Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Любая управленческая деятельность имеет и субъективную основу. Руководитель, прежде чем принять какое - либо решение сначала мысленно продумывает все возможные способы воздействия на подчиненных и выбирает в зависимости от ситуации наиболее на его взгляд целесообразные.

Первая работа по количественному анализу лидерства была выполнена в 1945 г. в Бюро исследований бизнеса университета шт. Огайо. В 1950 г. Э. Флейшмэн с помощью статистического анализа упростил перечень параметров до двух четких факторов:

1. Внимательность, т. е. степень, в которой руководитель проявляет сердечность, уважение, заботу и доверие к своим подчиненным.

2. Введение структуры (применение формальных методов руководства, – другими словами, выполнение своих официальных должностных функций), или степень, в которой руководитель следует классическим правилам планирования, организации, руководства и контроля.

Рассмотрим 10 информативных характеристик культуры, выделенных Ф. Харрисом и Р. Мораном.

  1. Принятие себя и своей роли в компании. В одних компаниях внимательно относятся к проблемам персонала, эмоциональной помощи и внешним проявлениям переживаний каждого, в других ценят сдержанность и сокрытие сотрудником внутренних проблем. Внимание к проблемам каждого – признак либерального стиля. Важно не перейти грань между помощью и «попустительством», так как недобросовестные работники могут пользоваться подобной «добротой» по поводу и без такового.
  2. Система коммуникации и язык общения. Сформированные в компании стили общения, жаргон, аббревиатуры, язык жестов уникальны для компаний, относящихся к разным территориям, отраслям и имеющим разные функции. Руководство компании должно понимать эти особенности и выстраивать взаимодействие с их учетом.
  3. Внешний облик сотрудника. Даже если в компании не принят строгий дресс-код, стоит помнить о том, что внешний облик сотрудника транслирует в мир информацию об уровне компании, ее ценностях и степени ответственности.
  4. Привычки и традиции питания. Организация питания (столовые, буфеты, оплата обедов, разделение столов по должностному признаку и т.д.) является особым пунктом в формирования отношений с руководителем.
  5. Время. Восприятие времени как ценного ресурса должно внедряться в сознание каждого члена коллектива.
  6. Коллективные взаимоотношения. Управленцу стоит подбирать подчиненных в одно подразделение с учетом полового, возрастного и других видов признаков, так как от этого зависит количество конфликтов, которые ему придется разрешать.
  7. Нормы и ценности. Нормы и правила поведения должны быть прописаны для всех членов команды, без исключения.
  8. Раскрытие потенциала сотрудника. От этого пункта будет зависеть качество работы, насколько осознанно ее выполняют и все основные качественные характеристики трудового процесса.
  9. Этика труда. Комплекс мер материальной и нематериальной мотивации, отношение к работе не как к повинности, а как к ценности, удовлетворение итоговыми результатами труда.
  10. Влияние мировоззрения. Опытные руководители и HR-менеджеры не оставят без внимания этот сложный и противоречивый пункт культуры компании, к которому относится наличие или отсутствие веры в справедливость, авторитет лидера и справедливое вознаграждение.

Без учета 10 главных аспектов корпоративной культуры невозможно подобрать результативный стиль управления.

Глава 3. Анализ влияния стиля руководства

Цель наблюдения - выяснить, есть ли связь между стилем руководства и результативностью труда.

Задачи наблюдения:

1) выявить стили руководства ООО «БэбиСити»

2) выяснить, влияет ли стиль руководства на результативность труда.

Объект наблюдения:

Предмет наблюдения - связь между стилем руководства директора и результативностью продавца, работающего в магазине.

Категориями наблюдения выступают следующие свойства:

1) опыт директора;

2) доверие директора к продавцу;

3) требовательность директора к работе продавца;

4) забота руководителя о подчиненном;

5) отношение продавца к своей работе;

6) отношение продавца к директору, манера разговора с директором.

Наблюдаемые ситуации:

1) покупателю не нравится товар / высокие цены / работа продавца, покупатель требует разговора с директором магазина (опыт);

2) доверил ли директор ключи от помещения продавцу, и после какого времени работы (доверие);

3) требования директора к внешнему виду продавца, проводит ли директор консультации, дает ли советы по работе с потенциальными покупателями, как относится к опозданиям, наблюдает ли директор за работой продавца, делает ли замечания по работе продавца (требовательность);

4) интересуется ли директор делами подчиненного, его здоровьем, отпускает ли раньше с работы по просьбе продавца;

5) настроение, с которым продавец приходит на работу, опаздывает ли он, охотно ли он отвечает на вопросы покупателей, выполняет ли их просьбы;

6) манера обращения продавца к директору, манера разговора между продавцом и директором.

Единицы наблюдения:

  1. Опыт директора.
  2. Выслушал претензию покупателя / не выслушал претензию.
  3. Убедил покупателя в том, что проблема будет решена / сказал, что покупатель не прав / остался равнодушным к претензии покупателя.
  4. Сделал замечание продавцу / не сделал замечания / разобрал ситуацию и подсказал, как поступить в следующий раз в такой ситуации.

Доверие директора к продавцу.

  1. Отдал ключи от помещения сразу / отдал ключи после того, как продавец заслужил доверия / не отдает ключи.

Требовательность директора к работе продавца.

  1. Консультирует продавца в начале рабочего дня / не консультирует / другое.
  2. Ругает за опоздания на работу / не ругает / в зависимости от причины делает/ не делает замечания / другое.
  3. Наблюдает за работой продавца и делает замечания / не наблюдает, не делает замечаний / другое.

Забота руководителя о подчиненном.

  1. Интересуется здоровьем продавца / не интересуется / другое.
  2. Отпускает с работы раньше закрытия магазина по просьбе продавца в связи с уважительной причиной / не отпускает / другое.

Отношение продавца к своей работе.

  1. Хорошее настроение при приходе на работу / плохое / равнодушие к работе / другое.
  2. Продавец опаздывает / не опаздывает.
  3. Охотно отвечает на вопросы покупателей / неохотно отвечает на вопросы / другое.
  4. Охотно выполняет просьбы покупателей / неохотно выполняет просьбы / другое.

Отношение продавца к директору, манера разговора с директором.

  1. Продавец с директором разговаривают на «ты» / на «вы».
  2. Продавец разговаривает с директором вежливо, уважительно, наличие барьера «начальник - подчиненный» / разговаривают на равных, без каких-либо барьеров / директор грубо разговаривает с подчиненным / другое.

В ходе исследовании было выявлено следующее.

В ООО «БэбиСити» поручения директора и консультации носят характер совета, а не приказа или поручения, мотивируют продавца на высокую результативность труда. Продавец понимает, что директор - личность, которая имеет солидный приобретенный статус в обществе, имеет больше опыта, и лучше продавца разбирается в вопросах организации процесса купли-продажи, поэтому продавец прислушивается к мнению директора.

Между тем, отношения между продавцом и директором доверительные. Легко общаются на темы личного характера.

В то же время, если возникают такие ситуации, когда продавец не прав, директор делает замечание, но разъясняет, как следует поступить.

Доверие у директора к продавцу сложилось, буквально, после недели совместной работы, когда продавец проявил себя ответственным добросовестным работником.

Продавец воспринимается директором как хороший работник, исполнитель, но человек, не способный на какие-то самостоятельные решения в критический момент. Директор предоставляет продавцу свободу лишь в принятии решений, которые не имеют большого значения для результативности труда.

В вопросах же, которые носят более серьезный, организационный характер, директор предпочитает принимать решения сам, не советуясь с продавцом.


Продавец положительно отзывается о своей работе, стремится к высокой производительности, так как директор поощряет высокие показатели продажи премиями. Следовательно, продавец выполняет свои обязанности добросовестно и с энтузиазмом.

Таким образом, можно сделать вывод, что стиль руководства у директора ООО «БэбиСити» демократический.

Продавец мотивирован на высокие показатели труда денежными премиями, что положительно сказывается на результативности труда. Благоприятные доверительные отношения, сложившиеся между директором и продавцом, способствуют тому, что продавец чувствует себя комфортно на рабочем месте, что в свою очередь способствует высоким показателям производительности.

Для таких маленьких организаций, где коллектив составляют буквально 2-3 человека, более уместен демократический стиль руководства с элементами либерального, когда работа требует творческого мышления, и элементами авторитарного стиля, если необходимо принять решение в критической ситуации. В качестве мотивации на высокую результативность необходимо использовать методы поощрения. Они будут более эффективны, и будут способствовать улучшению психологического климата, что положительно скажется на отношении продавца к своей работе, и, соответственно, на результатах труда.

Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию. Ситуационный подход подошёл, на мой взгляд, ближе всего к решению данной проблемы. Стиль лидерства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в-третьих - безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль на стоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством. Современный менеджер должен адаптировать стиль для конкретной ситуации, ориентировать его на реальность, так как самые эффективные руководители - это те, кто может вести себя по-разному - в зависимости от требований реальности.

Заключение.

В последнее время все большее распространение получает концепция атрибутивного подхода к выбору стиля руководства. В основе этой концепции, в отличие от других моделей, лежит реакция руководителя не столько на само поведение подчиненных как таковое, сколько на причины, его вызвавшие. Если поведение подчиненного вызвано серьезными внутренними причинами, руководитель принимает по отношению к нему необходимые меры воздействия и в дальнейшем осуществляет их коррекцию в соответствии с ответной реакцией подчиненного. Если же причины вызваны внешними условиями, руководитель направляет усилия на их изменение.


Стиль формируется, когда возникает осознанная потребность в поиске новых методов и форм управления, когда познание переходит от эмоционального к рациональному, когда необходимо устранить противоречия при постановке и достижения цели. Стиль управления включает в себя стиль мышления, стиль поведения, манеру общения, стиль речи, технику личной работы, структуру затрат рабочего времени. Кроме этого необходимо учитывать еще три фактора:

1. Решаемые сотрудниками задачи. Если поставленные задачи стереотипны, рутинны и повторяются много раз, то допускается авторитарное управление. Тогда общение руководителя с подчиненными или подчиненных между собой допускается только поверхностное. За рубежом авторитарный стиль менеджмента называют еще пионерским, когда все вопросы может решить один руководитель. Если поставленные задачи имеют творческий характер, не повторяются, то лучше применить демократический стиль управления.

2. Уровень квалификации работников и руководителя. Уровень квалификации руководителя должен быть на высшем уровне. Высокая квалификация работников только приветствуется. А вот при интегрально-демократическом стиле сотрудники обязаны быть с высшим образованием, так как часто им делегируют полномочия по решению важных задач.

3. Характер мотивации сотрудников. Когда на предприятии преобладает авторитарный стиль управления, работают менее квалифицированные работники, то добиться успеха можно лишь распределяя материальные блага. [3. с. 176]

Приходя в компанию, любой сотрудник коррелирует с ней как с целостным организмом, привнося в общий процесс культурные особенности социума, в котором он сформировался как личность, и также приобретает дополнительные возможности и характеристики от культуры компании в целом. Формирование правильной культуры отношений в организации помогает сохранить и закрепить в сознании каждого члена коллектива правильное отношение к миссии фирмы, мотивационной политике, качеству труда, производительности, планированию и т.д.

Вполне возможно использовать в управлении комбинации стилей. Степень превалирования того или иного вида руководства должна быть установлена после полного анализа стратегии компании, выявления слабых и сильных сторон руководства.

В ходе работы была широко освещена проблема влияния стиля руководства персоналов на социально-психологический климат коллектива организации. На основе проведенного анализа литературных источников и проведенного психологического исследования коллектива организации, нами сформулированы следующие выводы: