Файл: Учебник для вузов 2 е издание, переработанное и дополненное Ответственный редактор.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 667
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
закона заключается в том, что он принимается только органом законодательной власти России (ст.
71 Конституции РФ) и распространяет свое действие на всю территорию Российской Федерации.
Исключением в этом отношении являлось, например, по УК 1960 г. действие гл. 11 "Преступления, составляющие пережитки местных обычаев". В ст. 236 УК, определявшей пределы действия данной главы, предусматривалось, что ее действие распространяется на те автономные республики, автономные области и другие местности РСФСР, где общественно опасные деяния, перечисленные в гл. 11, являются пережитками местных обычаев.
Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской
Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Все законы Конституция подразделяет на федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.
Уголовные законы, как правило, не носят конституционного характера. Исключением в этом отношении являются конституционные положения уголовно-правового характера об условиях допустимости применения смертной казни в качестве уголовного наказания (ст. 20 Конституции), о недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50), об освобождении от обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст.
51) и др.
Право законодательной инициативы о принятии уголовного закона, как и всякого другого федерального закона, принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета
Федерации, депутатам
Государственной
Думы,
Правительству
РФ, законодательным
(представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему
Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную
Думу Федерального Собрания РФ; те из них, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства
Российской Федерации (ст. 104 Конституции). Согласно ст. 105 Конституции РФ федеральные уголовные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией. Принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
Уголовный закон, как и всякий федеральный закон, считается одобренным Советом
Федерации Федерального Собрания РФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом
Федерации. В случае отклонения уголовного закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего уголовный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации уголовный закон
(как и иной федеральный закон) считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Как установлено в ст. 107 Конституции, принятый уголовный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент в течение четырнадцати дней подписывает закон и обнародует его. Если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления закона отклоняет его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении уголовный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным
Конституцией РФ (ст. 108). Они могут содержать и нормы уголовного права. Такой закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов
Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию (ст. 108 Конституции). Принятые в установленном Конституцией РФ порядке федеральные конституционные законы не могут возвращаться в Государственную Думу и Совет Федерации для повторного рассмотрения с возражениями Президента РФ.
Международные договоры Российской Федерации и иные международно-правовые акты
(конвенции, пакты и др.), если в них содержатся нормы уголовного права, подлежат ратификации
(как, впрочем, и другие договоры и акты) Государственной Думой путем принятия федерального закона о ратификации соответствующего договора, соглашения, конвенции и т.п. Согласно п. "г" ст.
106 Конституции РФ федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
3. Значение уголовного закона
71 Конституции РФ) и распространяет свое действие на всю территорию Российской Федерации.
Исключением в этом отношении являлось, например, по УК 1960 г. действие гл. 11 "Преступления, составляющие пережитки местных обычаев". В ст. 236 УК, определявшей пределы действия данной главы, предусматривалось, что ее действие распространяется на те автономные республики, автономные области и другие местности РСФСР, где общественно опасные деяния, перечисленные в гл. 11, являются пережитками местных обычаев.
Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской
Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Все законы Конституция подразделяет на федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.
Уголовные законы, как правило, не носят конституционного характера. Исключением в этом отношении являются конституционные положения уголовно-правового характера об условиях допустимости применения смертной казни в качестве уголовного наказания (ст. 20 Конституции), о недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50), об освобождении от обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст.
51) и др.
Право законодательной инициативы о принятии уголовного закона, как и всякого другого федерального закона, принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета
Федерации, депутатам
Государственной
Думы,
Правительству
РФ, законодательным
(представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему
Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную
Думу Федерального Собрания РФ; те из них, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства
Российской Федерации (ст. 104 Конституции). Согласно ст. 105 Конституции РФ федеральные уголовные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией. Принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
Уголовный закон, как и всякий федеральный закон, считается одобренным Советом
Федерации Федерального Собрания РФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом
Федерации. В случае отклонения уголовного закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего уголовный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации уголовный закон
(как и иной федеральный закон) считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Как установлено в ст. 107 Конституции, принятый уголовный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент в течение четырнадцати дней подписывает закон и обнародует его. Если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления закона отклоняет его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении уголовный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным
Конституцией РФ (ст. 108). Они могут содержать и нормы уголовного права. Такой закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов
Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию (ст. 108 Конституции). Принятые в установленном Конституцией РФ порядке федеральные конституционные законы не могут возвращаться в Государственную Думу и Совет Федерации для повторного рассмотрения с возражениями Президента РФ.
Международные договоры Российской Федерации и иные международно-правовые акты
(конвенции, пакты и др.), если в них содержатся нормы уголовного права, подлежат ратификации
(как, впрочем, и другие договоры и акты) Государственной Думой путем принятия федерального закона о ратификации соответствующего договора, соглашения, конвенции и т.п. Согласно п. "г" ст.
106 Конституции РФ федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
3. Значение уголовного закона
Уголовный закон в виде Уголовного кодекса, иного систематизированного нормативного акта или отдельно действующего правового акта является юридической базой борьбы с преступностью.
Уголовный закон, определяя исходные принципы и общие положения уголовного права, описывая объективные и субъективные признаки деяний, которые признаются преступлениями, и устанавливая конкретные виды и размеры наказаний за совершение этих общественно опасных деяний, формулирует тем самым ориентиры правоприменительным органам, основной задачей которых является: обеспечение в каждом случае обнаружения признаков преступления уголовного преследования и назначение виновным справедливого наказания, руководствуясь при этом
Уголовно-процессуальным кодексом и Уголовным кодексом РФ; обеспечение отказа от уголовного преследования невиновных, освобождение их от уголовной ответственности и от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
Таким образом, юридическое значение уголовного закона заключается в том, что он побуждает соответствующие компетентные правоохранительные органы и общественные объединения своевременно выявлять и раскрывать совершенные преступления, создает им для этого надлежащую юридическую базу, позволяет отграничивать преступное от непреступного, избирать наиболее целесообразную меру уголовно-правового реагирования на лицо, совершившее преступление, и тем самым содействует обеспечению законности в борьбе с преступностью.
Уголовный закон устанавливает запреты, обязанности, дозволения и поощрения уголовно- правового характера, которые, будучи доведенными до всеобщего сведения населения страны путем официального опубликования закона, воздействуют на сознание и волю граждан Российской
Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, побуждают их сообразовывать свои решения, действия и поступки с этими запретами, обязанностями или дозволениями. Тем самым уголовный закон уже фактом своего существования оказывает определенное предупредительно- воспитательное и регулирующее воздействие на граждан. Предупредительно-воспитательный эффект уголовного закона тем выше, чем полнее он отражает нравственные воззрения большинства общества.
Многие годы в нашей стране уголовный закон рассматривался в качестве одного из важных орудий строительства нового общества, борьбы с преступностью, охраны прав и свобод граждан
(Дурманов Н.Д. С. 3). В современных условиях уголовный закон и уголовное законодательство в целом следует рассматривать в качестве юридической базы противодействия преступности, средства охраны наиболее важных общественных отношений, складывающихся между людьми в экономической, политической и социальной сфере, в функционировании и совершенствовании которых заинтересовано современное российское общество.
Таким образом, уголовный закон - это опубликованный в официальном порядке и введенный в действие федеральный правовой нормативный акт, в котором предусматриваются юридические нормы, определяющие, какие общественно опасные деяния и при каких условиях признаются преступлениями и какие виды наказания и иные меры уголовно-правового характера применяются к лицам, совершившим преступления. Уголовный закон принимается в установленном
Конституцией РФ порядке Государственной Думой, одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом РФ. Он может приниматься всенародным голосованием - референдумом. Его значение заключается в том, что он является юридической базой противодействия преступности, определяя преступное и непреступное. Он оказывает огромное предупредительно-воспитательное влияние на поведение людей, регулирует общественные отношения, складывающиеся между лицом, совершившим преступление, и органами государства, уполномоченными вести борьбу с преступностью.
§ 2. Действующее уголовное законодательство России.
Структура уголовного закона и уголовно-правовой нормы
Литература:
Всеобщая декларация прав человека. 1948; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г. // Сб.: Международная защита прав и свобод человека. М.,
1990;
Дурманов Н.Д. Советский уголовный закон. М., 1967;
Коган В.М. Логико-юридическая структура советского уголовного закона. Алма-Ата, 1966;
Кругликов Л.Л. Классификация уголовно-правовых санкций // СГП. 1983. N 5;
Шаргородский М.Д. Уголовный закон. М., 1948.
1. Действующее уголовное законодательство России
Действующее уголовное законодательство России представляет собой особого рода систему построенных на единых принципах и характеризующихся определенным единством принятых и опубликованных в установленном порядке правовых нормативных актов, в которых содержатся нормы уголовного права, определяющие задачи, принципы и общие положения этой отрасли права, а также то, какие общественно опасные деяния и при каких условиях признаются преступлениями и какие наказания и иные меры уголовно-правового характера применяются к лицам, совершившим преступления.
Уголовное законодательство России включает в свой состав и такие нормы права, в которых предусматриваются условия и пределы применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой и средней тяжести, а также то, при каких обстоятельствах применяются принудительные меры медицинского характера к психически больным, алкоголикам, наркоманам. В уголовном законодательстве содержатся и нормы права, определяющие возможность применения иных мер уголовно-правового характера к лицам, совершившим преступления.
Действующее уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой 24 мая 1996 г., одобренного
Советом Федерации 5 июня 1996 г., подписанного Президентом 13 июня 1996 г. и введенного в действие с 1 января 1997 г. В состав действующего уголовного законодательства, как об этом уже говорилось в гл. 1, входят также некоторые нормативные положения уголовно-правового характера, содержащиеся в Конституции РФ, международные нормативно-правовые акты и договоры, в которых содержатся нормы уголовного права, если они ратифицированы в установленном порядке компетентными органами СССР или Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Особенности применения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" <*>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 32
. Отдельные нормы уголовного права содержатся и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ и иногда более или менее продолжительное время действуют в составе этого законодательного акта. Так, в случае особого порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением суд постановляет обвинительный приговор и назначает подсудимому наказание, которое не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление (ч. 7 ст. 316 УПК). Правило о пределах назначения наказания в этом случае, несомненно, относится к нормам Общей части уголовного права, однако пока оно не включено в гл. 10 УК о назначении наказания.
--------------------------------
<*> БВС РФ. 2003. N 12. С. 3 - 8.
2. Структура уголовного закона
В структурном отношении Уголовный кодекс традиционно подразделяется на Общую и
Особенную части. Соответственно этому и другие нормативно-правовые акты РФ, международно- правовые акты принадлежат либо к Общей части уголовного права, либо к Особенной части.
Общая и Особенная части действующего УК делятся на разделы и главы, которым даны соответствующие наименования. Наименование Общей и Особенной частей УК отражает их содержание и направленность. Главы Общей и Особенной частей УК подразделяются на соответствующие статьи, каждой из которых присваивается порядковый номер и наименование.
Наименование каждой статьи УК отражает содержание ее предписаний и облегчает пользование
Кодексом. Цифровая нумерация и наименование соответствующих статей даются также и при издании отдельных законодательных актов уголовно-правового характера, которые подлежат включению в УК.
Статьи Общей и Особенной частей УК, как правило, подразделяются на соответствующие части, каждая из которых начинается с красной строки. Соответствующим частям статей Общей и
Особенной частей в УК дается цифровое, а в рамках соответствующей части и буквенное обозначение (ч. 1 ст. 83; п. "а", "б", "в", "г" и "д" ч. 3 ст. 86; п. "а", "б", "в", "г" ч. 2 ст. 158 УК).
Общая часть УК состоит из шести разделов и 15 глав, включающих 102 статьи. Особенная часть состоит из шести разделов и 19 глав, включающих 271 статью. В случаях дополнения УК новыми статьями им дается цифровое обозначение статьи, вслед за которой помещается вновь вводимая в УК статья, а вверху указывается порядковый номер в цифровом обозначении
(например, ст. 127.1 ("Торговля людьми"), ст. 127.2 ("Использование рабского труда"), ст. 145.1
("Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат") и др.).
Статьи Особенной части УК, которые не подразделяются на соответствующие части, структурно состоят из диспозиции и санкции. Ту часть статьи, в которой описываются объективные и субъективные признаки конкретного состава преступления, именуют диспозицией этой статьи. Ту часть статьи, в которой предусматривается наказание за совершение соответствующего преступления, называют санкцией. Сказанное выше полностью относится к тем статьям
Особенной части УК, которые подразделяются на соответствующие части, где предусматриваются самостоятельные и диспозиции, и санкции.
В Особенной части действующего УК имеются статьи, носящие общий характер, в которых не содержится указаний на меру наказания (т.е. нет санкции). Например, в ст. 331 УК дается определение понятия преступлений против военной службы, называется круг лиц, которые могут быть субъектами таких преступлений, определяются основания уголовной ответственности за преступления против военной службы, совершенные в военное время или в боевой обстановке.
В статьях Общей части УК и их частях определяются задачи и пределы действия уголовного законодательства в пространстве, во времени и по кругу лиц, устанавливаются основания и принципы уголовной ответственности, другие общие положения уголовного права. Поэтому в статьях Общей части УК нет санкций, где бы указывалось на возможность применения того или иного вида наказания.
3. Структура уголовно-правовой нормы
Статьи Общей и Особенной частей УК и других нормативных правовых актов уголовно- правового характера являются юридической формой объективации норм уголовного права.
Соотношение статьи уголовного закона или части соответствующей статьи с отдельной нормой уголовного права таково, что в одних случаях статья или часть статьи УК совпадает с отдельной нормой уголовного права, в других случаях в статье УК или иного правового нормативного акта содержится несколько норм уголовного права (см., например, ст. 180 - "Незаконное использование товарного знака").
Норма уголовного права - это общеобязательное правило, сформулированное в статье или части статьи УК или иного нормативно-правового акта, рассчитанное на неопределенный круг лиц и на неопределенное число случаев криминального характера.
По своей структуре нормы уголовного права, принадлежащие к институтам Общей и
Особенной частей, существенно различаются. Поэтому с точки зрения теоретического осмысления этих норм и их отличия от норм других отраслей права вполне допустимо и целесообразно отдельное описание структуры норм Общей и Особенной частей уголовного права. Однако в плане практического применения действующего уголовного законодательства предпочтительнее рассмотреть особенности структуры отдельных статей или частей статьи УК, а также виды диспозиций и санкции статей либо их частей.
Вычленение в структуре статьи или части статьи уголовного закона диспозиции и санкции имеет практический смысл лишь применительно к статьям Особенной части УК. Применительно к статьям Общей части вычленение в их структуре диспозиции и санкции имеет лишь теоретическое
(познавательное) значение.
Под диспозицией статьи (части статьи) УК понимают ту ее часть, в которой дается описание или характеристика объективных и субъективных признаков определенного вида общественно опасного поведения, признаваемого преступлением.
Под санкцией статьи (части статьи) УК понимают ту ее часть, в которой указываются вид и размер уголовного наказания, подлежащие применению в случае совершения лицом предусмотренного в диспозиции статьи преступления.
Сторонники точки зрения о трехчленной структуре норм уголовного права вычленяют также гипотезу уголовно-правовой нормы, под которой понимаются те условия, при наличии которых соответствующее общественно опасное деяние признается преступлением.
В статьях Особенной части УК не описываются признаки гипотезы нормы, поэтому учение о гипотезе имеет отношение к так называемой логической норме уголовного права. А коль скоро, как уже отмечалось выше, нормы уголовного права Общей и Особенной частей действуют применительно к отдельному криминальному случаю системно, то отпадает необходимость в использовании понятия логической нормы уголовного права и такого ее структурного элемента, как гипотеза.
В зависимости от способа описания диспозиции статьи или части статьи Особенной части уголовного закона различают статьи с простой, описательной, ссылочной и бланкетной диспозициями.
Диспозиция статьи (части статьи) считается простой, когда в ней не раскрываются объективные и субъективные признаки определенного деяния, а лишь указывается на наименование данного деяния или какую-либо его существенную черту.
Например, в ч. 1 ст. 126 УК ее диспозиция описывается всего двумя словами - "Похищение человека". Прибегая к использованию простой диспозиции, законодатель, вероятно, исходит из предположения, что такое описание преступного деяния вполне доступно для понимания широкого круга населения и правоприменителя.
Под описательной понимается такая диспозиция статьи Особенной части УК (части статьи), где более или менее подробно обрисовываются объективные и субъективные признаки соответствующего преступного деяния.
Примером может служить диспозиция ст. 125 УК, в которой признаки объективной и субъективной сторон состава оставления в опасности описываются следующим образом:
"Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние". Большинство статей УК предусматривает описательные диспозиции, что облегчает деятельность правоприменителя при квалификации содеянного, отграничении смежных составов преступлений.
Разновидностью описательной диспозиции является диспозиция с альтернативными признаками объективной стороны преступления. Примером ее является диспозиция ч. 1 ст. 223
УК, согласно которой состав незаконного изготовления оружия предполагает "незаконные изготовление или ремонт огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, а равно незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств".
Под ссылочной понимается такая диспозиция, которая отсылает для уяснения предусмотренного в ней состава к другим частям или статьям УК. Например, в ч. 4 ст. 166 УК
("Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения") говорится: "Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия".
Бланкетной считается диспозиция статьи УК, в которой описываются признаки соответствующего преступного деяния путем указания на нарушение каких-либо правил (иногда специальных понятий), установленных или определяемых в нормативных правовых актах иных отраслей права. В данном случае без использования соответствующих нормативных актов других отраслей права невозможно установить в полном объеме признаки объективной стороны того или иного состава преступления.
Так, в ч. 1 ст. 264 УК предусматривается уголовная ответственность за нарушение лицом, управляющим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. А какой пункт правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства нарушен в данном конкретном случае, можно определить лишь путем обращения к
Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета
Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090. Признаки тяжкого вреда здоровью человека устанавливаются судебно-медицинским экспертом на основании Правил судебно- медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью.
В зависимости от особенностей конструкции санкции в теории уголовного права различают санкции абсолютно определенные и относительно определенные.
Абсолютно определенной признается санкция, в которой предусматривается только один, точно определенный вид и размер наказания или альтернативные точно определенные виды наказания. При абсолютно определенной санкции ограничиваются возможности суда в отношении индивидуализации подсудимому наказания. Поэтому в законодательной практике такие санкции предусматриваются крайне редко. В действующем УК нет ни одной абсолютно определенной санкции.
Относительно определенной санкцией считается такая, в которой допускается возможность избрания того или иного вида наказания в определенных пределах между его минимальным и максимальным размерами.
При конструировании относительно определенных санкций используются два приема: а) в санкции статьи указывается только максимальный размер данного вида наказания; б) в санкции статьи устанавливаются как минимальный, так и максимальный размер данного вида наказания.