Файл: Классификация методов психологического исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Специфика психологического исследования: психологический и естественнонаучный эксперимент, их сходство и различие. Общее – общие методологические принципы, общие главные методы – наблюдение и эксперимент, чаще – в лабораторных условиях. Различное - особый предмет психологического исследования: особенности и закономерности функционирования психики человека и животных. Своя специфика экспериментальной ситуации психологического исследования – совместная деятельность экспериментатора и испытуемого, часто в лабораторных условиях. В отличие от других естественнонаучных экспериментов, в психологическом применяемый экспериментатором метод, а также его личность существенно влияют на поведение испытуемого. Реальное исследование всегда не соответствует идеальному, но психолог стремится максимально приблизиться к идеалу путем применения специальных методов планирования эксперимента и статистической обработки данных.
Классификация методов психологического исследования
Главные методы в психологии: наблюдение и эксперимент. Два типа эмпирического исследования в психологии: активный (деятельностный метод – эксперимент, и коммуникативный – беседа) и пассивный (наблюдение и измерение).
Неэкспериментальные методы: Наблюдение – метод сбора психологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации признаков, касающихся объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
беседа – непосредственное общение после эксперимента. Экспериментатор задает испытуемому вопросы о трудностях работы, о его приемах для оптимизации деятельности, о характере работы в начале, в середине и конце эксперимента и т.п.
Архивный - автобиографии, письма, дневники, продукты деятельности, фотографии и др.
Наблюдение и беседа практически всегда присутствуют и в собственно эксперименте.
Экспериментальные методы классифицируются:
по организации – лабораторный (часто с применением оборудования – в общей психологии и психологии личности) и естественный (этология, детская психология и др.);
по цели – поисковый (открытие нового), критический (проверка альтернативных гипотез, теорий), уточняющий (наиболее частый вид исследований – уточняют границы действия теоретических положений и уже найденных закономерностей путем изменения условий проведения экспериментов, объекта, методики), воспроизводящий (Челпанов Г.И. – повторение экспериментов очень полезно для практикантов);
опросы (опросники, анкеты);
- по степени подготовленности - пилотажный (предварительный – для оптимизации переменных) и основной;
- по длительности проведения - лонгитюдный (в психогенетике, педагогической психологии) и единовременный, поперечных срезов (фиксация изменений в ходе спонтанного развития психических свойств);
проективные – невербальные и вербальные;
- по степени стандартизированности - тестовые (стандартизированные, диагностические) и исследовательские методы;
- преобразующие – формирующий эксперимент, обучающий эксперимент, развивающий (фасилитирующий) эксперимент, коррекционный эксперимент (чаще используются в педагогической психологии, специальной психологии). Строятся по схеме А.Ф. Лазурского – сначала констатирующий эксперимент. № 1, затем – преобразующий эксперимент, далее – опять констатирующий Э. № 2. Все – в одной экспериментальной группе. К №1 и к № 2 – по одной и той же батарее методик. По той же схеме, но без этапа преобразующего эксперимента, проводится обследование в контрольной группе лиц того же возраста, отличающейся от экспериментальной лишь по какому-то одному исследуемому параметру.
Чаще имеет место смешанный тип исследования с включением различных методов. В психологии личности в связи со сложностью изучаемого предмета и необходимостью более целостного изучения личности рекомендуется применение комплекса методик.
Идиографический (наблюдение и анализ уникальных случаев – А.Р. Лурия) и номотетический (выявление общих законов развития, существования и взаимодействия объектов) подходы к исследованию.
2.
Эксперимент - это по сути, строго контролирующее педагогическое наблюдение, лишь с той разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целенаправленно и планомерно внедряет, а педагогический эксперимент может охватить группу учеников, класс, школу или несколько учебных заведений
Испытуемый: его деятельность в эксперименте
Здесь речь пойдет только об эксперименте, проводимом с участием человека. Эксперимент, где объектом исследований является человек, а предметом — человеческая психика, отличается тем, что его нельзя провести без включения испытуемого в совместную деятельность с экспериментатором. Испытуемый должен знать не только цели и задачи исследования (не обязательно истинные цели), но понимать, что и для чего он должен делать в ходе эксперимента, более того — личностно принимать эту деятельность.
С точки зрения испытуемого, эксперимент — это часть его личной жизни (времени, действий, усилий и т. д.), которую он проводит в общении с экспериментатором для того, чтобы решить какие-то свои личные проблемы. Испытуемый может быть активным в учебе, игре, трудовой деятельности, общении: его активность является эмоциональной или творческой. В любом случае он должен проявлять ее либо стихийно, либо сознательно, чтобы экспериментатор мог решить свои исследовательские задачи. Поэтому ряд исследователей склонен определять эксперимент в психологии «с позиции испытуемого» как организованную экспериментатором деятельность испытуемого (испытуемых) по выполнению поведенческой задачи. В зависимости от целей эксперимента, особенностей группы испытуемых (возраст, пол, здоровье и т. п.) задачи могут быть творческими, трудовыми, игровыми, учебными и т. д.
Всегда, если смотреть на эксперимент с позиций испытуемого, он является моделью реальной деятельности. Следовательно, в любом эксперименте есть элемент игры, как бы работы «понарошку», имитации жизненной ситуации. Но любой эксперимент есть также «игра всерьез», так как параллельной жизни нам не дано, процесс и результат исследования оказывают влияние на жизнь испытуемого, тем более что, участвуя в нем, он намеревается решить какие-то свои личностные проблемы.
Общение испытуемого и экспериментатора является необходимым условием организации их совместной деятельности и регуляции деятельности испытуемого.
Человек включается в эксперимент как целостный объект. Следовательно, организация эксперимента требует учета основных, т. е. известных в настоящий момент, психологических закономерностей, определяющих поведение личности в условиях, соответствующих экспериментальным.
Рассматривая эксперимент как деятельность испытуемого, Г. Е. Журавлев [Журавлев Г. Е., 1977] выделяет несколько планов его описания:
1. Физический: люди, участвующие в эксперименте; объекты, которыми манипулирует или которые преобразует испытуемый; средства, которыми для этого располагает испытуемый; условия, в которых происходит эксперимент. Аналогичные компоненты выделяются и в деятельности экспериментатора.
2. Функциональный: способы действия, которые предписаны испытуемому; необходимый уровень компетентности испытуемого; критерии оценки качества деятельности испытуемого; временные характеристики деятельности испытуемого и проведения эксперимента.
3. Знаково-символический (инструкция испытуемому): описание 1) целей исследования и целей деятельности испытуемого; 2) способов и правил действий; 3) общения с экспериментатором; 4) знакомство с мотивационной установкой, оплатой и т. д.
Важнейшим моментом, отличающим психологический эксперимент с участием людей от других видов естественнонаучного исследования, является наличие инструкции. Испытуемый, получая ее, обязуется добросовестно выполнять все требования. Иногда инструкция редуцирована (в экспериментах с младенцами, пациентами клиники душевных болезней и т. д.), но общение испытуемого с экспериментатором происходит всегда.
Получивший инструкцию испытуемый должен понять и принять задание. Если он не понимает задание, то неверно совершает предусмотренные в инструкции операции. Чтобы проконтролировать понимание инструкции, прибегают не только к опросу испытуемых, но и к включению в эксперимент короткой предварительной обучающей серии. Успешное выполнение операций в контрольной серии служит критерием понимания инструкции.
По окончании экспериментальной серии проводится интервью для выявления трудностей в выполнении задания и причин отклонений действий испытуемых от требований инструкции.
Испытуемый может не принять экспериментальное задание и отказаться его выполнять. Хуже, если из-за непонимания или неприятия задания испытуемый подменяет внешнюю задачу своей субъективной. Экспериментатор должен убедиться, проводя постэкспериментальное интервью, что такой подмены не произошло.
Описание структуры деятельности испытуемого входит составной частью в норму эксперимента.
Испытуемый должен воспринять, понять и принять эту норму, личность экспериментатора и осуществить соответствующую деятельность. Эта деятельность сводится к выполнению определенных заданий (достижению цели) с помощью набора средств, которые экспериментатор варьирует в ходе преодоления препятствий (помех, шумов, трудностей), также изменяемых им.
Независимые переменные (для экспериментатора) — это всегда средства, препятствия и цели, которые он предъявляет испытуемому.
Психика человека является системой. На ход и результат психологического эксперимента влияет не только изучаемая сторона психики испытуемого, но и вся психика в целом, отсюда возникает необходимость учета и регистрации гораздо большего числа психических проявлений, нежели это нужно, исходя из гипотезы исследования.
Проблема понимания и принятия задания отнюдь не тривиальна. Например, почти все критические замечания по поводу интерпретации, которую дал Пиаже результатам своих классических экспериментов, сводятся к одному: он предлагал детям задания во «взрослой», не адекватной для них форме. Дети попросту не понимали задание и давали ответы, подменяя задачу экспериментатора собственной субъективной задачей. Стоило экспериментаторам сформулировать ту же задачу адекватно жизненному опыту ребенка, как феномены Пиаже «исчезали»: 5–6-летние дети демонстрировали уровень когнитивного развития, соответствующий стадии конкретных операций.
Классический вариант «эффекта инструкции» проявляется при измерении времени реакции. Экспериментаторы знают, что инструкция, настраивающая испытуемого на обнаружение сигнала, увеличивает время реакции, а инструкция, требующая максимально быстрого ответа, ускоряет реагирование.
Кроме того, сами испытуемые могут различаться по тому, какая установка — моторная или сенсорная — у них доминирует.
3.4 Личность испытуемого и ситуация психологического эксперимента
Психологический эксперимент — это встреча испытуемого (испытуемых) с экспериментатором. Однако за ней следует расставание. Ситуация эксперимента может быть рассмотрена как с внешней стороны («вход» и «выход» из ситуации), так и с внутренней (что случилось за время проведения эксперимента).
Выше уже отмечалось, что испытуемый реагирует не просто на эксперимент как на некоторое непонятное целое, но отождествляет его с каким-то классом реальных жизненных ситуаций, с которыми он сталкивается, и соответственно строит свое поведение.
Следует заметить, что экспериментатор не просто набирает репрезентативную группу и разбивает ее на рандомизированные подгруппы, как это делает селекционер-биолог, но активно привлекает людей к участию в эксперименте.
Значит, для исследователя не безразлично, какие неконтролируемые психологические особенности отличают людей, привлеченных к исследованию, от всех прочих; какими мотивами побуждаемы были они, включаясь в психологическое исследование в качестве испытуемых.
Испытуемый может участвовать в исследовании добровольно или принудительно, помимо своей воли. Принимая участие в «естественном эксперименте», он может и не знать, что стал испытуемым.
Почему люди добровольно участвуют в исследовании? Проблема сводится к выяснению особенностей мотивации испытуемых-добровольцев. В классических экспериментах с сенсорной депривацией было выявлено, что половина испытуемых согласилась участвовать в экспериментах (длительных и утомительных), движимая лишь любопытством. Часто испытуемому