Файл: Математика и компьютерные науки, 02. 03. 03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем самара издательство Самарского университета 2021 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31
- описание серверной части информационной системы;
- тестирование системы.
Этап проектирования информационной системы на основе баз данных всегда осуществляется совместно с ее заказчиком (пользо- вателями), который обладает полнотой информации обо всех ав- томатизируемых процессах и информационных потоках, протека- ющих в предметной области.
Основной задачей данного этапа является сбор и анализ тре- бований, предъявляемых к содержанию и процессу обработки данных пользователями всех уровней. Анализ требований обеспе- чивает согласованность целей пользователей, а также согласован- ность их представлений об информационных потоках. На основе анализа требований устанавливаются цель курсовой работы, опре- деляются требования к информационной системе, вытекающие из основных задач. Эти требования документируются в форме, до- ступной пользователям и проектировщикам информационной си- стемы. При этом настоятельно рекомендуется использовать только официальные документы, описывающие предметную область
(например, законодательство РФ, устав организации, отчетные формы государственного образца и т.д.).
Описанную выше процедуру часто называют проектировани- ем «сверху – вниз».
Поэтому рекомендуется также использовать метод проектиро- вания «снизу – вверх», когда сущности и их характеристики про- ектируемой базы данных можно выделить из конечной отчетной документации, которая используется в данной конкретной пред- метной области.
В результате анализа предметной области должно быть получено:
- описание сущностей и их характеристик;
- описание всех внутренних, внешних входящих и исходящих информационных потоков в рамках предметной области;
- состав пользователей информационной системы и их ин- формационные потребности (функции);

32
- описание структурных связей, отражающие схему информа- ционного взаимодействия между сущностями;
- описание ER-диаграммы, как информационной модели предметной области.
Пример оформления информационной модели приведен в приложении Б.
Далее, на основе ER-диаграммы создается логическая модель реляционной базы данных, в которой для связи родительских и дочерних отношений используется механизм внешних ключей.
Выполняется проверка реляционных отношений на третью нор- мальную форму и, при необходимости, их приведение к указанной форме. Пример оформления логической модели базы данных при- веден в приложении В.
Реализация базы данных проводится при помощи СУБД, вы- бор которой осуществляется только после консультации с науч- ным руководителем.
Описание физической модели базы данных для каждого от- ношения (таблицы) должно содержать следующие столбцы:
1) имя атрибута;
2) имя домена, на котором определен атрибут;
3) описание домена;
4) комментарий (потенциальный или внешний ключ).
Пример оформления физической модели базы данных приве- ден в приложении Г.
Разработка клиентского приложения информационной систе- мы начинается с его проектирования с использованием языка
UML. Обязательным в рамках курсовой работы является построе- ние диаграммы вариантов использования (пример оформления приведен в приложении Д), диаграммы последовательностей
(пример оформления приведен в приложении Е) и диаграммы классов (пример оформления приведен в приложении Ж).
Описание клиентского приложения информационной системы должно включать скриншоты основных интерфейсных форм. При


33 этом полная реализация клиентского приложения должна содер- жать, как минимум, три типа форм:
1) Формы для управления транзакциями (ввод, удаление, ре- дактирование и поиск данных для каждой таблицы или сложно- подчиненные формы). Ввод данных напрямую в таблицы не до- пускается.
2) Формы для реализации механизмов выборки данных по ос- новным характеристикам ИПО.
3) Формы для создания отчетов. В курсовой работе должно присутствовать не менее 2–3 отчетов.
Для проверки работоспособности информационной системы, необходимо заполнить базу данными из расчета не менее 10 кор- тежей для родительских отношений (таблиц) и не менее 20 корте- жей для дочерних отношений (таблиц). Заполняемые данные должны строго соответствовать семантике предметной области.
Также необходимо провести тестирование разработанной информационной системы, используя необходимые методы те- стирования.
3.7 Методика написания заключения
В заключении должны быть представлены:
- общие выводы по результатам достижения поставленных в курсовой работе целей и решения поставленных задач;
- краткая характеристика спроектированной и реализованной информационной системы;
- результаты проведенного тестирования;
- практическая ценность работы.
Таким образом, заключение может содержать, например, сле- дующий текст:
В процессе выполнения работы было сделано следующие:
1) Изучена предметная область.

34
2) На основе анализа предметной области была построена
информационная модель «Баланс предприятия» и соответствую-
щая ей логическая модель базы данных.
3) В СУБД MySQL была реализована физическая модель базы
данных.
4) Спроектировано клиентское приложение.
5) С использованием языка программирования PHP версии
5.3.12 и HTML было реализовано клиентское приложение для ра-
боты с созданной базой данных.
6) Реализовано формирование системой бухгалтерского ба- ланса предприятия в виде документа с расширением pdf, который может быть просмотрен, сохранен в удобном месте для пользова- теля или распечатан, если в этом есть необходимость.
7) Реализован триггер для автоматической очистки базы от
«ненужных» записей.
8) Реализовано шифрование паролей пользователей для по- вышения безопасности личных данных.
9) Проверка работоспособности системы проводилась на те- стовой задаче, в рамках которой в базу данных было введено 250 кортежей. Поведение системы совпало с ожидаемым.
10) Проведено нагрузочное тестирование, которое показало, что система способна максимально обработать различные запросы к базе данных от 350 виртуальных пользователей в течении 100 секунд, оставаясь при этом работоспособной.
11) Разработана инструкция пользователя.
Таким образом, в ходе выполнения курсовой работы были
сформированы систематические знания основных положений и
концепций современных информационных технологий для про-
ектирования и реализации информационных систем на основе
баз данных, основных стандартов, норм и правил разработки


35
технической документации для информационных систем на ос-
нове баз данных, методики установки СУБД и администриро-
вания информационных систем и баз данных, в том числе оте-
чественного производства; проблем и тенденций развития
рынка СУБД, были сформированы умения использовать основ-
ные положения и концепции современных информационных
технологий для проектирования и реализации информационных
систем на основе баз данных в профессиональной деятельно-
сти, выбирать необходимые стандарты, нормы и правила для
подготовки конкретной технической документации, использо-
вать основные стандарты, нормы и правила при подготовке
технической документации для информационных систем на ос-
нове баз данных, использовать методику установки СУБД, реа-
лизовывать техническое сопровождение СУБД, информацион-
ных систем и баз данных, в том числе отечественного произ-
водства; применять знания проблем и тенденций развития
рынка программного обеспечения при выборе СУБД для кон-
кретной информационной системы, а также приобретены
навыки разработки информационных систем на основе баз дан-
ных, подготовки технической документации для информацион-
ных систем на основе баз данных, установки СУБД, проектиро-
вания, реализации и администрирования информационных си-
стем на основе баз данных, что свидетельствует о том, что
компетенции ОПК-3, ОПК-4 и ОПК-5 освоены.
3.8 Подготовка к защите и защита курсовой работы
Студенты, допущенные научным руководителем к защите курсовой работы, должны пронумеровать страницы и переплести ее текст. Разрешается «мягкий» переплет. Допуском к защите кур- совой работы является подпись научного руководителя на титуль- ном листе текста.

36
Процедура защиты курсовой работы является публичной и проходит на заседании кафедры в присутствии всех преподава- телей и защищающихся в этот день студентов.
Для защиты курсовой работы студент должен подготовить текст выступления, содержащий информацию об основных эта- пах проделанной работы, полученных результатах и выводах, а также электронную презентацию в любом формате (PPT, PDF,
HTML, Flash и т.д.). Пример оформления титульного слайда презентации приведен в приложении О.
На выступление студенту отводится 4–5 минут. Студент, не подготовивший презентацию, к защите не допускается, т.к. любая презентация позволяет продемонстрировать гораздо больший объ- ем защищаемого материала, чем это можно проговорить за отве- денное на защиту время.
После завершения выступления, студенту задаются вопросы по теме курсовой работы. При ответе на вопросы студент должен продемонстрировать:
- правильное употребление основных терминов, используе- мых в тексте курсовой работы;
- знание общей теории информационных систем и реляцион- ных баз данных;
- знание взаимосвязей всех сущностей и отношений, присут- ствующих в ER-модели, и объектов, созданных на их основе;
- основы теории нормализации реляционных отношений;
- основы создания клиентских приложений для информацион- ных систем.
Оценка за курсовую работу включает в себя:
1) оценку за оформление текста;
2) оценку за выступление на защите и качество презентации;
3) оценку за ответы на вопросы;
4) оценку, рекомендуемую научным руководителем.
Итоговая оценка выставляется преподавателями кафедры по- сле их коллективного обсуждения и открытого голосования.


37
4 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Подготовка и защита выпускной квалификационной работы
(ВКР) является завершающим этапом основной образовательной программы (ООП) бакалавриата и направлена на определение со- ответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по соответствующему направлению подготовки.
В процессе подготовки и защиты ВКР выпускник должен продемонстрировать знания, полученные им как по учебным дис- циплинам, учитывающим направленность образовательной про- граммы, так и по направлению подготовки в целом. Умение рабо- тать со специальной и методической литературой, включая лите- ратуру на иностранном языке, а также знание нормативной доку- ментации и навыки ведения исследовательской работы. Работа должна свидетельствовать о степени готовности выпускника к практической деятельности.
По результатам защиты выпускной квалификационной работы
Государственная экзаменационная комиссия решает вопрос о при- своении выпускнику квалификации бакалавра. Выпускная квали- фикационная работа позволяет оценить уровень сформированно- сти компетенций, предусмотренных соответствующим ФГОС
ВПО, профессиональных знаний выпускника, его умений и навы- ков по осуществлению практической и/или научной деятельности.
4.1 Цель и задачи
выпускной квалификационной работы
Целью подготовки выпускной квалификационной работы яв- ляется систематизация и углубление теоретических и практиче-

38 ских знаний и умений, полученных в рамках освоения учебного плана, закрепление и демонстрация навыков самостоятельной ра- боты, которые проявляются при создании программной системы, обеспечивающей решение поставленной в рамках темы ВКР ин- формационной или математической задачи.
Основными задачами выпускной квалификационной работы безотносительно к конкретной теме являются:
- анализ состояния предметной области, связанной с решае- мой задачей, в том числе определение существующих ее решений и/или используемых программных систем; оценка новизны, теоре- тической и практической значимости предполагаемых результатов работы; определение цели ВКР и задач, которые должны быть ре- шены для достижения этой цели;
- постановка решаемой в рамках ВКР информационной или математической задачи;
- построение информационной и/или математической модели рассматриваемой проблемной области с учетом требований по- ставленной задачи;
- анализ полученной модели, определение функциональных и других необходимых требований к программной или информаци- онной системе, которая должна быть реализована в ходе выполне- ния ВКР, при необходимости получение системы уравнений, соот- ветствующих этой модели, выбор метода решения системы, выбор или построение алгоритма решений системы;
- проектирование, реализация, отладка и тестирование про- граммной системы;
- проверка работоспособности системы, проведение вычисли- тельного эксперимента и анализ полученных результатов.
Автор выпускной квалификационной работы несет полную ответственность за самостоятельность и достоверность прове- денного исследования. Все использованные в работе материалы


39 и положения из опубликованной научной и учебной литерату- ры, других информационных источников обязательно должны иметь на них ссылки.
4.2 Этапы выполнения
выпускной квалификационной работы
Рекомендуемая последовательность получения практических результатов в выпускной квалификационной работе:
1) выбор научного руководителя и темы ВКР, написание заяв- ления на утверждение темы выпускной работы;
2) получение от научного руководителя задания на выполне- ние ВКР;
3) изучение и анализ предметной области, т.е. поиск и систе- матизация информации, связанной с темой ВКР и решаемой ин- формационной или математической задачей, определения ее теку- щего состояния, определение цели и задач ВКР;
4) построение информационной и/или математической модели предметной области с точки зрения сформулированной темы и решаемой задачи;
5) построение при необходимости соответствующей системы уравнений, выбор метода решения системы уравнений и построе- ние соответствующего алгоритма, либо формирование требований к разрабатываемой системе;
6) проектирование программной/информационной системы;
7) обоснованный выбор языков программирования и инстру- ментальных систем;
8) реализация программной системы, ее отладка и тестирова- ние;
9) проведение вычислительного эксперимента; проверка рабо- тоспособности построенной информационной системы по воз- можности на реальных данных;
10) анализ полученных результатов;

40 11) подготовка текста выпускной работы и всех включаемых в него документов (титульного листа, задания, реферата, основного текста, приложений и т.д.);
12) проверка текста ВКР научным руководителем, все сделан- ные замечания по доработке текста, студент должен выполнить или исправить в кратчайшие сроки;
13) подготовка текста выступления и презентации для публич- ной защиты ВКР (пример оформления титульного слайда презен- тации приведен в приложении О);
14) переплет готового к защите текста ВКР, получение подпи- си научного руководителя и выставление собственной подписи на титульном листе;
15) прохождение предзащиты и получение официального до- пуска к защите;
16) получение у научного руководителя отзыва на работу и справки об объемах заимствований;
17) прохождение процедуры защиты.
1   2   3   4   5   6