Файл: Контрольная работа по теме Проблемное поле медиации в образовательном пространстве.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
Контрольная работа по теме: «Проблемное поле медиации в образовательном пространстве»
Студента бакалавриата 3 курса, 322 группы,
обучающегося по направлению подготовки
44.03.01 – Педагогическое образование,
профиль «Дошкольное образование»
Морозкиной Виктории Владимировны
2023 год
Содержание
Содержание 2
Введение 3
1.1 Понятие школьной медиации 5
1.2 Конфликтологический посредник – медиатор 11
1.3 Проблемные поля медиации в образовательном учреждении 15
Заключение 21
Список использованных источников 23
Введение
В условиях современного российского общества растет актуальность проблематики, связанной с причинами возникновениями и способами разрешения конфликтов. Сегодня меняется взгляд на сущность конфликта, особый интерес вызывают вопросы, касающиеся продуктивных способов разрешения конфликтных ситуаций и технологий их достижения.
К числу таких технологий относятся, в частности, технологии медиации конфликтов. Медиация представляет собой процесс, в котором нейтральная сторона (медиатор) содействует конфликтующим сторонам в выработке добровольного соглашения, удовлетворяющего обе стороны. Использование технологий медиации имеет довольно богатую историю во многих сферах отношений людей, прежде всего, в урегулировании семейных и деловых споров. Многолетний опыт применения технологий медиации продемонстрировал их несомненную эффективность, в силу чего на сегодняшний день они получают признание за пределами проблематики семейных и деловых отношений, распространяясь, в том числе, и на сферу отношений в образовательном процессе.
Актуальность развития идей медиации в образовательном пространстве подчеркивается в «Национальной стратегии действий в интересах детей» на 2012 - 2017 г.г. Этот документ предполагает организацию в образовательных учреждениях Российской Федерации служб медиации, основными задачами которых должны стать обеспечение защиты прав детей, создание условий для организации безопасного пространства, предоставления детям равных возможностей и защиты их интересов. В «Методических рекомендациях по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», подготовленных Министерством образования и науки Российской Федерации, школьная медиация определяется как инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Школьные службы медиации призваны содействовать разрешению разнообразных конфликтов, возникающих в образовательных организациях, а также проводить просветительскую работу среди учащихся, их родителей и педагогов. Значимым звеном в работе служб школьной медиации признается создание «групп равных», предполагающее обучение детей и подростков технологиям медиации и их последующее включение в активную медиаторскую деятельность в образовательном учреждении.
Первый опыт работы школьных служб медиации продемонстрировал их востребованность. Показано, в частности, что деятельность школьных служб медиации способствует сокращению общего количества и остроты конфликтных ситуаций между учащимися, оптимизации социально-психологического климата в образовательной организации и повышению уровня психологической культуры и конфликтологической грамотности всех субъектов образовательного процесса. Однако, как показывает практика, образовательные учреждения сегодня сталкиваются с нехваткой педагогов, которые владели бы технологией медиации и могли «передать» ее учащимся для организации медиации «группами равных».
В данной контрольной представлен опыт подготовки педагогов-кураторов школьных служб медиации, а также обучения учащихся основам школьной медиации.
1.1 Понятие школьной медиации
В настоящее время медиация становится все более широко известным и распространенным методом посредничества в конфликтах. Медиация – это метод разрешения споров, причисляемый к группе альтернативных методов разрешения споров (ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»). При этом медиация в корне отличается ото всех остальных методов разрешения споров – как традиционных, так и альтернативных. В медиации третья сторона – медиатор – не уполномочена и не имеет права выносить решения по спору и, более того, должна воздерживаться от предложения вариантов разрешения конфликта. Медиация – это метод, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, основывающихся на возможности защиты и удовлетворения интересов сторон, при условии предоставления равных прав всем сторонам спора.
Впервые медиация как метод конструктивного урегулирования конфликтов стал использоваться в США в начале 60-х годов. Источником его возникновения и развития
послужили многочисленные судебные разбирательства, захлестнувшие в тот период страну. Загруженность судебной системы привела к разработке технологии, использование которой позволило разрешать значительное количество споров, в том числе и рассматриваемых судами, с результатом обоюдного выигрыша, т.е. достижением сторон мирового соглашения. Как свидетельствует широкая мировая практика, применение медиации в судебных спорах способствовало тому, что в 85%-ах случаев конфликты заканчивались достижением соглашения между противоборствующими сторонами. Выработанная в рамках юридической практики медиативная технология в дальнейшем получила широкое распространение в разных сферах человеческой деятельности: в школах, бизнесе, управлении, международной дипломатии и т.д. Попытки привлечь в спор третье лицо, чтобы достичь приемлемого разрешения спора, не новы. Многие из нас в силу своей ролевой позиции, должностных или профессиональных обязанностей периодически вынуждены брать на себя функции урегулирования конфликтов между другими людьми. Однако, как правило, для этого выбирается хорошо знакомая всем модель «арбитража». В этом случае посредник (третье, незадействованное в конфликте, лицо) выступает в роли третейского судьи: выслушивает стороны, собирает необходимую информацию, а затем либо признает правоту одной из сторон, либо принимает третье решение. Подобная стратегия редко приводит к успеху по следующим причинам:
• чем в большей степени конфликтная ситуация затрагивает личные взаимоотношения сторон во всей их неизбежной закрытости для окружающих, тем труднее установить истину, тем сомнительнее возможность решения в пользу одной из сторон;
• поскольку каждый из участников конфликта убежден в своей правоте, такое решение не может быть принято без ущерба для отношений самого посредника по крайней мере с одной из сторон;
• многие посредники не могут избавиться от ощущения вины, если принятое ими когда-то решение оказалось (или кажется теперь) неверным;
• арбитраж закрепляет негативный опыт взаимодействия между участниками конфликта: они не справились с проблемой сами и вынуждены были обратиться за помощью к третьему лицу, которое и решило их проблему.
Преодолеть указанные недостатки «арбитража» позволяет использование метода медиации в разрешении конфликтных ситуаций.
В настоящее время медиация в области образования используется во многих странах мира и спектр проблем решаемых данным методом безграничен. Специалистами Центра медиации и права был проанализирован и обобщен тот опыт, который накоплен в США, Великобритании, Австрии, Германии и других странах, и разработан метод, учитывающий особенности российского образования, семейных отношений и социокультурных условий. При этом метод «Школьной медиации» ориентирован на работу со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса.
«Школьная медиация» – это и инновационная методика, и учебная технология, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности ребенка – от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы.
При разработке метода школьной медиации был взят за основу медиативный подход, построенный на понимании. В этом подходе априори заложено позитивное отношение к личности и признание за ней права оставаться аутентичной.
Что означает «понимать»? На первый взгляд, если есть коммуникация, то все очень просто: «Я сказал – ты понял». Однако это — кажущаяся простота.
В конфликте обычно происходит так, что стороны, не имея возможности и желания понять друг друга, часто предпочитают «уничтожить» противника, порой в ущерб самим себе. Получить информацию – мало, ее еще нужно правильно понять.
И это один из аспектов, с которыми работает медиация. Ею производится коррекция нарушенной или деформированной коммуникации, создание условий для понимания сторонами самих себя и друг друга. Важно понимать, что создать благоприятный климат и безопасное пространство, повысить качество обучения невозможно без понимания взрослыми простой, но чаще всего игнорируемой истины, что общение и есть воспитание. От качества общения зависит и качество образования. Именно поэтому одной из основ метода «Школьной медиации» является позитивное общение. Школьная медиация – это своеобразная школа общения.
Медиация в учебных заведениях играет более важную роль, чем просто программа разрешения конфликтов. Это социально значимый инструмент для предупреждения возникновения и обострения конфликтов.
Цели метода «Школьной медиации» можно сформулировать следующим образом:
-
создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки; -
воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам); -
улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (каковыми являются семья, воспитатели, педагоги, администраторы воспитательно-образовательных учреждений, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы, дети, подростки, юношество) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.
Важная задача данного метода: научить детей, показать им на реальном примере, что существует множество возможностей для реализации интересов, для ненасильственного, мирного выхода из конфликтных ситуаций; помочь в формировании личного позитивного опыта выхода из конфликта и обретении уверенности в своих силах. Дети должны понимать, что на стресс, напряжение не нужно реагировать эмоционально и агрессивно. Лучший способ дать им такое понимание и закрепить позитивные стратегии - это проживание и приобретение собственного личного опыта положительной коммуникации. Важно, чтобы уже в раннем возрасте они обрели этот опыт и имели возможность выбирать ненасильственные стратегии поведения.
Кроме того, школьная медиация создает условия для позитивной самоактуализации личности в период возрастного кризиса. Ведь именно в подростковом возрасте ребенок остро нуждается в том, чтобы обрести свое место в социуме, получить признание и принятие со стороны сверстников. Очень часто подростки пытаются добиться внимания не совсем правильными путями, самоутверждаясь через негативные поступки и применение силы. Школьная медиация, работа в «группах-равных» как раз и создают условия для того, чтобы актуализация личности проходила в позитивном ключе.
Основные принципы метода «Школьной медиации» таковы: добровольность; взаимное уважение; принятие, признание ценностей и самобытности каждой отдельной личности; беспристрастность и непредвзятость; прозрачность процесса для всех его участников; конфиденциальность, равноправие, сотрудничество; признание права каждого на удовлетворение потребностей и защиту своих интересов при условии признания такого же равного права за другими. Каждый из перечисленных принципов имеет глубокий смысл, обеспечивающий эффективность метода.