Файл: Изображение природы в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ковалева Мария
Куганова Алина
ФЯБз-4
Изображение природы в романе А.С. Пушкина
«Евгений Онегин»
Природа предстает в романе «Евгений Онегин» в разных образах: это и пейзажные зарисовки, и отдельный мир, противостоящий суетности человека, умиротворяющий и облагораживающий, и источник выразительных и языковых средств для воссоздания различных душевных состояний и переживаний героев.
Пушкин разворачивает пейзажные зарисовки каждого времени года с разным отношением и обилием подходов. В частности, зима фигурирует в произведении наиболее примечательно.
Определения слова «мороз»:
Словарь Ушакова
Мороз:
1. только ед. Сильный холод, стужа. Два градуса мороза.
2. Холодная погода, холодное время с очень низкой температурой. Трескучий мороз.
Фразеологический словарь
Мороз по коже (подирает, дерет, пробегает; разг.) — об ощущении холода. От ужаса аж мороз по коже пошел.
Словарь Ожегова
Мороз:
1. То же, что холод (в 1 знач.). Продрогнуть на морозе.
2. обычно мн. Очень холодная погода. Ударили морозы.
Мороз Красный нос в сказках: старик, олицетворяющий зимний мороз, стужу.
Толковый словарь Даля
Мороз — стыть, холод, зяба, стужа, при которой вода мерзнет, а градусник опускается ниже нуля. В ночи мороз был.
Мифологический словарь
Мороз — персонаж сказочного и обрядового фольклора, олицетворяющий зимнюю стужу. М. представляют в виде белобородого старца (Деда М.) в зимней одежде, с мешком и посохом. С помощью посоха М. замораживает реки, вызывает холода, из мешка он выпускает холодные ветры и метели. В образе сказочного новогоднего персонажа М. в этом мешке приносит подарки детям.
Определения слова «лёд»:
Словарь Ушакова
Лёд:
1. Замерзшая, перешедшая от низкой температуры в твердое состояние вода. Ломкий лед.
2. Перен. Символ холодности, бесчувственности. «На языке мед, а в сердце лед.» (посл.).
3. только мн. Скопление льда, льдин (геогр.). Вечные льды.
Фразеологический словарь
Лед разбит (книжн.) — сделан первый шаг, положено начало. Но как бы то ни было, а лед был разбит, и о князе можно было говорить вслух. Достоевский.
Кровь леденеет — перен. охватывает ужас, страх. Как вспомню его слова, кровь леденеет.
Словарь Ожегова
Лёд — замерзшая и затвердевшая вода. Скользить по льду и по льду. Вечные льды (в полярных морях). Искусственный лёд. В голосе, во взгляде — лёд.
Толковый словарь Даля
Лёд — мерзлая вода; застывшая и отверделая от стужи жидкость. Есть и медок, да засечен в ледок, в леднике. Вон какой льдища по реке прет! Вода с ледком в зиму не вдиво.
Определения слова «снег»
Словарь Ушакова
1. чаще мн. Куча, залежи этих осадков; место, покрытое массой их. Полоса вечного снега (или вечных снегов).
Фразеологический словарь
Как снег на голову (разг.) — неожиданно, внезапно. «Налетел ястребом, как снег на голову.» А.Островский.
Прошлогодний снег (разг.) — перен. что-то вовсе не нужное, излишнее. «Школой он так же интересуется, как я прошлогодним снегом.» Чехов.
Словарь Ожегова
Снег — атмосферные осадки: белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой. Идет снег.
Толковый словарь Даля
Снег — мерзлые пары, падающие, в виде хлопьев, клочьев, с облаков; самый рыхлый лед, заменяющий зимой дождь. Белей снегу белого.
Ю. Лотман в своем комментарии к роману упоминает о том, что эпиграф к поэме — «И жить торопится и чувствовать спешит» — взят из стихотворения П.А. Вяземского «Первый снег» (1819).
В стихотворении Вяземского стих входит в такой контекст:
Кто может выразить счастливцев упоенье?
Как вьюга легкая, их окриленный бег
Браздами ровными прорезывает снег
И, ярким облаком с земли его взвевая,
Сребристой пылию окидывает их.
Стеснилось время им в один крылатый миг.
По жизни так скользит горячность молодая,
И жить торопится, и чувствовать спешит!
Реминисценция из этого отрывка была включена Пушкиным в выпущенную в дальнейшем IX строфу первой главы, посвященную связи между ранним развитием и «преждевременной старостью души»
Природы глас предупреждая
Мы только счастию вредим
И поздно, поздно вслед за ним
Летит горячность молодая (VI, 546).
Пушкин, сохраняя образ Вяземского, снимает славянизмы, переводя картину из условно-поэтической в бытовую плоскость («Браздами ровными прорезывает снег / И, ярким облаком с земли его взвевая».
При этом он рисует не просто зимний пейзаж, а создает психологический портрет начала поры года, образ зимы, воспринимаемый крестьянами (5 глава).
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь...
Он подчёркивает то, что природа объективно совершенна и не нуждается в словесном украшении, строчками:
Но, может быть, такого рода
Картины вас не привлекут:
Все это низкая природа;
Изящного не много тут.
Согретый вдохновенья богом,
Другой поэт роскошным слогом
Живописал нам первый снег
И все оттенки зимних нег;
Он вас пленит, я в том уверен,
Рисуя в пламенных стихах
Прогулки тайные в санях;
Но я бороться не намерен
Ни с ним покамест, ни с тобой,
Певец финляндки молодой!
Пушкиным описываются все четыре времени года, но очень по-разному и в разном объеме. Описание зимы встречается в поэме довольно часто. Так, несмотря на реалистичные образы крестьянской зимы, глазами Татьяны Пушкин воссоздает и образ зимы красочной и поэтичной:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздней
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
***
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом
Пушкин показывает картину утреннего Петербурга, упоминая хрустящий снег, звук которого мы сразу так ярко себе представляем.
Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Очень много зимних картин и в описании сна Татьяны. Эти метафоры заставляют чувствовать тревогу при прочтении.
И снится чудный сон Татьяне.
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена;
В сугробах снежных перед нею
Шумит, клубит волной своею
Кипучий, темный и седой
Поток, не скованный зимой;
Две жердочки, склеены льдиной,
Дрожащий, гибельный мосток,
Положены через поток;
И пред шумящею пучиной,
Недоумения полна,
Остановилася она.
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук ее за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой;
То в хрупком снеге с ножки милой
Увязнет мокрый башмачок;
И в описании смерти Ленского мы видим «спадание снеговой глыбы», нагнетающее обстановку:
На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит.
В 4 главе Пушкин сравнивает зимнюю речку с паркетом. Это сравнение помогает нам увидеть реку глазами поэта - идеально ровную, сверкающую под лучами зимнего солнца, скользкую.
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед.
В этом маленьком отрывке собрано множество средств художественной выразительности: метонимия – «коньками режет лед» (воссоздает звуки лезвий), метафоры — «льдом одета», «звездами падая», олицетворения – «веселый снег», «речка одета»…
Лёд упоминается Пушиным и в 8 главе. Он описывает замёрзшую Неву:
На синих, иссеченных льдах
Играет солнце; грязно тает
На улицах разрытый снег.
В седьмой главе Пушкин любуется «волшебницей зимой» и тем праздничным преображением, которое она несет природе: «Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов». При этом автор романа не забывает отметить и властную попытку зимы остановить всякое движение: Брега с недвижною рекою «сравняла пухлой пеленою».
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы...
Обратим внимание на необычное выражение «блеснул мороз». Поэт точно подметил тот факт, что во время сильных морозов снег действительно блестит — ведь мороз означает ясную погоду, и солнечные лучи хорошо отражаются от кристаллов снега, заставляя их блестеть. А возможно, Пушкин имел в виду другок природное явление — когда ночью или под утро ударяет мороз (эти часы бывают, как правило, самыми холодными), практически все влажные поверхности покрываются тонкой сверкающей плёнкой и на ровном снегу образуется достаточно прочный блестящий наст.
Но проходит суровая зима, и вновь «улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года» — весну, с ее буйными красками и торжеством жизни, радостного обновления:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Непосредственно весна в «Евгении Онегине» предстает перед читателем как событие пробуждения жизни вокруг во всех ее проявлениях. Пушкин раскрывает это время не просто как природную смену сезона, для него весна – это и бурная молодость, когда жизнь била ключом, отчего и овеяны минорным флером воспоминаний и сожалений об ушедших днях размышления автора о весне: «Без элегических затей
Весна моих промчалась дней» (гл. 6, XLIV); «Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?» (гл.6, XXI). Пушкин раскрывает весну во всех ее основных словарных значениях.
ВЕСНА
ВЕСНА́ -ы, мн. вёсны, -сен, -снам, ж. 1. Время года между зимой и летом. Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. И. Никитин, Полно, степь моя, спать беспробудно. 2. перен. Пора расцвета, молодости. Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни? Пушкин, Евгений Онегин.
(Малый академический словарь)
ВЕСНА: I Весна́ время года, продолжающееся в Северном полушарии Земли с момента весеннего равноденствия (20 или 21 марта) до момента летнего солнцестояния (21 или 22 июня). В обиходе В. принято называть месяцы март, апрель, май. Во время В. Северного полушария в Южном полушарии Земли бывает осень. См. Времена года. II Весна́ («Весна́»,) быстродействующая полупроводниковая Цифровая вычислительная машина (ЦВМ) общего назначения. Созданная в СССР ЦВМ «В.» предназначена для решения широкого круга научно-технических и информационно-логических задач, например в Гидрометеорологическом центре СССР.
(Большая советская энциклопедия)