формированию имиджа региона…………………………………………………………… | 26 |
3. | Проект улучшения имиджа Сахалинской областИ……………………..…………………………………………… | 28 |
| 3.1 Обоснование проектных предложений. Цель и задачи проекта……. | 28 |
| 3.2 Общая характеристика проекта…………………………………...…... | 29 |
| 3.3 Финансово-экономическое обоснование проекта……………….…… | 35 |
| 3.4 Эффекты реализации проекта……………………………..…….…….. | 35 |
Заключение……………………………………………….………………. | 36 | |
Библиографический список……………..……………………….. | 37 | |
Приложение А Положение о совете по имиджевой политике Сахалинской области…….…………………………………………………. | 41 | |
Приложение Б Рейтинг проникновения сотовой связи в регионы Дальнего Востока…………..………………………………………………. | 46 | |
Приложение В Рейтинг социально – экономического положения субъектов РФ за период 2020 года…………………………………………. | 47 | |
Приложение Г Технологии и инструменты формирования имиджа и репутации территории……………………………………………..………... | 48 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данного курсового проекта заключается в том, что за последнее время исследования в области имиджа территории приобрели большую популярность. Имидж территории стал выступать важным фактором экономического развития регионов, прежде всего влияя на приток инвестиций как внутренних, так и внешних. Проведение имиджевой политики в регионе стало частью деятельности органов управления субъектов Российской Федерации. Межрегиональная конкуренция заставляет использовать не только ресурсные преимущества, но и создавать бренд региона, его узнаваемость в стране и мире. Регионы стремятся позиционировать себя с наилучшей стороны, привлекая инвесторов и стимулируя внутреннюю активность и все это направлено на четкую цель – экономическое развитие региона.
Анализ изученных источников и литературы. Имидж территорий – область исследований в России достаточно новая и как результат, количество исследователей – имиджеологов немного. Но наиболее яркие авторы это Важенина И.С1., которая в своей статье «Имидж и репутация территории» анализирует инструменты формирования привлекательного имиджа и позитивной репутации в регионе и что немаловажно проводит сравнительную характеристику понятий имидж и репутация территории. Рузавин Л.Н2. в своей статье предлагает технологии формирования имиджа территории, при этом давая авторские толкования терминов имидж и образ территории. Также Рузавин Л.Н. предлагает использовать такие мощные способы для повышения имиджа региона как медиарилейшнз, событийный PR, неформальные коммуникации лидера региона и лоббизм в федеральных органах власти. Другие исследователи, такие как Маркина Ю. М.3 и Чувакова С. Г.4 в своих работах дают классификацию имиджа региона, описывают основные подходы к определению имиджа территории и объясняют влияние имиджа региона на региональное сообщество.
Цель данного курсового проекта является создание имиджа региона на примере Сахалинской области. Эта цель должна быть достигнута с помощью задач, которые вытекают из данной цели:
-
Рассмотреть теоретические основы в области имиджа территорий. -
Раскрыть влияние имиджа региона на развитие региона. -
Анализировать региональную привлекательность Сахалинской области и ее источники. -
Разработать стратегию по формированию имиджа региона на примере Сахалинской области.
Объектом исследования является региональная экономика и управление.
Предмет исследования – имидж региона.
Теоретико-методологические основы и эмпирическая база. В данной работе были использованы такие методы как анализ и синтез, статистический анализ, метод абстракции и метод аналогий, системный подход. Эмпирическую базу составили различные статьи периодической печати, в которых приводится аналитическая информация по результатам социологических опросов. Также в эмпирическую базу вошли тематические рейтинги, составленные разными информационными, аналитическими и PR агентствами.
Материалы и методы. Методологическую базу исследования составили традиционные принципы, подходы к исследовательской практике, как-то: структурно-функциональный и системный подходы; метод формально-логического анализа понятий; сравнительный метод. Эмпирическую базу исследования составили результаты социологических исследований, выполненных в рамках количественно-качественной методологии.
Хронологические рамки исследования составили период 2017 – 2025 года.
1. Теоретические аспекты формирования имиджа региона
1.1 Понятие имиджа региона
Понятие «имидж», которое стало активно использоваться в российском лексиконе примерно с середины 90-х гг. прошлого века, универсально, применимо к любому объекту, становящемуся предметом социального познания. В широком смысле это отражение в психике человека в виде субъективного образа тех или иных естественных и специально сконструированных характеристик объекта или явления. Между имиджем и реальным объектом существует так называемый «разрыв в достоверности», поскольку имидж строится на включении эмоциональных апелляций, он прагматичен, динамичен, создается на основе реальных фактов с помощью целенаправленных манипуляций. Его возникновение – это двусторонний процесс, включающий формирование определенных качеств объекта и их восприятие, признание разными группами общественности. Вместе с тем имидж как совокупность ассоциаций – это самостоятельный конструкт, который создается в соответствии с потребностями аудитории, а также конкретными ситуациями и существующим положением дел. Определение имиджа, как и определение ситуации, согласно теореме У. Томаса, означает, что он становится реальным по своим последствиям. Сконструированный имидж выполняет установочную роль в процессе восприятия, оценивания, поведения, превращается в нематериальный актив своего носителя.
Осознание необходимости управления имиджем городов и регионов, формирования их узнаваемости пришло к российским региональным руководителям в середине 90-х гг.
В годы советской власти имидж российских регионов не отличался разнообразием. Унифицирование территорий, их экономическое и культурное выравнивание были частью государственной политики, потому советские регионы, города, республики были максимально стандартизированы. В постсоветский период регионы приобрели большую самостоятельность и вместе с ней ответственность за вектор и результаты своего развития. Во многом успешность той или иной территории стала зависеть от правильно выбранного имиджа.
Сконструированный имидж способствует привлечению внимания к региону, дает возможность более эффективно лоббировать его интересы, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики, становиться кадровым резервом федеральных элит, наконец, это реальное средство воздействия на массовое сознание. В современном российском обществе обостряется конкуренция между регионами за инвестиции, федеральные трансферты, транспортные и туристические потоки, социально-экономические и культурные проекты. В этом конкурентном противостоянии формирование имиджа региона является одним из ключевых ресурсов, обеспечивающих его инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность.
Имидж региона (территории) – трудноопределимое понятие, поскольку речь идет о комплексе качеств и свойств, которые не всегда возможно представить в виде зрительного образа. Это относительно устойчивая, воспроизводящаяся в массовом и (или) индивидуальном сознании совокупность эмоционально окрашенных рациональных представлений, убеждений и ощущений людей, которые складываются на основе всей информации, полученной о регионе из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений. Это, скорее, символически выраженное представление о своеобразии, специфике, возможно, уникальности территории, ее репутации.
В научной литературе трактовки и понятия имиджа, бренд и образ региона не всегда сильно расходятся и авторы при определении данного термина делают упор на разные грани составляющих этих терминов. В данном пункте курсовой работы мы рассмотрим несколько определений и соответственно выявим одно наиболее подходящее для исследования.
Образ – очень широкое понятие, включающее в себя множество других, таких как имидж, субимидж, стереотип, миф и др.5 В самом обширном смысле этого определения, регион можно определить как совокупность характеристик региона, отраженных в сознании людей.
Понятие имиджа и образа не тождественны и не связаны между собой и должны рассматриваться в единстве. Определение имидж вытекает логически из понятия образ, конкретизирует его в некоторой степени.
Имидж (от англ. image — «образ», «изображение») — искусственный образ, формируемый в общественном, а так же в индивидуальном сознании сми и коммуникации, а также психологического воздействия. Имидж создается пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.
Имиджем региона это пример территории формируемый целенаправленно и целостно.
Существует множество определений имиджа, но сложно найти то определение которое было бы до конца полным.
«В Социологическом энциклопедическом словаре даны сразу два определения:
- Имидж – это «внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других»;
- Имидж – это «совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т.д. объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему». 6
Международное определение имиджа территории, которое было дано Всемирной организацией по туризму, следующее – «это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа». 7
Важенина И.С. дает следующее определение имиджа территории: «имидж территории - это набор ощущений и образных, эмоционально окрашенных представлений людей, которые возникают по поводу природно-климатических, исторических, этнографических, социально-экономических, политических, морально-психологических и других особенностей данной территории». 8
Как видно определений имиджа и имиджа территории (региона) довольно много, поэтому, собирая воедино все компоненты этого понятия, остановимся на наиболее принятым в обороте определении.