Файл: Для осуществления цели в дипломной работе решены следующие задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ВВЕДЕНИЕ

В современной рыночной экономике важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности является качество. Под качеством понимается комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. При этом важнейшей составляющей всей системы качества является, прежде всего, качество продукции (товаров).

Качество продукции (товаров) - это совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары (продукция) для соответствия своему истинному назначению. Все эти элементы определяют требования к качеству изделия (продукции, товаров), которые конкретно воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации, а также в технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры и т.д.[1]

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время в торговой розничной сети реализуется большой ассортимент соков, и не редко встречается фальсифицированный товар.

Объектом изучения в данной работе выбран восстановленный осветленный яблочный сок различных марок и производителей.

Предметом исследования являлись показатели качества сока яблочного восстановленного разных производителей.

Целью исследования являлась товароведная оценка качества плодовых соков, реализуемых в розничных торговых предприятиях.

Для осуществления цели в дипломной работе решены следующие задачи:

1) Изучено состояние и проблемы рынка плодовых соков России и Уральского региона.

2) Дана подробная товароведная характеристика объекту исследования - плодовым сокам.

3) Дана характеристика организационно-хозяйственной деятельности и материально-технической базы розничного торгового предприятия "Магнит".

4) Проведен анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина "Светофор".

5) Рассмотрена динамика поступления и реализации плодовых соков в магазин "Светофор".

6) Изучена процедура приемки плодовых соков по количеству и качеству в магазине "Светофор".

7) Проанализированы условия хранения в розничном торговом предприятии "Светофор"

8) Составлена краткая характеристика поставщиков соков и проведен анализ договорных отношений с ними.


9) Дана краткая характеристика ассортимента сока, реализуемого в магазине "Светофор".

10) Описана характеристика объектов и методов исследования.

11) Проведены собственные исследования оценки качества яблочного осветленного восстановленного сока различных производителей по органолептическим и физико-химическим показателям.

12) На основании полученных результатов сформулированы выводы и внесены соответствующие предложения.

Следует отметить, что в современной литературе понятие качества товаров (продукции) трактуется по-разному, причем основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно-административной и рыночной экономик - так, в условиях командно-административной экономики качество трактуется с позиции производителя, а в условиях рыночной экономики качество продукции трактуется исключительно с позиции потребителя.

Для оценки качества товаров современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств товаров, которые и дают показатели их качества. В настоящее время для оценки качества товаров применяют следующие показатели: показатели назначения товара, показатели надежности, показатели стандартизации и унификации, эргономические показатели, эстетические показатели, показатели транспортабельности, патентно-правовые показатели, экологические показатели, показатели безопасности и другие показатели.

1 « Конкурентоспособность товара: понятия, сущность, методы оценки » к проверке

    1. Понятие качества. Уровень качества товаров

Качество - это совокупность потребительских свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять текущие и перспективные потребности в соответствии с его назначением.[1]

Качество товаров - это совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему истинному назначению. В настоящее время сформировалось концептуальное видение качества, в том числе и качества товаров

, как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и всего общества.[8]

Качество тесно связано с требованиями. Для того чтобы наиболее полно удовлетворить потребности, необходимо на стадии разработки сформулировать требования к товарам.Требования к товарам — это условия и особенности, которым товары должны соответствовать, чтобы их можно было использовать по назначению при определенных условиях и в течение определенного времени.

Но между качеством и требованиями существует определенная диспропорция: не всегда качество товара соответствует требованиям. Требования, предъявляемые к товарам, постоянно изменяются вместе с изменением потребностей по тем же законам, т. е. с учетом развития научно-технического прогресса, техники и технологии, экономики и культуры.

Следует отметить, что в настоящее время основным терминологическим документом в области оценки и управления качества товаров (продукции, работ) является международный стандарт ISO (ИСО) 8402: 1994 (E/F/R)"Управление качеством и обеспечение качества. Словарь", который максимально поясняет и стандартизирует термины по качеству товаров (продукции, работ, услуг) и то, как они применяются в области управления качеством продукции.

В общедоступном употреблении само слово "качество" означает разные понятия: качество - это соответствие требованиям; и качество - это степень превосходства.[4] В соответствии же с положениями ISO 8402: 1994 понятие "соответствие требованиям" как раз и означает непосредственно "качество", а "степень превосходства" - это "градация (класс, сорт)". Таким образом, качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. При этом под объектом понимается то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Так, объектом может быть, например, деятельность или процесс; продукция; организация, система или отдельное лицо, или любая комбинация из них.

Что касается градации качества, то это категория или определенный разряд, присвоенные определенным объектам, имеющим то же самое функциональное применение, но несколько различные требования к качеству. Требования к качеству - это выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам некоторых объектов, чтобы дать возможность их дальнейшей реализации и проверки. При этом требования к качеству обязательно должны быть выражены в функциональных терминах, а также документально оформлены.


Продукция (выпускаемый товар) - это конечный результат производственной и иных видов деятельности или процессов.[2] В настоящее время целесообразно определять четыре общие категории продукции (товаров): а) оборудование (технические средства); б) программное обеспечение (средства); в) перерабатываемые материалы; г) услуги. Следует отметить, что указанные категории продукции охватывают почти все виды продукции, поставляемые организациями. В соответствии со сказанным выпускаемые товары (продукция) могут:

  1. включать в свой состав услуги, оборудование, перерабатываемые материалы, программное обеспечение или различные комбинации из них;

  2. быть материальной (например, узлы или перерабатываемые материалы) или нематериальной (информация или понятия), или комбинацией из них;

  3. быть намеренной (например, предложение, осуществляемое потребителям) или ненамеренной (например, отходы горного предприятия и т.п.).

  4. количественно или качественно установленные требования к характеристикам (основным и дополнительным свойствам) объекта (товара), дающие возможность их реализации и проверки, называются показателями качества.

Качество продукции (товаров) оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств.[3] В настоящее время современная наука и практика выработали систему количественной оценки потребительских свойств товаров (продукции), которые и дают конечные показатели качества. Достаточно широко распространена оценка свойств предметов (товаров, продукции) по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:

  1. показатели назначения товаров (продукции);

  2. показатели надежности товаров (продукции);

  3. показатели стандартизации и унификации товаров;

  4. эргономические показатели товаров (продукции);

  5. эстетические показатели товаров (продукции);

  6. показатели транспортабельности товаров (продукции);

  7. патентно-правовые показатели товаров (продукции);

  8. экологические показатели товаров (продукции);

  9. показатели безопасности товаров (продукции).

С помощью указанных показателей качества можно определить уровень качества определенного товара. При этом под уровнем качества товаров (продукции) понимается относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества товара (продукции) с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей. Определение уровня качества товара производится при помощи специальных методов оценки, которых в настоящее время насчитывают три - это дифференциальный метод, комплексный метод и смешанный метод Причем важно отметить, что метод оценки уровня качества по каждому конкретному виду однородной продукции установлен в соответствующих нормативны документах.


Согласно ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения, - комплексную оценку потребительских свойств и уровня качества товаров проводят по следующим этапам:

1.   Определение номенклатуры показателей качества выпускаемого товара (производимой продукции), обеспечивающих возможность наиболее полной оценки уровня его качества и построение иерархической структуры свойств.

2.   Определение коэффициентов весомостей показателей качества

А) Использование в качестве коэффициентов весомости технико-экономических показателей товар. Значения коэффициентов весомости устанавливаются по известным технико-экономическим показателям. Область применения данного метода оценки: широко распространенная продукция.

Б). Использование в качестве коэффициентов весомости средневзвешенных показателей. Значения коэффициентов весомости представляют собой количественную характеристику значимости данного показателя среди других показателей качества продукции. При этом коэффициенты весомости могут быть определены экспертным или расчетным методами. Область применения данного метода оценки: массовая продукция, для расчета показателей весомости которой могут быть применены экспертные или статистические методы.

В). Использование в качестве коэффициентов весомости интегральных показателей. Область применения данного метода оценки: единичная продукция - например, мост, трасса, промышленные здания и сооружениями и др.

3.   Выбор базовых показателей свойств товара для сравнения их со свойствами реально выпускаемого товара (производимой продукции).

4.   Измерение показателей качества товара и приведение их к сопоставимому виду (определение относительных показателей качества).

5.   Выбор наиболее удобного и наиболее практичного метода оценки свойств товара и расчет комплексного показателя уровня его качества.

При оценке потребительских свойств и показателей качества определенной группы товара в зависимости от задач оценки ее уровня выбор номенклатуры показателей качества происходит по следующим признакам (см. табл. 1):

Таблица 1 - Номенклатура показателей качества товара

Признак

Наименование показателей

По характеризуемым свойствам

1) назначение (+);

2) сохраняемость (+);

3) эргономичность и эстетичность (++);

4) технологичность (+);

5) стандартизация и унификация (++);


6) патентно-правовые показатели (++);

7) экологические показатели (++);

8) безопасность (++);

9) транспортабельность (+).

По способу выражения

1) показатели, выраженные в натуральных единицах (кг, метр, безразмерные единицы);

2) показатели, выраженные в стоимостных единицах.

По числу характеризуемых свойств

1) единичные;

2) комплексные;

3) обобщенные;

4) интегральные

По применению

1) базовые;

2) единичные

По стадии определения

1) прогнозируемые;

2) проектные;

3) производственные;

4) эксплуатационные