Файл: Логистическая технология JIT (Теоретические основы логистической концепции JIT).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как только созданы все предварительные условия для системы канбан (такие как рациональная разработка производственных процессов, стандартизация операций и выравнивание производства), вводятся предварительные канбаны как основа для дальнейшего внедрения полноценной системы «точно-в-срок».

Глава 3. Практическое применение JIT

3.1.Тенденции развития и перспективы JIT.Система JIT II

Мы рассмотрели основы концепции JIT и убедились в потенциале системы по созданию конкурентного преимущества. В данной главе будет рассматриваться будущее этого новаторского способа производства.

В ближайшем будущем будет происходить «возврат к основам» - данный термин был впервые введен Эджи Тойода в декабре 1993 г. Характерное для 1980-х стремительное увеличение числа продуктов ныне замедлилось. Для выравнивания колебаний в длительности операций на разных рабочих местах между ними создаются небольшие резервные запасы. Запасы отдельных видов готовой продукции специально увеличиваются для того, чтобы обеспечить более высокий уровень сервиса. Аналогично создаются дополнительные запасы сырья и материалов, чтобы подстраховаться на случай задержки поставок. Ради уменьшения пробок на дорогах и снижения загрязнения окружающей среды - как признание ответственности перед обществом - сами поставки происходят реже. В целом, экономические реалии приуменьшают революционное рвение и распространение JIT.

Возврат к основам должен упрочить позиции JIT на массовых рынках потребительских товаров. JIT, однако, не сможет удовлетворить потребности тех покупателей, что нуждаются в высоком уровне вариабельности. Для этого необходимы гораздо большая гибкость и намного более короткое время выполнения заказов. Это самая главная проблема долгосрочного развития JIT. Необходимо будет создать более гибкое производство смешанного модельного ряда, в котором не будет практически никаких ограничений на число конфигураций продукта, причем все они могут быть быстро построены при поступлении соответствующего заказа. Как скоро это произойдет, зависит от темпов развития необходимых производственных процессов и информационных технологий, а также от того, будут ли созданы системы, в которых эти технические аспекты объединятся с гибкой, лояльной и заинтересованной рабочей силой. 23


JIT II

Современные технологии JIT и логистические системы стали более интегрированными и комбинируются из различных вариантов логистических производственных концепций и распределительных систем, таких как системы, минимизирующие запасы в логистических каналах, логистические системы быстрого переключения, выравнивания уровня запасов, групповые технологии, превентивное гибкое автоматизированное производство, современные логистические системы всеобщего статистического контроля и управления циклами качества продукции и т. п. Поэтому в настоящее время такие технологии принято относить к новой версии концепции "точно в срок" - концепции JIT II.

Поначалу JIT-системы вызывали к себе враждебное отношение из-за нажима на поставщиков и предъявления к ним повышенных требований по качеству поставок. Система JIT II разработана для достижения гармонии в отношениях обеих сторон. Основанная на совместном использовании информационных данных и, в первую очередь, самых свежих прогнозов продаж, система JIT II опирается исключительно на доверие и взаимопонимание, поскольку только сообща компании могут разрешить серьезные расхождения в своих интересах.

Системой JIT II называют систему JIT усовершенствованную фирмой BOSE (Фремингем, штат Массачусетс) производителем аудиосистем. Эта система подразумевает тесную связь продавца и покупателя и используется при закупках в промышленных масштабах. На практике вместо покупателя и продавца мы видим, что сотрудник фирмы-поставщика сидит в офисе своего клиента в отделе, занимающегося закупкой. Он уполномочен принимать заказы на закупки у клиента и размещать заказы, по сути, у самого себя. Сотрудник фирмы-поставщика, работающий на заводе, также уполномочен заниматься «совместной работой» там, где находится завод, посещая все совещания по проектированию и дизайну, затрагивающие сферу производства данной компании. Если такая совместная деятельность осуществляется правильно, то система JIT II должна устранять излишки запасов продукции, которые бывают и у покупателя и у продавца, участвующих в совместной работе. Кроме того, покупатель и продавец могут более эффективно составлять перспективные планы. В сущности, компания BOSE пользуется знаниями и опытом персонала своих поставщиков для улучшения качества продукта и сокращения затрат. BOSE Corporation имеет подобные отношения с несколькими фирмами, создавая стоимость с помощью подобного стратегического партнерства.24

Основной целью логистической концепции JIT II является максимальная интеграция всех логистических функций фирмы для минимизации уровня запасов в интегрированной логистической системе, обеспечение высокой надежности и уровня качества продукции и сервиса для максимального удовлетворения запросов потребителей. Системы, основанные на идеологии JIT II, используют гибкие производственные технологии выпуска небольших объемов готовой продукции группового ассортимента на базе раннего предсказания покупательского спроса.


3.2. Применение концепции JIT в России

В современных условиях деятельность отечественных производителей должна быть ориентирована на выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции при максимальном снижении затрат на ее производство. Именно поэтому особую значимость приобретает использование передовых концепций, таких как Just-in-time.

Так же стоит отметить, что значительную долю оборотных средств российских предприятий 1990-х годов (иногда до 90 %), составляли дебиторская задолженность и запасы. Как было показано выше, система JIT позволяет избавиться от страховых запасов, иммобилизующих денежные средства предприятия. Высвобожденный из запасов капитал можно вложить в оборот.25

Итак, мы пришли к выводу, что эффективное управление запасами является важной и актуальной проблемой, как для России, так и для всего мира.

Не случайно среди первопроходцев JIT в США стали Ford, General Motors, Hewlett-Packard, Intel, Motorola и многие другие крупные производители. Именно внедрение JIT во многом позволило данным промышленным гигантам отстоять свои рыночные позиции.

Сферой применения Just in time могут быть предприятия малого и среднего размера, производство на которых осуществляется короткими циклами с небольшими объемами производимой продукции или крупные предприятия, производящие достаточно однородную продукцию (массовое производство). Так Just in time получила распространение на всех американских и западноевропейских корпорациях, действующих на остроконкурентных рынках. Это Mitsubishi, Volkswagen, Boeing и Nokia.26

JIT применяется также в транспортной логистике и в дистрибуции. Например, компания TNT logistics управляет процессом поставки комплектующих из американских подразделений BMW. В задачи компании входит контроль за своевременным поступлением на предприятие как различных изделий, так и необходимых товаросопроводительных документов.

Just in time становится популярным и в России, несмотря на трудности, обусловленные, в частности, отечественным менталитетом и отсутствием налаженной системы логистики. Ряд крупных российских компаний уже пытается внедрить у себя JIT. Например, КамАЗ, АВТОВАЗ и «Уралсвязьинформ». На Ульяновском автозаводе внедрение системы привело к экономии времени на 20%. В 2003 году пас также перестроил свое производство в соответствии с концепцией JIT.

Некоторые принципы JIT могут быть также применены при найме персонала. Такой метод эффективен для предприятий, чья специфика позволяет серьезно экономить ресурсы, нанимая временных работников точно в тот период, когда они необходимы (например, в период сезонного увеличения объемов работ), вместо того, чтобы содержать большой штат постоянных работников.


Just in Time применим даже в строительстве. Так, российско-чешская строительная компания «U-Group» предлагает свои услуги в проектировании и строительстве объектов с использованием быстровозводимых стальных конструкций, применяя JIT.

С мая 2003 года ОАО «Северсталь» начал осуществлять поставки металлопроката на ООО «Катерпиллар Тосно» по принципу JIT, то есть по мере необходимости заказчика в том или ином материале. Кроме того, в России поставки по системе JIT осуществляет такая компания как Мастер-СНАБ, ведущий поставщик промышленного оборудования и лидер в области комплексного снабжения на рынках Твери, Тверской и Московской областей. Компания «ЕВРОСИБ-Логистика» предлагает доставку по системе JIT автокомпонентов и труб большого диаметра.

Система JIT в торговле предполагает, что товары поступают на полки «прямо с колес». К примеру, в Москве действует сеть магазинов самообслуживания «АБК», поставки в которые осуществляются по системе JIT. Применение данного принципа позволило увеличить объем торговых площадей за счет складских помещений, избежать затоваривания и обеспечить высокий уровень наполнения заявленного ассортимента.

Однако, все равно сложно сказать, что концепция JIT получила широкого применение в России. Этому есть ряд объективных причин.

Первая причина - это нестабильность экономики, и в частности инфляции. У предприятий в этом случае предстоит выбор между дополнительными расходами на содержание запаса и избеганием расходов, связанных с закупками по повышенным ценам.

До настоящего времени многие российские предприятия склоняются к первому варианту - содержание дополнительного запаса. Это связано также и с тем, что реальная доходность (номинальная доходность - инфляция) у многих предприятий была отрицательной и высвобождение капитала из запасов для вложения в оборот было невыгодно.

Но стоит отметить, что в данный момент времени, эта проблема не является столь актуальной. Предприятия могут спрогнозировать инфляцию, спрогнозировать свои прибыли. Следовательно, предприятиям нужно избавляться от лишних запасов, в том числе с помощью внедрения JIT.

Вторая причина - неразвитость рыночной инфраструктуры. Как правило, при внедрении JIT, предприятие старается выбрать небольшое количество поставщиков, отличающихся высокой степенью надежности поставок, так как любой сбой в поставках может нарушить производственное расписание. О том, насколько важна надежность поставщиков, говорит тот факт, что американские и европейские производители смогли внедрить концепцию JIT только через 10-15 лет после японцев в основном из-за низкой надежности поставок. В концепции JIT поставщики становятся по существу партнерами производителей готовой продукции в их бизнесе.


В России 1990-х годов никто не был застрахован от невыполнения поставщиком своих обязательств (срыв сроков поставки, поставка некачественной продукции, либо ее недоставка вообще).

Но, постепенно ситуация с поставщиками улучшилась, недобросовестным контрагентам пришлось уйти с рынка и остались наиболее сильные и корректные поставщики.

Кроме того, статья 933 ГКРФ ч.2 посвящена новому, нетрадиционному для нашей практики виду страхования - страхованию предпринимательского риска, общим образом определенному в п.2 ст. 929, и этот риск может включать риск перерыва в производственной и коммерческой деятельности, риск неплатежей, задержки в доставке товаров, риск ответственности производителя за выпуск опасной для пользователя и окружающих продукции, включая ответственность производителя и продавца по Закону о защите прав потребителей.27

Более того, в последнее время на рынке страхования появились фирмы, которые занимаются данным видом страхования.

Третья причина - нетребовательность потребителя. Российский рынок в большинстве своем был дефицитен и поглощал почти всю продукцию, которая попадала на рынок, то есть потребитель был непривередлив.

В данный момент рынок насыщен, появились высококонкурентные рынки, одним из методов борьбы (конкурентным преимуществом) на котором может быть система JIT. Кроме того, потребителю нужен не только дешевый, но и качественный товар. Система JIT, как было сказано выше, позволяет производить качественный и дешевый товар (используя философию TQM).

Последней причиной является то, что руководители не осознавали важность внедрения таких методов управления, как: стратегический менеджмент, маркетинг, логистика и в частности JIT. Так как многие предприятия в 1990-х годах находились в кризисном состоянии, впрочем, как и вся экономика страны, предприятиям нужно было удержаться “на плаву”, вполне естественно, что руководители в этих условиях думали о сегодняшнем дне, а никак о перспективах на год. Данная причина в настоящее время является также не актуальной.

Проанализировав все вышеизложенное можно прийти к следующему выводу: в настоящее время нет причин, которые бы могли воспрепятствовать внедрению системы JIT на российских предприятиях. Но, как мы увидели, это становится возможным лишь в последнее время, хотя российские специалисты предлагали внедрить японский опыт уже в начале 1990-х.

Следует отметить также и тот факт, что скоро России предстоит вступление во Всемирную торговую Организацию и общеизвестно то, что Россия производит дешевую и не высокого качества продукцию. Как было сказано выше, система JIT позволяет производить дешевый продукт с высоким качеством (TQM). Таким образом, система JIT позволит выжить российским предприятиям в условиях конкуренции не только на российском, но и на мировом рынке.