ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
59 распустила депутатов («доколе от нас паки созваны будут»). Больше комиссия уже не созывалась.
Нового Уложения Комиссия не составила. Тем не менее она имела большое значение в истории нашего государства. Польза екатеринин- ской инициативы состояла в том, что из депутатских наказов импера- трица узнала о многих местных проблемах. Верная и беспристрастная оценка значения этого «протопарламента» выражена в словах самой
Екатерины: «Комиссия Уложения, быв в собрании, подала мне свет и сведение о всей империи, с кем дело имеем…». Высказанные в Ко- миссии народные мнения легли в основу важнейших законодатель- ных памятников второй половины XVIII в. (Жалованных грамот – дворянам и городам, Учреждения для управления губерний и др.).
Кроме того, депутаты, встретившись в Комиссии с представителями высших правительственных учреждений, полтора года напряженно обсуждая важнейшие вопросы общенародной пользы и государствен- ного благоустройства, разнесли по всей России аксиомы, усвоенные из «Наказа», и впечатления, вынесенные из совместной работы. Про- бужденное этим гражданское чувство, движение умов и подготовлен- ное политическое сознание несло семена будущего, лучшего порядка.
Законодательная комиссия Екатерины была последней попыткой правительства XVIII в. привлечь представителей народа к участию в законодательстве. Вскоре после этого под влиянием французской ре- волюции Екатерина отказалась от тех либеральных идей, которые сама проповедовала раньше, и правила уже как самодержавная госу- дарыня, избегая резких перемен.
Е.А. Шушарина
ОСОБЕННОСТИ МЕЖОТРАСЛЕВОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД
В последние годы государственное управление переживает корен- ные, глубинные изменения. Глобализация, постоянное изменение от- раслевых границ и даже их исчезновение, интенсивная смена техно- логий, возникновение новых организационных форм вынуждают со- временные государства постоянно модифицировать систему органов
60 государственного управления как в структурном смысле, так и с точ- ки зрения содержания их деятельности.
В недавнем прошлом в России господствовал отраслевой принцип управления, который предполагал наличие отрасли как экономиче- ской категории, являющейся материальной основой для построения аппарата государственного управления. Постепенно организационно- правовая централизация, свойственная министерским отраслевым системам, под воздействием экономических и политических преобра- зований уступает свое место децентрализации, широкой оперативной самостоятельности объектов управления.
В начале XXI в. из нормативных актов исчезает термин «отрасль», вместо него начинает использоваться «установленная сфера деятель- ности», он применяется при характеристике всех федеральных орга- нов исполнительной власти, делая невозможным сущностный и со- держательный анализ отраслевого, межведомственного, межотрасле- вого управления.
Современное федеральное министерство, долгое время относящее- ся к уровню, пограничному между политическим и государственным управлением, в настоящее время можно отнести к чисто политиче- ским структурам: оно не относится к органам государственного управления, а является органом исполнительной власти в собствен- ном смысле слова, для него на первый план среди функций выходит выработка государственной политики и издание нормативных актов в установленной сфере деятельности, а функция межотраслевой коор- динации все чаще передается федеральным службам.
Определение административно-правового статуса федеральных служб сегодня представляет сложную задачу в силу отсутствия еди- нообразия их по функциям, объемам полномочий. Статус ряда феде- ральных служб близок к статусу министерства (Федеральная антимо- нопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная налоговая служба), иные ближе по статусу к федеральному агентству (Феде- ральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба государственной статистики).
Содержание межотраслевого управления также существенно из- менилось: координационные полномочия, призванные обеспечивать согласованность деятельности различных отраслевых систем управ- ления и составлявшие сущность межотраслевого государственного
61 управления, отходят на второй план, а на первое место выступают контрольно-надзорные полномочия, которые заключаются в праве межотраслевых органов производить проверки, осуществлять адми- нистративный надзор и анализировать деятельность отраслевых си- стем управления с точки зрения как законности, так и целесообразно- сти их действий по вопросам, относящимся к их компетенции.
Кроме заметного смещения функций межотраслевого управления в сторону контрольно-надзорных полномочий и наделения функция- ми межотраслевой координации федеральных служб, можно отметить такие его существенные черты: органы исполнительной власти с межотраслевой компетенцией не подчинены друг другу, не соподчи- нены с органами исполнительной власти субъектов Российской Феде- рации и органами местного самоуправления; принимают решения, обязательные для тех, кому они адресованы. Причем организуют ис- полнение этих решений те органы и лица, которым они адресованы.
Ответственность за невыполнение решений органов исполнительной власти с межотраслевой компетенцией наступает не перед органами, принявшими решение, а перед вышестоящим органом или перед ли- цами, чьи интересы и права нарушили неисполнением предписаний межотраслевых органов.
Е.Б. Анисимов
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ
ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
Правовое обеспечение социокультурного развития, просвещение и правовое информирование составляют основу государственной си- стемы профилактики экстремизма среди учащейся молодежи. На ос- новании результатов социального опроса в работе делается вывод о достаточности профилактических мер в государственном университе- те. В начале статьи приведен обзор нормативных правовых актов, ре- гламентирующих проведение профилактических мероприятий. При проведении научного исследования применены методы невключенно- го наблюдения, интерпретации, индукции и анализа. Основная цель