Файл: Учебник для вузов 2 е издание, переработанное и дополненное Ответственный редактор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 666

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
указания закона конкретизируются в п. "б" ч. 1 ст. 61 УК, однозначно признающем несовершеннолетие виновного лица обстоятельством, смягчающим его наказание. Наконец, ст. 89
УК предписывает, что при назначении наказания несовершеннолетнему необходимо учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.
Изложенные требования закона позволяют в максимальной мере индивидуализировать наказание несовершеннолетним подсудимым в пределах санкции за содеянное, назначать его ближе к минимальному пределу санкции, избирать наиболее приемлемую кару из числа предусмотренных в санкции. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время и после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, наказание в силу ст. 64 УК может быть назначено в меньших пределах или более мягкого вида, чем это предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК.
Наряду с этим физическая и нравственная незрелость несовершеннолетних обусловливает законодательные решения о дифференциации их ответственности в сторону ее ограничения: а) по кругу преступлений; б) по видам наказания; в) по условиям его отбывания; г) по основаниям освобождения от наказания; д) посредством установления специального вида освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности вообще.
Проблема устранения ответственности подростков за целый ряд преступлений не имеет однозначного решения в юридической теории и законодательстве. Существует точка зрения, согласно которой нормы уголовного права предопределяют ответственность несовершеннолетних с 16-летнего возраста, а за ряд преступлений - с 14-летнего возраста, причем "эти требования носят категорический характер и подлежат буквальному исполнению" (Чугаев А.П. С. 46). По мнению других авторов, "структурная характеристика преступности несовершеннолетних как бы усечена по сравнению с преступностью молодых и взрослых, так как некоторые виды преступлений несовершеннолетние вообще не совершают, а применительно к другим хотя бы и совершаемым ими общественно опасным действиям они не рассматриваются по общему правилу как субъекты преступлений, несмотря на отсутствие об этом прямых указаний закона" (Курс советской криминологии. С. 238).
Между тем предпринимались основательные попытки разрешения этой проблемы непосредственно в уголовном законе. Разработанная кафедрой уголовной политики и уголовного права Академии МВД СССР модель Основ уголовного законодательства (май 1987 г.) фиксировала в ч. 3 ст. 17, что за отдельные преступления уголовной ответственности подлежат только лица, которым до совершения преступления исполнилось восемнадцать лет. Аналогичное правило содержала ч. 3 ст. 13 официального, вынесенного на всенародное обсуждение проекта
Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик, но оно не вошло в текст окончательно принятого 2 июля 1991 г. законодательного акта, не вступившего в силу в связи с распадом СССР.
Внесенный Президентом РФ в Государственную Думу за N Пр-962 от 20 июля 1994 г. проект
Уголовного кодекса РФ фиксировал в ч. 3 ст. 22 перечень видов преступлений (со ссылками на главы и статьи проекта), субъектом которых может быть только лицо, достигшее 18 лет ко времени совершения преступления. Эта норма исключала ответственность несовершеннолетних более чем за половину предусмотренных в Особенной части УК преступных посягательств, в том числе: за все преступления против семьи и несовершеннолетних, против интересов службы в негосударственных организациях, против основ конституционного строя, против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, против военной службы, против мира и безопасности человечества, а также за такие, например, деяния, как уклонение от уплаты налогов, преднамеренное банкротство, обман потребителей, нарушение правил охраны окружающей среды, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта, неоказание помощи больному, присвоение или растрату вверенного имущества, содержание притонов, нарушение правил обращения с наркотическими средствами и др.
В процессе обсуждения законопроекта в Государственной Думе это предписание было опущено и не вошло в окончательный вариант нового УК, несмотря на рекомендации, содержащиеся в ч. 3 ст. 22 одобренного 17 февраля 1996 г. Межпарламентской Ассамблеей СНГ
Модельного Уголовного кодекса, о желательности предусмотреть по ряду преступлений ответственность лиц более старшего возраста, чем шестнадцать лет <*>.
--------------------------------
<*> См.: Информационный бюллетень МПА СНГ. 1996. N 10. Приложение. С. 94.


Общая часть УК 1996 г. не содержит нормы, которая исключала бы ответственность подростков хотя бы за один из видов преступления или предусматривала решение этого вопроса в конкретных статьях Особенной части УК. Между тем мы обнаруживаем в Особенной части Кодекса ссылку на то, что лица, достигшие 18-летнего возраста, выступают субъектами вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150) и в антиобщественные действия (ст.
151), полового сношения и иных действий сексуального характера с лицом, не достигшим 16- летнего возраста (ст. 134), и развратных действий (ст. 135), злостного уклонения от уплаты средств на содержание родителей (ч. 2 ст. 157 УК). Применительно к другим видам преступления подобная оговорка отсутствует, в связи с чем следственные органы и суд должны на основании собственного толкования соответствующих норм определять, может ли несовершеннолетний быть субъектом того или иного преступного деяния.
Думается, при решении данного вопроса в конкретных ситуациях следует исходить из двух критериев, определяемых уровнем гражданской, духовной и физической зрелости несовершеннолетних. Во-первых, речь идет о способности или неспособности подростков сознавать фактические свойства и общественную опасность соответствующих видов преступления. Этот критерий предопределяет возможность несовершеннолетнего быть виновным.
Лицо может считаться совершившим преступление умышленно, если оно осознавало общественную опасность своего действия или бездействия (ст. 25 УК), или по неосторожности, если оно должно было и могло осознавать общественную опасность такого поведения (ст. 26 УК).
Как следует из ч. 3 ст. 20 УК, если несовершеннолетний достиг соответственно 16-летнего или 14- летнего возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
Во-вторых, речь идет о социальном статусе несовершеннолетнего, о возможности выполнения им тех или иных функциональных обязанностей в различных сферах жизни общества.
Известно, что подростки в соответствии с нормами иных отраслей права не могут быть врачами, занимать управленческие посты в коммерческих и иных негосударственных организациях, находиться на государственной службе в качестве судей, прокуроров, следователей, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов и вообще должностных лиц.
Несовершеннолетние не выполняют обязанности летчиков, капитанов кораблей, не призываются в
Вооруженные Силы РФ и не подлежат альтернативной гражданской службе. С ними, по нормам трудового права, не заключаются договоры о материальной ответственности за вверяемые имущественные ценности. Подростки не способны планировать, готовить или развязывать агрессивные войны (ст. 353 УК), заниматься разработкой и производством оружия массового поражения (ст. 355 УК). Поэтому лица в возрасте до 18 лет не могут признаваться субъектами преступлений, предполагающих их совершение более умудренными или наделенными особым статусом субъектами.
На наш взгляд, реальная практика применения нового УК потребует издания по многим возникающим вопросам о возрасте субъектов тех или иных преступных посягательств руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ. В противном случае следователям, прокурорам и судам придется в спорных случаях опираться на ст. 49 Конституции РФ, согласно которой неустранимые сомнения в виновности лица следует толковать в пользу обвиняемого
(подсудимого). Подобные сомнения могут относиться и к вопросу о том, способен ли несовершеннолетний быть субъектом преступления определенного вида.
Таким образом, действующий УК учитывает относительную гражданскую, физическую и духовную незрелость несовершеннолетних и содержит ряд норм, позволяющих дифференцировать и индивидуализировать их ответственность за преступления в сторону ее гуманизации. Вместе с тем в законе четко не определен круг преступных деяний, субъектами которых не могут быть подростки. Очевидно, этот вопрос будет решаться судами на основе собственного усмотрения или с опорой на ст. 49 Конституции РФ о толковании неустранимых сомнений в пользу обвиняемого.
§ 2. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности
Литература:
Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. М., 1989;
Семернева Н.К. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением мер воспитательного характера: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 1969;


Чугаев А.П. Индивидуализация ответственности за преступления и ее особенности по делам несовершеннолетних. Краснодар, 1979;
Якубов А.Е. Юридическая природа освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного характера //
Вестник МГУ. Право. 1971. N 1.
1. Основания и условия освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности
В силу прямого предписания ч. 2 ст. 87 УК к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено уголовное наказание, а при освобождении от наказания их могут также поместить в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Таким образом, предусмотрена альтернатива: подростки за совершенные ими преступления либо несут уголовную ответственность и подвергаются наказанию, либо освобождаются от уголовной ответственности и тогда подвергаются принудительным мерам воспитательного воздействия.
Следует иметь в виду, что согласно ст. 96 УК это правило, равно как и другие положения гл.
14 УК, может быть применено в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет
(кроме помещения их в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних).
В силу ч. 1 ст. 90 УК освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности допустимо при наличии объективных и субъективных оснований: совершенное подростком деяние относится к преступлениям небольшой или средней тяжести; наличие уверенности, что исправление несовершеннолетнего в данном конкретном случае может быть достигнуто путем применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия. Разумеется, суд, прокурор, а также следователь с согласия прокурора, принимая решение об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности и прекращая в отношении его уголовное дело по этим основаниям, должны мотивировать достаточность в данной ситуации именно воспитательных мер, а не уголовного наказания.
2. Принудительные меры воспитательного воздействия
Освобожденному от уголовной ответственности несовершеннолетнему могут быть назначены судом принудительные меры воспитательного воздействия четырех видов: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 90 УК).
При этом подростку может быть назначено одновременно несколько из перечисленных принудительных мер воспитательного воздействия. Продолжительность срока применения мер, указанных в п. "б" и "г", устанавливается органом, назначающим эти меры, в пределах от одного месяца до двух лет - при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет - при средней тяжести содеянного.
Предупреждение как принудительная мера воспитательного характера состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступления, предусмотренных УК (ч. 1 ст. 91 УК).
Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию и контролю за поведением несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 91).
Обязанность загладить причиненный вред возлагается на несовершеннолетнего с учетом его имущественного положения и наличия у него соответствующих трудовых навыков (ч. 3 ст. 91).
Речь идет о наличии у подростков реальной возможности устранить нанесенный ими преступный вред своими средствами или своими силами.
Наконец, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего предполагает возможность запрета посещать определенные места, использовать определенные формы досуга, в том числе связанные с управлением механическими транспортными средствами, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток либо выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть также предъявлено требование возвратиться в

образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Этот перечень не является исчерпывающим и может быть, с учетом конкретных обстоятельств, дополнен органом, назначающим данную принудительную меру воспитательного воздействия (ч. 4 ст. 91).
Приведенные законодательные решения затрагивают как раз те ситуации, когда "специфика соответствующих мер объясняется не автоматической скидкой на возраст, а реальными особенностями личности подростка" (Игошев К.Е., Миньковский Г.М. С. 397). Во-первых, только всестороннее исследование и учет личности несовершеннолетнего позволяют прийти к обоснованному выводу о возможности исправления лица с помощью принудительных мер воспитательного воздействия, сопряженных с освобождением такого лица от уголовной ответственности. Во-вторых, освобождение подростка от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия базируется на вероятностном прогнозе, в соответствии с которым собранные данные о личности субъекта, не достигшего 18 лет, проецируются на его возможное поведение в будущем.
Поэтому акт освобождения от уголовной ответственности в подобных ситуациях носит, с одной стороны, факультативный характер и зависит от усмотрения органа, принимающего решение об этом, а с другой - в определенной мере условный характер (хотя прямое указание по данному вопросу отсутствует в законе), поскольку позитивный прогноз нуждается в проверке временем на основе оценки реального поведения несовершеннолетнего. Контроль за исполнением подростком назначенной ему меры воспитательного характера возлагается по постановлению судьи на специализированный государственный орган, обеспечивающий исправление несовершеннолетнего.
3. Последствия систематического неисполнения принудительных мер воспитательного воздействия
Как следует из ч. 4 ст. 90 УК, в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется судом и все материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
Анализ этой формулировки показывает, что термин "систематичность" означает в ней неисполнение подростком применяемой к нему меры воспитательного воздействия три и более раз. По-видимому, реакцией на первое и вторичное уклонение несовершеннолетнего от исполнения им обязанностей, вытекающих из содержания соответствующей воспитательной меры, должны быть методы убеждения и предостережения о возможности пересмотра ранее принятого решения об освобождении от уголовной ответственности. Тем самым совершившему преступление небольшой или средней тяжести подростку предоставляется дополнительный шанс вступить на путь исправления без фактического претерпевания уголовной кары. Если же этот шанс не использован, то поставить вопрос об отмене принудительной меры воспитательного воздействия правомочен специализированный государственный орган, на который был возложен контроль за поведением несовершеннолетнего, а принять решение о такой отмене и передаче всех материалов для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности должен суд, назначивший эту меру. Разумеется, подобный пересмотр прежнего решения возможен, если не истекли предусмотренные ст. 94 УК сроки давности привлечения к уголовной ответственности.
Итак, введенный для несовершеннолетних, совершивших преступление небольшой или средней тяжести, особый вид освобождения от уголовной ответственности, соединенный с назначением принудительных мер воспитательного воздействия, не является актом всепрощения таких преступников. Он дает им шанс исправиться без реального претерпевания кары. Если же эти лица будут систематически уклоняться от исполнения указанных мер, последние могут быть отменены, а сами несовершеннолетние субъекты - подвергнуты уголовной ответственности.
§ 3. Виды наказания, назначаемые несовершеннолетним
Литература:
Скрябин М.А. Общие начала назначения наказания и их применение к несовершеннолетним.
Казань, 1988;
Чугаев А.П. Индивидуализация ответственности за преступления и ее особенности по делам несовершеннолетних. Краснодар, 1979.
1. Виды наказания для несовершеннолетних


Применение к лицам, признанным виновными в совершении преступления, уголовного наказания есть обычная, соответствующая закону форма реализации уголовно-правового отношения, возникшая в связи с совершением преступления, между государством и преступником, в том числе и несовершеннолетним. Освобождение же от уголовной ответственности есть скорее исключение из правил, опирающееся на принцип гуманизма и способное обеспечить исправление лица и предупреждение новых преступлений. Но гуманный подход проявляется к несовершеннолетним, виновным в совершении преступления, и в тех ситуациях, когда им назначается уголовное наказание.
Из 13 видов наказания, предусмотренных в ст. 44 УК, к лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, могут применяться в силу ч. 1 ст. 88 УК только шесть видов наказания: а) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные работы; г) исправительные работы; д) арест; е) лишение свободы на определенный срок.
Не могут назначаться несовершеннолетним такие наказания, как лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (такими званиями, чинами и наградами подростки по общему правилу не обладают); ограничение по военной службе
(подростки в Вооруженные Силы не призываются); ограничение свободы (такое наказание в силу ч. 1 ст. 53 УК рассчитано только на взрослых осужденных); содержание в дисциплинарной воинской части; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. Неприменение к подросткам упомянутых видов наказания обусловлено либо социальным статусом несовершеннолетних, которые не обладают соответствующими благами или функциональными обязанностями, либо исключительно их недостаточной гражданской и духовной зрелостью, не позволяющей прибегать к чрезмерно жестоким репрессивным мерам в отношении этой категории лиц.
2. Пределы наказаний, назначаемых несовершеннолетним
Вместе с тем применимые к несовершеннолетним виды уголовного наказания назначаются им в ограниченных по сравнению со взрослыми осужденными пределах.
Если денежное взыскание в виде штрафа назначается лицам, достигшим совершеннолетия, в размере от 2500 до 1 млн. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет (ч. 2 ст. 46 УК), то несовершеннолетним штраф может назначаться лишь в пределах от 1 тыс. до 50 тыс. рублей или в размере доходов осужденного за период от двух недель до шести месяцев (ч. 2 ст. 88 УК). При этом наказание в виде штрафа применять к осужденному подростку можно, как правило, при наличии одного из двух условий: если у несовершеннолетнего имеется самостоятельный заработок или есть имущество, на которое может быть обращено взыскание. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, оно может быть заменено судом более строгим наказанием в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части
Кодекса (ч. 5 ст. 46 УК).
Лишение права заниматься определенной деятельностью может назначаться несовершеннолетним осужденным в качестве основного наказания, когда оно указано в санкции статьи Особенной части УК, либо в качестве дополнительного наказания всякий раз, когда суд с учетом характера и тяжести совершенного преступления и личности виновного сочтет невозможным сохранить за ним право заниматься определенной деятельностью, скажем, управлять мотоциклом или иным транспортным средством либо работать в питейном заведении по отпуску посетителям алкогольных напитков. Выбор рода запрещенных судом занятий будет зависеть, естественно, от характера деяния субъекта и тех или иных негативных свойств его личности. По общему правилу (ч. 2 ст. 47 УК) рассматриваемое наказание назначается в качестве основного на срок от одного года до пяти лет, а в качестве дополнительного - от шести месяцев до трех лет. Никакого сокращения этих пределов для несовершеннолетних осужденных закон не предусматривает, но, очевидно, суд может с учетом конкретных обстоятельств не применять к этим лицам указанных максимальных сроков наказания.
Обязательные работы, заключающиеся в выполнении осужденным в свободное от учебы или основной работы время бесплатных общественно полезных работ, могут назначаться несовершеннолетним на срок от 40 до 160 часов при том условии, что для лиц до 15 лет продолжительность исполнения данного наказания не может превышать двух часов в день, а для лиц от 15 до 16 лет - трех часов в день (ч. 3 ст. 88 УК). Взрослым же осужденным этот вид наказания назначается на больший срок - от 60 до 240 часов и отбывается в пределах до четырех часов в день (ч. 2 ст. 49 УК). В том случае, если несовершеннолетний злостно уклоняется от