Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития воображения дошкольников
1.2 Методы, формы, приемы развития воображения дошкольников
Глава 2 Исследование проблемы развития воображения дошкольников
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Программа развития воображения детей дошкольного возраста
На занятиях лепкой или рисованием также возможно применение игровых методов и приемов, это также будет способствовать развитию детского воображения, созданию ими выразительных образов.
Игровые приемы вводят детей в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображения, помогают поддерживать интерес к изодеятельности или другому ручному труду.
В процессе лепки, рисования, конструировании можно также использовать такие игровые методы, как обыгрывание предметов, игрушек; обыгрывание готового изображения; обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения; обыгрывание изобразительного материала; обыгрывание инструментов; игровые приемы с элементами ролевого поведения и т.д. [5, с. 569].
Таким образом, только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обусловливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей.
Можно сделать вывод, что воображение ребенка проявляется и развивается в процессе деятельности, наиболее важными видами которой являются специфические дошкольные, такие как игра, рисование, лепка, конструирование и др.
При слушании сказок, рассказов, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение [18, с. 65].
Итак, материалом для воображения ребенка и его фантазий служит вся его окружающая жизнь, все полученные впечатления, эмоции, поэтому важно, чтобы они были позитивные, радостные, достойные детства.
Характер воображения дошкольника напрямую зависит от умения преобразовывать впечатления в игре или в художественной деятельности. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные, используя различные приемы воображения.
Глава 2 Исследование проблемы развития воображения дошкольников
2.1 Организация и методы исследования
Формирование воображения, как и любого познавательного процесса, определяет легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения различных задач, что имеет особое значение для подготовки к школьному обучению. Поэтому чрезвычайно важно определение степени сформированности у ребенка различных психических процессов, в том числе и воображения.
Исследование уровня развития воображения у детей дошкольного возраста была проведена в старшей группе МБ ДОУ «Детский сад № 15» города Краснотурьинска . Данную группу посещают 20 детей, 11 из которых девочки, и 9 - мальчики.
Выделяют 3 основные группы показателей, по которым наиболее часто оценивают уровень развития воображения детей:
- показатели, которые характеризуют мотивационно-потребностный компонент и интерес, такие как: активное восприятие предлагаемого материала, увлеченность деятельностью, положительное отношение к творчеству, возникновение интереса, сосредоточение на задании, эмоциональная отзывчивость, образное видение, способность «входить» в изображаемые, условные ситуации; быстрота реакции и ориентировки в созданных воображаемых ситуациях; быстрота реакции и ориентировки в созданных воображаемых условиях;
- показатели, которые характеризуют владение способами творческих действий, наличие структурных и операционных компонентов воображения, степень целенаправленности воображения, преобразование знакомого материала, создание новых комбинаций из усвоенных старых элементов, самостоятельность в поиске средств наилучшего решения задания, умение ставить себя на позицию персонажа, передачи целостности замысла в действии, нахождение оригинальных приемов решения задач;
- показатели качества продукции детского творчества: нахождение адекватных выразительно - изобразительных средств воплощения образов, сюжета, своеобразия манеры исполнения и характер своего отношения, соответствие детской продукции художественным элементарным требованиям .
Также наиболее успешно воображение детей проявляется в художественной деятельности, с помощью которой также нередко проводят диагностику развития детского воображения.
Для проведения исследования уровня развития воображения у данной группы детей были выбраны следующие методики диагностики:
Первым этапом диагностики развития воображения у детей старшей группы МБ ДОУ № 15 служит констатирующая методика Е. Торренса «Неполные фигуры». С ее помощью можно проанализировать и наглядно увидеть особенности творческого воображения у детей всей группы.
Данный тест предназначен для диагностирования и анализа креативных способностей у детей. Данная методика основана на главном свойстве воображения - видеть целое раньше частей. То есть ребенок должен «увидеть» некую картинку из представленной части, самостоятельно достроить ее.
Ход исследования: Детям были розданы листы с тремя нарисованными геометрическими фигурами - квадрат, треугольник и круг, как показано на рисунке 2. Необходимо дорисовать их таким образом, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. При этом дорисовывание разрешается как внутри, так и за пределами фигуры, а также при любом удобном для ребенка повороте листа.
Качество рисунка с точки зрения художественности, соблюдения пропорций и т.д. не должно учитываться при анализе, поскольку в первую
Рисунок 2. Раздаточный материал для проведения диагностики Е. Торренса «Неполные фигуры»
Оценка результатов по данной методике проводиться следующим образом: необходимо посчитать коэффициент оригинальности (количество неповторяющихся изображений в группе). Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и круга и квадрата в смайлик, это будет считаться повторением, и оба изображения не засчитываются ребенку.
Затем необходимо сравнить изображения, созданные каждым из детей группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превратили квадрат в телевизор, то данный рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
Таким образом, коэффициент оригинальности будет равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы.
Все данные по проведенной диагностике удобнее всего занести в таблицу, в которой по горизонтали расположены фигурки, а по вертикали - имена детей. Под каждой фигуркой записывается, что изобразил ребенок. Названия повторяющихся изображений зачеркивают, и количество не зачеркнутых ответов и будет являться коэффициентом оригинальности каждого ребенка.
очередь это изучение замысла композиции, многообразие возникающих у ребенка ассоциаций, его видение.
Затем индивидуальные значения коэффициента оригинальности суммируются и делятся на количество детей в группе, так можно вывести среднее число коэффициентом оригинальности по группе.
Таблица 1
Результаты проведения исследования диагностики по методике Е. Торренса «Неполные фигуры»
№ п\п |
ФИ ребенка |
Квадрат |
Треугольник |
Круг |
КО |
1 |
Настя П. |
телевизор |
елочка |
солнце |
0 |
2 |
Рома В. |
машина |
дом |
цветок |
0 |
3 |
Даша З. |
телефон |
гриб |
смайлик |
2 |
4 |
Костя Л. |
телевизор |
пирамидка |
тучка |
2 |
5 |
Слава П. |
дом |
змей |
яблоко |
1 |
6 |
Аня А. |
окно |
елочка |
цветок |
0 |
7 |
Оксана Г. |
машина |
флажок |
солнце |
1 |
8 |
Максим В. |
книга |
дом |
шарик |
2 |
9 |
Артем Д. |
окно |
смайлик |
мячик |
0 |
10 |
Алена З. |
машина |
елочка |
солнце |
0 |
11 |
Маргарита Д. |
телевизор |
дом |
цветок |
0 |
12 |
Вова Ж. |
сумка |
елочка |
игрушка |
2 |
13 |
Аня Я. |
дом |
конфета |
смайлик |
1 |
14 |
Рома Б. |
телевизор |
елочка |
колобок |
1 |
15 |
Света С. |
машина |
дом |
колесо |
1 |
16 |
Глеб Л. |
стол |
машина |
солнце |
1 |
17 |
Оля Р. |
картина |
дом |
цветок |
1 |
18 |
Лена К. |
дом |
елочка |
мячик |
0 |
19 |
Вероника Ш. |
машина |
змей |
часы |
1 |
20 |
Сережа У. |
телевизор |
дом |
солнце |
0 |
ИТОГО |
16 |
Как видно из заполненной по проведенному исследованию таблицы, по старшей групп МБ ДОУ № 15 очень низкий уровень выполнения задания - средний коэффициент оригинальности по группе равен 0,8.
Наряду с количественной обработкой результатов можно провести и качественную характеристику уровней выполнения детьми задания.
Можно выделить, что в группе нет таких детей, которые бы не поняли и не справились с поставленной задачей, однако у некоторых присутствовали примитивные, шаблонные изображения, например, «смайлик» присутствовал у трех детей из группы, что также свидетельствует о недостаточном уровне развития воображения.
Оригинальных рисунков в данной группе немного, много повторяющихся картинок среди остальных детей. Так, например, самыми популярными в данной группе стали: круг - солнце, цветок, мячик; квадрат - телевизор, машина, дом; треугольник - дом, елочка.
Вторым этапом диагностики уровня развития воображения у детей старшей группы МБ ДОУ «Детский сад № 15» города Краснотурьинска стало тестирование детей по методике В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате». Данная методика направлена на оценку реализации воображения детей, на выявление способностей ребенка к видоизменению «нереального» в «реальное» в заданной ситуации посредством устранения приведенных несоответствий.
Раздаточным материалом для проведения данного исследования служило изображение комнаты, в которой находится человек и солнце одновременно. Ребенка сперва спрашивают, что находится в комнате. Акцентируют внимание на то, что в комнате изображено и солнце.
Также каждому ребенку был выдан карандаш, с помощью которого он и должен был исправить данное несоответствие, если поймет его. Дети могут самостоятельно и не пользоваться карандашом, достаточно того, что они могут объяснить, что необходимо сделать, чтоб картинка стала правильной.
В общей таблице были зафиксированы попытки всех детей группы исправить данный рисунок.
Обработка полученных данных проводилась по пятибалльной системе:
- Отсутствие решения, непринятие или непонимание задания («Не знаю», «Картинка верная») - 1 балл.
- Формальное устранение несоответствия (зачеркнуть, закрасить солнышко) - 2 балла.
- Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ (перерисовать солнышко в другом месте - на улице) - 3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок - «Сделать из солнца лампу») - 4
балла.
- Конструктивный ответ - отделить несоответствующий элемент от других, но сохранив его («Сделать как будто это картина», «Дорисовать окно» и т.д.) - 5 баллов.
В зависимости от полученных по данному заданию баллов можно судить об уровне развития воображения дошкольника:
- 1-2 балла - низкий уровень;
- 3-4 - средний;
- 5 - высокий.
Все полученные данные наглядно указаны в таблице 2.
Таблица 2
Результаты диагностики по методике В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате»
№ п\п |
ФИ ребенка |
Результаты диагностики |
1 |
Настя П. |
1 |
2 |
Рома В. |
1 |
3 |
Даша З. |
3 |
4 |
Костя Л. |
4 |
5 |
Слава П. |
2 |
6 |
Аня А. |
1 |
7 |
Оксана Г. |
2 |
8 |
Максим В. |
3 |
9 |
Артем Д. |
1 |
10 |
Алена З. |
2 |
11 |
Маргарита Д. |
2 |
12 |
Вова Ж. |
3 |
13 |
Аня Я. |
4 |
14 |
Рома Б. |
2 |
15 |
Света С. |
3 |
16 |
Глеб Л. |
2 |
17 |
Оля Р. |
1 |
18 |
Лена К. |
2 |
19 |
Вероника Ш. |
2 |
20 |
Сережа У. |
1 |
Из проведенной диагностики по данной методике было выявлено, что в данной группе детей развитие воображение находится на недостаточном уровне.
6 детей из 20 не поняли задание, заявив, что картинка правильная и исправлений не нужно, 8 детей из 20 предложили просто закрасить солнце на картинке, 4 детей предложили перенести солнце на место - на улицу, всего 2 ребенка получили 4 балла за данное задание, они предложили более сложное решение - сделать из солнышка шарик, превратить солнце в мячик.
Третьим этапом диагностики развития воображения у детей старшей группы МБ ДОУ № 15 служило исследование по методике «Складная картинка».
Смысл данной методики заключается в том, чтобы увидеть насколько у ребенка развито умение видеть целое раньше частей.
Для проведения данной диагностики потребовалась складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10х15 см).
Сперва ребенок рассматривает картинку целиком, педагог задает вопросы, далее педагог складывает картинку и спрашивает у ребенка, что в таком сложенном виде станет с уткой, если сложить картинку. Ребенок отвечает, после чего картинка складывается под другим углом.