ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для развития творческих способностей воспитанников на занятиях творческих объединений используются различные методы обучения:
частично – поисковый
исследовательский
проблемный
практический
Дополнительное образование дает педагогу большое преимущество по сравнению с учителем образовательной школы в выборе нестандартных, интерактивных форм занятий. И, конечно же, предпочтение отдается таким формам занятий как:
интегрированные занятия
бинарные занятия
проблемно – интегрированные занятия
занятия – мастерские, лаборатории
занятие – путешествие, сказка
урок творчества, изобретательства….
Сегодня наши педагоги дополнительного образования изменяют способ организации усвоения знаний. Знания представляются как системные, способ их усвоения предполагает поисково-мыслительную деятельность, продуктивное творчество и самостоятельную работу. Изменяется мотивационно - смысловая установка педагога - открытость личности педагога, установка на солидарность, совместную деятельность, индивидуальную помощь, участия каждого обучаемого в постановке цели, выдвижении задач, принятии решения.
Таким образом, педагоги дополнительного образования создают все условия для осуществления образовательного процесса в Центре дополнительного образования, но удовлетворены ли обучающиеся посещением данных занятий в Центре. С этой целью была составлена анонимная анкета, в которой участвовало 220 обучающихся Центра из образовательных учреждений района в возрасте от 7 до 17-ти лет.
На вопрос: Приносят ли пользу занятия? - были получены следующие ответы:
96,8 % опрошенных считают, что занятия приносят им пользу, из них:
52,7 % отмечают развитие своих способностей, знаний, качеств, необходимых для обучения в данном детском объединении и школе;
21,7 % отмечают хорошее самочувствие и пользу для здоровья;
10,45 % детей просто интересно учиться;
7,27 % опрошенных считают, что обучение в Центре даст им возможность выступить на различных соревнованиях, конкурсах;
8,6 % детей важно общение в группе;
5,9 % отмечают пользу занятий в будущем для взрослой жизни;
0,4 % опрошенных отмечают повышение уверенности в себе;
1,8% опрошенных затруднились ответить.
Можно сделать вывод, что дети, обучающиеся в Центре, имеют четкое представление о пользе занятий и о возможности реализовать свои интересы и способности.
На вопрос: С каким настроением вы приходите, и уходите с занятий? — были получены следующие ответы:
на занятия дети приходят с веселым, радостным, счастливым и спокойным настроением – 60%
с раздраженным настроением приходят 20 %;
с занятий дети уходят с веселым, спокойным настроением 80%
Вывод: общий фон настроения детей положительный как в начале, так и в конце занятий.
На вопрос: В чем вы видите смысл посещения Центра? - были получены следующие ответы:
75% детей видят смысл в развитии своих способностей;
19,1 % - в познании и понимании окружающего мира;
15,4% - в самопознании и самосовершенствовании;
12,7 % детей видят смысл посещения занятий в подготовке к профессиональной деятельности.
Вывод: Это говорит о том, что дети понимают реальное значение дополнительного образования и испытывают удовольствие от посещения занятий в Центре дополнительного образования.
Взаимосвязь дополнительного образования и школьного очевидна. Развивая у ребенка такие качества как толерантность, коммуникабельность, творческие способности, умение анализировать себя и других, отстаивать своё мнение тем самым способствуем успешному обучению ребенка в школе. По результатам мониторинга 65% воспитанников нашего Центра обучаются в общеобразовательных школах на 4-5, большинство из них победители и призеры школьных олимпиад по предметам, конкурсов и смотров.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что в Центр приходят дети, действительно испытывающие потребность в познании и творчестве, в реализации своего внутреннего потенциала, они удовлетворены созданными для них условиями. И неважно, каким творчеством занимается ребенок, лишь бы он творил, лишь бы включалась в это действие вся его личность: способности, чувства, разум. Все пригодится, и все это поможет потом в любой другой взрослой профессиональной деятельности. Пригодится сам творчески развитый дух личности, пригодится навык творчества, владение творческими приемами, и замечательной движущей силой в деятельности творческого человека станет испытанная и воспитанная творчеством радость от самого процесса созидательного труда.
Задание 3
Специфика дополнительного образования детей, его функции и роль в развитии личности ребенка
Становление информационного общества, часто именуемого «обществом знаний», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном обновлении знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении парадигмы образования.
Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Эти критерии формируют понятие непрерывного образования.
Неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования.
Универсальными системообразующими компонентами системы дополнительного образования являются: цели дополнительного образования; субъекты процесса дополнительного образования; содержание дополнительного образования; система учреждений дополнительного образования.
Взаимодействие выделенных компонентов обеспечивает становление дополнительного образования как системы динамической и целостной.
Дополнительное образование – особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании». Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся те программы различной направленности, которые реализуются:
• в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, находящихся за пределами основных образовательных программ;
• в учреждениях дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии;
• посредством индивидуальной педагогической деятельности.
В зависимости от цели дополнительное образование может быть общеобразовательным и профессиональным. Общее дополнительное образование направлено на развитие личности, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами. Профессиональное дополнительное образование в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами направленно на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, которые уже имеют профессиональное образование, и способствует развитию их деловых и творческих способностей.
Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях».
Дополнительное образование детей разнонаправлено и вариативно. К числу наиболее перспективных направлений дополнительного образования детей относятся следующие: научно-техническое, естественнонаучное, эколого-биологическое, социально-педагогическое, культурологическое,
художественно-эстетическое, военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое.
Дополнительное образование – это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует ключевые компетентности:
• в сфере познавательной деятельности;
• в сфере социально-трудовой деятельности;
• в сфере гражданско-правовой деятельности;
• в сфере культурно-досуговой деятельности.
Особенности организации учебного процесса в творческих объединениях Новооскольской школы - интерната
При организации учебного процесса в ТО «Волшебная страна» используются различные виды изобразительной деятельности, которые способствуют всестороннему развитию личности ребенка, именно позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребёнка к письму; дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально-положительное отношение к самому творческому процессу; способствуют более эффективному процессу развития воображения, восприятия, и, как следствие, познавательных способностей.
Рабочая программа дополнительного образования ТО «Волшебная страна» основана на использовании нетрадиционных техник рисования. Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни каждого ребенка, но их необходимо постоянно развивать. Воображение возникает и развивается в процессе основных видов деятельности: игры, труда, общения, в том числе и через использование нетрадиционных техник рисования. В основном, дети с ЗПР копируют образец, предъявленный им, а нетрадиционные техники изображения не позволяют им этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы. Такие занятия не утомляют дошкольников, а вызывают радостное настроение, помогают почувствовать себя свободными, уверенными в своих силах. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. В нетрадиционной технике рисования используются различные материалы: зубные щетки, щётки, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и. т. д. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Так, на занятиях используются следующие техники рисования: рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, печатание листьями, рисование свечой, набрызг, оттиск смятой бумагой, рисование штампом, воском, тычок жесткой полусухой кистью, рисование различными кисточками, монотипия, кляксография ниточкой, рисование мыльными пузырями, выдувание трубочкой и др.
За учебный период 2020-2021 года школьниками ТО «Волшебная страна» было создано много творческих работ по различным тематикам. Работы школьников принимали участие в школьных выставках и в конкурсах на различных уровнях. Так, наши обучающиеся, применив различные техники рисования, с большим увлечением и удовольствием создали такие работы, как «Осенний натюрморт», «Осенняя фантазия», «Осенняя рапсодия», «В осеннем лесу», «Мир земной и мир духовный», «Мой любимый храм», «Заповедные места Белогорья», «За светлое будущее!», «Палехская сказка «Жар – птица» и многие другие работы.
Обучение по разработанной программе дополнительного образования «Волшебная страна» показало свою эффективность, поскольку наши обучающиеся заняли призовые места во многих конкурсах регионального и всероссийского уровня: Кутепова Е. с работой «Заповедные места Белогорья» в Международном конкурсе «Красота Божьего мира» заняла III место на региональном этапе; Галушко Д. с работой «За светлое будущее!» в Межрегиональном конкурсе «Вместе в едином строю» заняла II место; Кривопустов Ю. с работой «Палехская сказка «Жар – птица» во Всероссийском фестивале – конкурсе народной культуры «Традиции России» занял II место.
Обучение детей по рабочей программе дополнительного образования «Сказочная палитра» основана на использовании нетрадиционных техник рисования и направлена на психологическую релаксацию и гармонизации личности ребенка. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся. Цель обучения по данной программе – это коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстрированного материала с использованием мультимедийных материалов и подкрепляется практическим освоением темы. Программные материалы подобраны так, чтобы обучение шло от простого к сложному.