Файл: Теория государства и права это основная общая юридическая наука, которая рассматривает и изучает наиболее общие принципы и закономерности возникновения, развития, существовании и функционирования государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Теория государства и права - это основная общая юридическая наука, которая рассматривает и изучает наиболее общие принципы и закономерности возникновения, развития, существовании и функционирования государства и права. Теория государства и права равно как и в некоторые иные общественные науки рассматривают проблемы формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государство.
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права, как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные раннее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением, которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опирается на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной работы.
Государство это определенный способ организации общества, а также организации публичной политической власти, распространяющейся на все общество, выступающей его официальным представителем и опирающейся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанной теории о происхождении государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к возникновению государства.
Вопрос о происхождении государства является спорным, так как этнографические и исторические науки дают все новые знания о закономерностях появления государства, выявляя причины происхождения государства, исследуя их развитие. Теория государства опирается на конкретные данные исторической науки, данные археологии.
Таким образом, целью написания данной курсовой работы является освещение одной из важнейших тем теории государства и права - типичные и особенные формы возникновения государства у различных народов.
Современная наука о возникновении государства
Существует множество теорий происхождения государства, они неразрывно связаны с историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира и другими причинами. Коротко останавливаясь на каждой теории можно заметить множество сходств и столько же различий. Следует остановится на материалистической теорией предложенной профессором А.Б. Венгеровым. А.Б. Венгеров - учебное пособие «Общая теория государства и права.» - М. 2005 г. Изложенная концепция происхождения государства существенно отличается от доминировавших раннее в теории государства и права взглядов на эту проблему. Вместе с тем она сохраняет материалистический, классовый подход, включая в себя ирригационную, патримониальную, кризисную и демографическую теории происхождения государства.
Тысячелетиями первобытное общество существенно не менялось, однако в процессе длительного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования. Орудия труда совершенствовались, люди приобретали все новые качественные производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность. Становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества. Все эти изменения послужили предпосылками зарождения неолитической революции.
Процесс возникновения государственности принято связывается с неолитической революцией, начавшейся 10 - 12 тыс. лет назад в эпоху неолита. Неолитическая революция обозначает переход от присваивающей экономике к производящей, т.е. от собирательства, охоты и рыболовства к земледелию, скотоводству, производству металлических, керамических и иных изделий. Некоторые ученые считают, что предпосылками неолитической революции были экологические кризисные явления, которые угрожали существованию человечества как биологического вида. Произошли неблагоприятные изменения климата. Началось вымирание мегафауны (мамонтов, шерстяных носорогов), бывшей основным источником питания человека в некоторых районах.
Постепенно от охоты, рыболовства и собирательства, а также архаических форм земледелия, скотоводства человечество переходит к развитым формам земледелия (подсечно-огневой, неполивному, ирригационному) и скотоводства (пастбищному, отгонному, а затем и кочевому). Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества. Сельское хозяйство позволило создавать запасы и переживать тяжелые времена года.
К этому же периоду относят одомашнивание многих растений и животных. Одомашнивание относилось к тем растениям и животным, которые произрастали или находились в соответствующих регионах, в диком виде. В Европе были одомашнены овцы и козы, в Азии и Африке - коровы, дикие свиньи жили в более обширных зонах - от Турции до Китая, а уж собаки водились просто повсюду. Не случайно, что собака самый первый одомашненный спутник человека.
Итогом «неолитической революции» явилось возникновение в некоторых регионах земного шара земледельческих общин. На следующем этапе социально-экономического развития происходит расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации - происходит становление раннеклассовых обществ. Они возникали, как правило, в долинах крупных рек: Тигра и Евфрата, Нила, Янцзы, Инда.
Переход к производящей экономике обеспечил рост человечества, необходимый для существования и расцвета цивилизации.
Производящая экономика объективно вела к организации производства, появлению новых управленческих, организационных функций, становлению нового типа трудовой деятельности, связанной с производством пищи и тем самым к необходимости регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение и распределение прибавочного продукта. Возникла необходимость нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его участие в создании общественных форм, выдачи ему из общественных фондов.
Эта экономика объективно привела к дальнейшему разделению труда. Выделяются группы организаторов производства, работников информационных систем, в которых осуществляется учет труда и распределения его результатов, а также работников систем контроля за соблюдением регламентирующих норм.
Возникновение и присвоение прибавочного продукта ведет к становлению новых форм собственности: коллективной, групповой, частной; к дальнейшему социальному расслоению общества. Новая организация производительной деятельности (ее усложнение, появление новых управленческих функций) также способствует социальной дифференциации общества: происходит отделение верхушки общества от основной массы производителей, неучастие верхушки в материальном производстве. Начинается становление классов, новых организационных форм управления обществом, зарождение государства.
Таким образом, «неолитическая революция» - переход человечества к производящей экономике - приводит первобытное общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному рубежу - социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.
Как правило, древнейшие государственные образования закономерно возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуются как раннеклассовые государства (4 - 3 тыс. до н.э. в Месопотамии, Месоамерике, в Горном Перу, в некоторых других районах разновременно и независимо друг от друга).
Первоначально они возникают как города-государства. Поселок (селение), в котором живут свободные общинники-земледельцы, представляют теперь не родовую (семейную), а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и религиозный центр, постепенно перерастая в административно-хозяйственный и религиозный центр-город. Этот город с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью и становится городом-государством. В таком городе постоянно проживают вожди и жрецы, он становится местом, где происходит заседания советов и собраний.
Город-государство знает уже четкую социальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесь закрепляется территориально - появляются кварталы горшечников, медников, других ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппарат управления: лица, занимающиеся организацией производства, учета, организацией общественных работ, выдачи из общественных фондов и т.п.
В городе-государстве организуются три центра управления, административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. В частности, храмы начинают выступать как религиозные, организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы.
Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям функции государственного управления. Эти функции весьма многообразны: управление общинными земледелием и землевладением; выполнение общественных ритуальных обрядов; осуществление межгосударственного продуктообмена, который со временем развивается в товарообмен (продуктообмена внутри города-государства почти не существует: каждая «большая семья» - родители, их дети, молодые мужчины и женщины с их женами и мужьями, внуки, другие родственники - обеспечивает себя полностью, за исключением украшений, керамики, некоторых орудий, и лишь на последующих этапах возникают рынки, т.е. торговля); защита от военных нападений и организация военных походов для покорения других городов-государств, взимание дани или налогов; создание и распределение общественных фондов, в основном продуктов на случай стихийных бедствий, военных нападений и т.п.; создание институтов для рассмотрения споров, поддержания соответствующих традиций, обычаев, установление светских и религиозных правил (при переплетении таковых); развитие ремесла и торговли и ряд других функций.
Таким образом, государство как новая организационная форма жизни общества возникает объективно, в итоге неолитической революции, перехода человечества к производящей экономике, т.е. в процессе изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу извне, а возникают в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических. Первоначальная форма - город-государство - также обусловлена финальным, в основном земледельческим развитием «неолитической революции».
Так же следует обратить внимание, что существует еще ряд теорий отображающих развитие государства, рассмотрим же их.
- Теологическая теория - наиболее древняя из представленных концепций - отстаивает божественное начало в появлении государственной власти, освященность ее авторитета и общеобязательной силы именем Бога. Понимание государства как власти от Бога, закрепленное в религиозных канонах (Библия, Коран) и древнейших памятниках законодательства ( в их числе Законы Хаммурапи, Законы Ману), играло заметную роль в становлении первых государственных образований и, соответственно, в усиленнее позиций духовенства в государственной политике.
Религиозная концепция возникновения государства имеет распространение и в наши дни, будучи частью современных богословских учений, а ее важнейшие постулаты закреплены, в частности, в официальных идеологических доктринах ряда стран, среди которых наиболее последовательно выступают теократические государства (Ватикан, Саудовская Аравия, Иран и др.)
Сторонниками этой теории были многие религиозные деятели Древнего Востока, Средневековой Европы, это же Фома Аквинский Фома Аквинский - Интернет библиотека, Альдебаран. - 13 век, в дальнейшем эту теорию развили представители ислама и католической церкви - Жак Маритен Жак Маритен - Интернет библиотека, http://www.gumer.info/. , Мерсье.
Данная теория в принципе недоказуема, так как построена на вере людей в Бога как высший разума. К недостаткам данной теории можно отнести то, что она не позволяет определить, как совершенствовались формы государства, государственное устройство общества, право и многое другое.
- Договорная теория (естественно-правовая) формировалась на протяжении долгих веков развития на основе одного из направлений политических и правовых учений, обосновывавших положение о предшествующем государству естественном состоянии человека. Государство выступает же как искусственное порождение сознательной воли свободных людей, решивших самоограничиться в пользу общественных приоритетов.