Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования стиля руководства
Классификация стилей руководства
2.1. Концепция научного менеджмента Ф. Тэйлора
2.2. «Одномерные» стили руководства
2.3 «Многомерные» стили руководства
2.3.1 Теория "Х" и "Y" Дугласа Мак-Грегора
Глава 2. Влияние стиля руководства на социально-психологический климат коллектива организации
2.4 Социально-психологический климат коллектива
2.6 Формирование эффективного стиля руководства
Введение
В наши дни каждый старается стать успешным и уважаемым человеком. Для этого нужно соответствовать определенным требованиям со стороны окружающих. Умение вести за собой людей, вдохновлять и мотивировать на благо общим целям – это качества, которые присущи настоящему лидеру. Большинство людей, часто путают понятия руководитель и лидер.
Лидерство – это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения эффективной работы организации.
Лидер является идейным двигателем любого процесса, при этом его авторитет редко связан напрямую с властью, полученной вместе с названием должности. Скорее он является следствием внутренних качеств такого руководителя, обладающего харизмой, силой убеждения и внушения. Подчиненные выполняют, поставленные задачи с энтузиазмом, привнося в процесс творческие и инновационные идеи.
Умение руководить является неотъемлемым свойством человека, данным не каждому при рождении. Тем не менее, его можно развить на протяжении жизни, приобрести все новые навыки и знания, переосмыслив личный опыт. Любой руководитель всегда является лицом, направляющим и координирующим действия исполнителей. Последние же в рамках своих полномочий должны исправно выполнять его требования. Функция исполнителя возлагается на руководителя уже тогда, когда ему следует разобраться в специфике работы. В остальном же, основная цель деятельности менеджера эффективная организация работы коллектива. В последние годы в значительной мере увеличилось число различных фирм, качественный рост которых также заметно увеличился. В этой связи нарастает необходимость эффективного управления человеческими ресурсами. Современному руководителю следует уметь осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, организовывая действия персонала и направляя их в нужное русло.
Какие же методы на практике зарекомендовали себя эффективными в сегодняшних организациях? Как должен вести себя руководитель управленческого персонала, чтобы побудить подчиненных сделать все, на что они способны для достижения целей организации?
Я выбрала данную тему, чтобы при управлении организацией не возникало вопросов с помощью каких методов управлять, какой стиль выбрать. Перед собой я поставила задачу:
1. изучить современную классификацию стилей управления.
2. изучить факторы, влияющие на формирование стиля управления.
3. анализировать стиль управления руководителя
4. анализировать результаты моего исследования и дать рекомендации по улучшению отношений между руководителем и сотрудниками.
Моей основной целью является формирование своего собственного стиля управления. Теоретически данная тема достаточно разработана. Существует множество литературы освещающей стили управления организацией. Особенно мне понравилась книга Кричевского Р.Л. «Если Вы – руководитель». В ней автор подробно рассматривает многие аспекты в изучении стилей управления, такие как факторы, определяющие стиль руководства. Он дает характеристики основным стилям управления: авторитарному, демократическому и либеральному. Приводит теории других авторов, изучавших стили управления. Достаточно широко в своих работах данную тему изучают Тейлор, Фредерик, Уинслоу. И другие авторы.
Глава 1. Теоретические основы формирования стиля руководства
1. Понятие «стиль руководства
Слово «стиль» - греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства - своего рода «почерк» в действиях менеджера. Стиль руководства - типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех них личных качеств (уровень интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе).
Составной частью и главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер. Стиль руководства – это способ общения и взаимодействия руководителя с подчиненными. От стиля руководства в определяющей степени зависит психологический комфорт сотрудников. Задает стиль именно руководитель характером своего отношения к подчиненным. А это, в свою очередь, определяет самочувствие сотрудников на работе. [4. 94с.]
Стиль управления — представляет собой манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно.
Имеется много потенциально эффективных методов влияния на людей.
Поскольку в руках руководителя сосредотачивается основная полнота власти, он, подобно арбитру, постоянно восстанавливает справедливость, а поведение его непрерывно подвергается оцениванию со стороны коллектива. Это правило имеет место всегда, даже если руководитель имеет минимальное общение с подчиненными, или даже попросту исключен из него.
Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта устойчивость относительна, так как стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль руководства соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль управления во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица, но при всей их значимости, особенности личности не исключают и другие компоненты, формирующие его, которые также являются важными.
Стиль руководства в реальной компании не должен строго делиться на формальные типы, следует комбинировать стили, привносить в них инновации и личный опыт. Если руководитель сможет сохранить баланс между авторитарной властью и крайней степенью либерализма, привнесет личную харизму в процесс и последует хотя бы некоторым вышеизложенным советам, то на предприятии в любой отрасли станет намного приятнее работать, идти к общей цели и неустанно работать над собой и своими задачами. [4. 95с.]
1.2. Факторы формирования стилей
В стиле руководства выделяют, с одной стороны, его общую объективную основу, а с другой стороны, присущие данному руководителю способы и приемы осуществления управленческих функций. Объективная составляющая стиля определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Субъективные компоненты характеризуются чертами личности руководителя. Но если в стиле нельзя четко выделить его объективную основу, то никакие, даже самые прекрасные, качества руководителя не способны обеспечить успех деятельности организации.
Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:
- Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
- Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т. п. [5. 42с.]
Стиль руководителя может меняться в зависимости от сложившихся особенностей и потребностей коллектива, а стиль работы подчиненных от интеллекта и культуры руководителя. Таким образом, субъективные и объективные элементы стиля интегрируют друг с другом и образуют уникальный и неповторимый стиль руководства. «Анализ теоретических и практических исследований позволяет выявить основные элементы, формирующие тот или иной стиль управления руководителя:
- Распределение полномочий;
- Установление ответственности;
- Характер процесса принятия управленческих решений;
- Используемые методы руководства;
- Осуществление контроля деятельности подчиненных;
- Отношение к самостоятельности и инициативности подчиненных;
- Уровень сотрудничества и доверия между руководством и подчиненными;
- Отношение к нововведениям;
- Заинтересованность в образовательном и профессиональном росте подчиненных»
Таким образом, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. [5. 45с.]
Классификация стилей руководства
2.1. Концепция научного менеджмента Ф. Тэйлора
В организациях, где определенный уровень успеха уже достигнут, руководство является динамичным и эффективным, имея свою точку зрения и свой стиль. Данная закономерность известна исследователям в области менеджмента довольно давно, углубленно и целенаправленно ее начали изучать со времен Ф. Тейлора.. Теория научного управления или научной организации труда (НОТ), предложенная американским инженером Фредериком У. Тейлором, явилась первой теорией организационного управления. Он заинтересовался эффективностью не человека, а деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.
Идеи Тейлора сформировались в результате его практической деятельности в трех американских компаниях. Разработанные им подходы опирались на классическую экономическую теорию Адама Смита, который в своем фундаментальном труде "Благосостояние нации", опубликованном в 1776 г., сформулировал революционные для того времени принципы организации труда в промышленности. [9. 134с.]
Тейлор выдвинул четыре научных принципа управления:
- внедрение экономных методов работы
- профессиональный подбор и обучение кадров
- рациональная расстановка кадров
- сотрудничество администрации и работников.
Их внедрение позволяет резко (в 2 - 3 раза) повысить производительность труда. Руководство он понимал как сложнейшее искусство и точную науку одновременно. Расчет и интуиция — залог успеха. Тейлор разработал две концепции — «достигающего рабочего» и «достигающего руководителя».
Тейлор классифицировал все виды работ по содержанию, сложности и характеру труда, установив для каждой группы премиальную вилку. Прежде чем принять на работу и дать трудное задание, людей необходимо тщательно протестировать, изучить их физические и психологические характеристики. Так появилась идея профотбора. Ее дополнила концепция профессионального обучения, которое состояло из системы педагогических приемов: обучения навыкам, расширения знаний, тренировки и самостоятельного изучения своей работы. Если многочисленные уроки не помогали, то начинала действовать штрафная система санкций. Она тоже применялась постепенно — от самых легких наказаний (выговор) до самых сильных (штраф, а затем — увольнение). Такова дисциплинарная, или штрафная, система, которая дополнила дифференциальную систему оплаты труда Тейлора, основанную на принципе индивидуального вклада: больше выработал — больше заработал.
Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить :
- одномерные - обусловленные одним, каким то фактором
- многомерные - учитывающие два или белее обстоятельств, при построении взаимоотношений "руководитель-подчиненный", стили руководства. [10. 192с.]
Ф. Тейлора называют «отцом научного менеджмента», однако на самом деле первое представление научного управления было сделано в России в 1903г. польским инженером К. Адамецки на месяц раньше, чем это сделал в США Ф. Тейлор. К. Адамецки далеко опередил Ф. Тейлора в обобщении своих наблюдений применения научного метода в производстве. Адамецки, первым уловив общее в эволюции природных явлений и развитии организации производства, заложил важный фундамент в построении общей теории управления, которая до сих пор еще не построена, но необходимость в которой все острее ощущается в современном общественном производстве.
Идеи и опыты Ф. Тейлора оказали революционное влияние на всю науку управления, а внедрение его теории изменило культуру труда в американской промышленности.