Файл: Контрольная работа по теме Тропы. Поэтические фигуры. 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основы русской словесности. 8 класс
Контрольная работа по теме «Тропы. Поэтические фигуры».
1 вариант


  1. Внимательно прочитайте отрывки. Найдите тропы, укажите их тип (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, сравнение)


1). «… далеко внизу у песчаного побережья лениво пенились и нежно мурлыкали невысокие волны.» __________________
2). «… в минуту псарня стала адом.» (Крылов) ___________________
3) «Заря как пожар на снегу» (С.Есенин)________________________
4). «Рогатым копьем ударила молния» _______________________
5). «Ипполит Матвеевич провел щеткой по коротко стриженным алюминиевым волосам» (И.Ильф и Е.Петров) ____________________
6). « Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь) _______________
7). «В сто сорок солнц закат пылал…» (В.Маяковский) ___________________


  1. Внимательно прочитайте отрывки. Какие фигуры речи, используют авторы?

(оксюморон, антитеза, эпифора, анафора, градация, инверсия)
1). Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.. (А.Пушкин) ________________________
2). …Как мы черный день встречали

Белой ночью огневой. (А.Блок) ____________________________
3). Не отведав горького, не узнаешь и сладкого. (Пословица) ___________________
4). Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

за собой повести… ___________________________
5). Когда солнце светит – радуюсь,

дождь идет проливной – радуюсь… ____________________________
6). «Я был готов любить весь мир – меня никто не понял: и я научился

ненавидеть… Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать»

(М.Лермонтов)
7). Все грани чувств, все грани правды

Стерты в веках, в годах, в часах (А.Белый) __________________________
8). И снова видел я во сне…

Грузинки образ молодой (М.Лермонтов) ___________________________
Основы русской словесности. 8 класс
Контрольная работа по теме «Тропы. Поэтические фигуры».
2 вариант

1. Внимательно прочитайте отрывки. Найдите тропы, у кажите их тип (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, сравнение)


1). «Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу» ___________________________
2). Над Москвой великой , златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор… _____________________________
3). «Лес, будто терем расписной…» __________________________
4). «Как метель, черемуха машет рукавом». _____________________________
5). «Роняет лес багряный свой убор…» ___________________________
6). «А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден» ____________________
2. Внимательно прочитайте отрывки. Какие фигуры речи, используют авторы?

(оксюморон, антитеза, эпифора, анафора, градация, инверсия)
1). Ты и убогая, ты и обильная,

Ты и могучая, ты и бессильная,

матушка-Русь. (Н.Некрасов) _________________
2). Забывается быстро плохое, а хорошее долго живет. (К.Ваншенкин) ___________
3). «Красота – страшная сила» (Ф.Раневская) __________________
4). Горячий снег___________________
5). Назови мне такую обитель…

Где бы русский мужик не стонал?

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам… (Н.Некрасов) ___________________
6). Деточка,

Все мы немножечко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь. (В.Маяковский) ____________________
7). – Шампанское стаканами тянул.

- Бутылками-с, и пребольшими.

- Нет-с, бочками сороковыми. (А.Грибоедов) __________________
8). Неосторожно, быть может, поступила я. (А.Пушкин) ___________________


Ответы
1 вариант


  1. Внимательно прочитайте отрывки. Найдите тропы, укажите их тип (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, сравнение)


1). «… далеко внизу у песчаного побережья лениво пенились и нежно мурлыкали невысокие волны.» - олицетворение
2). «Заря как пожар на снегу» (С.Есенин) – сравнение
3) «Рогатым копьем ударила молния» - сравнение, метафора
4). «Ипполит Матвеевич провел щеткой по коротко стриженным алюминиевым волосам» (Ильф и Петров) - эпитет
5). « Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь) – синекдоха
6). «В сто сорок солнц закат пылал…» (В.Маяковский) – гипербола


  1. Внимательно прочитайте отрывки. Какие фигуры речи, используют авторы?


(оксюморон, антитеза, эпифора, анафора, градация, инверсия)

1). Ты и убогая, ты и обильная,

Ты и могучая, ты и бессильная,

матушка-Русь. (Н.Некрасов) – антитеза
2). Забывается быстро плохое, а хорошее долго живет. (К.Ваншенкин) – антитеза
3). «Красота – страшная сила» (Ф.Раневская) – оксюморон
4). Горячий снег. – оксюморон
5). Назови мне такую обитель…

Где бы русский мужик не стонал?

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам… (Н.Некрасов) – анафора
6). Деточка,

Все мы немножечко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь. (В.Маяковский) - эпифора
7). – Шампанское стаканами тянул.

- Бутылками-с, и пребольшими.

- Нет-с, бочками сороковыми. (А.Грибоедов) – градация
8). Неосторожно, быть может, поступила я. (А.Пушкин) – инверсия
2 вариант

  1. 1. Внимательно прочитайте отрывки. Найдите тропы, у кажите их тип (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, сравнение)

1). «Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу» - олицетворение
2). Над Москвой великой , златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор… - постоянный эпитет
3). «Лес, будто терем расписной…» - сравнение
4). «Как метель, черемуха машет рукавом». – сравнение
5). «Роняет лес багряный свой убор…» - метафора
6). «А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден» - метонимия
2. Внимательно прочитайте отрывки. Какие фигуры речи, используют авторы?

(оксюморон, антитеза, эпифора, анафора, градация, инверсия)
1). Люблю я пышное природы увяданье, градация инверсия

В багрец и золото одетые леса.. (А.Пушкин) – оксюморон
2). …Как мы черный день встречали

Белой ночью огневой. (А.Блок) - антитеза, оксюморон
3). Не отведав горького, не узнаешь и сладкого. (Пословица) – антитеза.
4). Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

за собой повести… - анафора
5). Когда солнце светит – радуюсь,

дождь идет проливной – радуюсь… - эпифора
6). «Я был готов любить весь мир – меня никто не понял: и я научился

ненавидеть… Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать»

(М.Лермонтов) – антитеза, параллелизм
7). Все грани чувств, все грани правды

Стерты в веках, в годах, в часах (А.Белый) – градация
8). И снова видел я во сне…

Грузинки образ молодой (М.Лермонтов) – инверсия


ТЕСТ


1 вариант


  1. Внимательно прочитайте отрывки. Найдите тропы, укажите их тип (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, сравнение)


1). «… далеко внизу у песчаного побережья лениво пенились и нежно мурлыкали невысокие

волны.» - олицетворение
2). «Заря как пожар на снегу» (С.Есенин) – сравнение
3) «Рогатым копьем ударила молния» - сравнение
4). «Ипполит Матвеевич провел щеткой по коротко стриженным алюминиевым волосам» (Ильф и Петров) - эпитет
5). « Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь) – синекдоха
6). «В сто сорок солнц закат пылал…» (В.Маяковский) – гипербола



  1. Внимательно прочитайте отрывки. Какие фигуры речи, используют авторы?


1). Ты и убогая, ты и обильная,

Ты и могучая, ты и бессильная,

матушка-Русь. (Н.Некрасов) – антитеза
2). Забывается быстро плохое, а хорошее долго живет. (К.Ваншенкин) – антитеза
3). «Красота – страшная сила» (Ф.Раневская) – оксюморон
4). Горячий снег. – оксюморон
5). Назови мне такую обитель…

Где бы русский мужик не стонал?

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам… (Н.Некрасов) – анафора
6). Деточка,

Все мы немножечко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь. (В.Маяковский) - эпифора
7). – Шампанское стаканами тянул.

- Бутылками-с, и пребольшими.

- Нет-с, бочками сороковыми. (А.Грибоедов) – градация
8). Неосторожно, быть может, поступила я. (А.Пушкин) – инверсия
9). Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным

гаданьям, и предсказаниям луны. (А.Пушкин) – многосоюзие
10). Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете,

то в телеге, то пешком. (А.Пушкин) – многосоюзие

ТЕСТ

2 вариант

  1. 1. Внимательно прочитайте отрывки. Найдите тропы, у кажите их тип (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, сравнение)

1). «Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу» - олицетворение
2). Над Москвой великой , златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор… - постоянный эпитет
3). «Лес, будто терем расписной…» - сравнение
4). «Как метель, черемуха машет рукавом». – сравнение

5). «Роняет лес багряный свой убор…» - метафора
6). «А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден» - метонимия
2. Внимательно прочитайте отрывки. Какие фигуры речи, используют авторы?
1). Я звал тебя, он ты не оглянулась,

Я слезы лил, он ты не снизошла…(А.Блок) – параллелизм
2). Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.. (А.Пушкин) – оксюморон
3). …Как мы черный день встречали

Белой ночью огневой. (А.Блок) - антитеза, оксюморон
4). Не отведав горького, не узнаешь и сладкого. (Пословица) – антитеза.
5). Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

за собой повести… - анафора
6). Когда солнце светит – радуюсь, дождь идет проливной – радуюсь… - эпифора
7). «Я был готов любить весь мир – меня никто не понял: и я научился

ненавидеть… Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать»

(М.Лермонтов) – антитеза, параллелизм
8). Все грани чувств, все грани правды

Стерты в веках, в годах, в часах (А.Белый) – градация
9). И снова видел я во сне…

Грузинки образ молодой (М.Лермонтов) – инверсия
10). Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да

будет солдат а не шаматон. (А.Пушкин) – многосоюзие
11). Бывало с самого раннего утра убегаю или на пруд, или в рощу, или на сенокос,

или к жнецам. (Достоевский) - многосоюзие

. На севере диком стоит одиноко

         На голой вершине сосна,

         И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

         Одета, как ризой, она.

      2. Слова слышны и здесь и там,

         На улице и дома.

         Одно - давно привычно нам,

         Другое – незнакомо.      

3.  Вот ворона на крыше покатой

    Так с зимы  и осталась лохматой.

4. Книга – учитель.

    Книга – наставница.

    Книга – лучший товарищ и друг.

  5. Тучки небесные, вечные странники!

       Степью лазурною, цепью жемчужною

       Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

      С  милого севера в сторону южную.

2 вариант

     1. Еду. Тихо. Слышны звоны

    Под копытом на снегу.

    Только серые вороны

    Расшумелись на лугу.

  1. Сижу за решёткой в темнице сырой.

     Вскормлённый в неволе орёл молодой,

     Мой грустный товарищ, махая крылом,

     Кровавую пищу клюёт под окном.  

  1. Душой весны природа ожила,

    И блещет всё в торжественном покое:

    Лазурь небес, и море голубое,

    И дивная гробница, и скала!