Файл: Контрольная работа по теме Проблемное поле медиации в образовательном пространстве.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание проблемного поля «конфликты между педагогами или между педагогом (педагогами) и администрацией»

Взаимодействие в педагогическом коллективе разворачивается в двух плоскостях: функционально-деловой и неформальной (эмоционально-личностной).

Конфликты в сфере деловых отношений, как правило, связаны со спецификой функционирования образовательного учреждения, в котором работают педагоги. На материале анализа типичных причин конфликтов в педагогических коллективах М. Р. Битяновой описан особый тип конфликта, условно названный ею «организационным» или «структурным» (Битянова М.Р., 1998). Такого рода конфликты обусловлены логикой организации образовательного процесса. Они могут возникать между членами педагогического коллектива вследствие проблем, связанных с организацией образовательного процесса (расписанием занятий, помещениями и оборудованием для занятий и др.) или с отсутствием должной координации и преемственности между различными аспектами образовательного процесса (между учителями начальной и средней школы, между учителями-предметниками друг с другом, учителями, выполняющими функции классного руководителя или педагогами дополнительно образования).

Наряду с деловыми конфликтами в педагогическом коллективе нередки эмоционально-личностные противоречия, которые усугубляются традиционным для современной российской школы преобладанием учителей-женщин, которое зачастую оборачивается практически полной однородностью педагогического состава по признаку пола. Специалистами в области конфликтологии показано, что в однородных по полу коллективах возникает значительно больше предпосылок для развития эмоционально-личностных конфликтов, которые имеют тенденцию распространяться на сферу трудовых отношений и тем самым превращаться в деловые конфликты, имеющие крайне устойчивый и затяжной характер. Это дает некоторым исследователям основание утверждать, что высокая конфликтность является закономерностью функционирования педагогического социума (Шакуров Р. X., Алишеров Б. С., 1986).

Фокус конфликтов в системе отношений «педагог – администрация» чаще всего находится в проблемном поле власти и подчинения. К числу наиболее распространенных причин подобных конфликтов относятся расхождения в оценках результативности работы и адекватности применяемых методов, во взглядах на распределение материальных и нематериальных ресурсов образовательного учреждения, а также игнорирование педагогом распоряжений администрации. Конфликты между педагогами и администрацией могут оказаться весьма трудными в плане разрешения, поскольку они сопровождаются выраженным дисбалансом сил: для педагога такой конфликт зачастую становится фактором ухудшения материального или морального благополучия.


Содержание проблемного поля «конфликты между педагогами и родителями учащихся»

Конфликты во взаимодействии «педагог – родитель» чаще всего имеют статусно-ролевой или этический характер (Курочкина И.А., Шахматова О.Н., 2013). Конфликты первого типа возникают в силу того, что педагог и родители преследуют во взаимодействии друг с другом разные цели, не согласующиеся с целями образовательного процесса. Чаще всего это соперничество, в котором педагог стремится утвердить свой профессиональный статус, а родитель – статус потребителя образовательных услуг. Конфликты второго типа более разнообразны и могут быть связаны с асимметричными взглядами на распределение ответственности за обучение и воспитание учащегося, а также несовпадением школьных и семейных норм и правил поведения, традиций, ценностей.

Специфической особенностью конфликтов между педагогом и родителями учащегося является возможность иррадиации конфликта на взаимодействие педагога и учащегося. Такого рода ситуации особенно усугубляются в том случае, если одна из сторон (чаще всего родители) «создают коалицию» с ребенком, делая его тем самым полноправным участником собственного конфликта с учителем. Медиация в конфликтах подобного рода может затрудняться в силу того, что учащийся, являющийся одной из сторон конфликта, зачастую не имеет собственной позиции в вопросе о том, что является предметом противоречия.

Заключение
В настоящее время в России развивается новым для нашей страны правовой институт медиация. Его нормы закреплены в Федеральном законе "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

Одно из определений звучит следующим образом - медиация это форма примирения сторон, в ходе которой нейтральное лицо, избранное добровольно сторонами (исходя из его компетенции и авторитета), проводит переговоры.

Медиация может быть открытого, закрытого и смешанного типа.

Результатом становится медиативное соглашение - соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже.



На сегодняшний день процедуры медиации еще не получили широкого распространения, однако в ряде регионов России формируются квалифицированные кадры медиаторов, созданы общественные организации, занимающиеся этим. Это означает, что по мере накопления судебной практики роль медиационных процедур в России будет возрастать в сфере экономических споров.

Таким образом, медиация как наиболее универсальный способ урегулирования социальных споров имеет все шансы для дальнейшего динамичного развития в образовательной организации Школьной службы примирения (медиации), что позволит снизить уровень конфликтности в образовательной организации; улучшить психологический климат в классных коллективах, улучшить настроение, с которым обучающиеся идут в школу, активизировать процесс конструктивного решения конфликтных ситуаций, которые возникают в процессе обучения и общения в школьном коллективе.
Список использованных источников


  1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: «Владос», 2003.

  2. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга, «Духовное познание», 2004.

  3. Калашник С. И. «Медиация в сфере гражданской юрисдикции». Кандидатская диссертация. Екатеринбург, УрГЮА, 2010.

  4. Коновалов Ю. А. Медиация в системе образования: обзор опыта разных стран. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» № 3, 2014.

  5. Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р)

  6. Максудов Р., Коновалов А. Школьная служба примирения. Идея и технология. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009 г.

  7. Маловичко И. Брошюра для детей. Волгоград. Школа № 27.

  8. Методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас) – Конфликтология для педагогов / И. А. Рудакова, С. В. Жильцова, Е. А. Филипенко. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

  9. Постановление правительства РФ от 21.09.2006 №и583 «О федеральной целевой программе «Развития судебной системы России» на 2007 – 2012 годы» // СЗ РФ 09.10.2006 № 30 ст. 4248.

  10. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012.