Файл: Контрольная работа по дисциплине Социокультурная коммуникация Вариант 18 Руководитель Король Е. А.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Кумертауский филиал
федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Оренбургский государственный университет»
(Кумертауский филиал ОГУ)
Кафедра общеобразовательных дисциплин и IT-технологий
Контрольная работа по дисциплине
«Социокультурная коммуникация»
Вариант 18
Руководитель
_______________ Король Е.А.
« _____ »_____________2023г.
Исполнитель
студент гр. З-21ЭЭ(б)Э(у)-2
________ Газизов А.Р.
« _____ »_____________2023г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Кумертауский филиал
федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Оренбургский государственный университет»
(Кумертауский филиал ОГУ)
Кафедра общеобразовательных дисциплин и IT-технологий
Комплект заданий для контрольной работы
по дисциплине «Социокультурная коммуникация»
Вариант 18
Задание 1. Напишите реферат на тему «Образы мужчин и женщин в массовом сознании».
Задание 2. Как Вы понимаете высказывание Катона: "Речь умеет, и скрыть, и раскрыть человеческий облик". Обоснуйте свой ответ примерами.
Задание 3. Выберите правильный ответ:
1. Соотнесите:
1. этап (а) Вхождение в контакт.
2. этап (б)Передача информации.
3. этап (в) Детальное обоснование предложений
4. этап (г)Привлечение внимания участников
2. Позиция, применяющаяся в процессе ведения переговоров, для которой характерно: выжидание, внимательное оценивание позиций оппонентов, минимальное участие в дебатах.
а) Мягкая позиция
б) Жёсткая позиция
в) Нейтральная позиция
3. В форму делового общения не входит:
а) беседа;
б) встреча без галстуков;
в) переговоры.
Задание 1. Напишите реферат на тему «Образы мужчин и женщин в массовом сознании».
Содержание
Введение 4
Образы мужчин и женщин в массовом сознании 6
Негативная роль гендерных стереотипов 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Введение
В современном обществе очень популярна идея равенства полов. Но так ли они равны на самом деле? Или люди до сих пор пользуются веками накопленными стереотипами, которые пусть и не в явной, а скрытой форме, но влияют на поведение и отношение полов друг к другу? На наш взгляд это очень важные вопросы, которые крайне актуальны, так как в настоящее время в современной науке большое внимание стало уделяться проблеме гендера (gender - социальный пол) и развития гендерного направления гуманитарных наук.
В этой работе речь идет о том, как общественное сознание представляет себе образы мужчин и женщин, исходя из сложившихся веками стереотипов, т. е. убеждений. Вы узнаете, что эти стереотипы распространяются и на младенцев, хотя они не успели еще обзавестись мужскими и женскими чертами характера. Говорится также о неравенстве мужчин и женщин в социальном и правовом статусе и причинах этого. В заключение обсуждается вопрос о взглядах общества на социальное предназначение мужчин и женщин.
Для этого ставятся следующие задачи:
-
Дать теоретический анализ проблемы стереотипов -
Описать наиболее ярко выраженные стереотипы, представления полов друг о друге.
Образы мужчин и женщин в массовом сознании
Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и особенностей их поведения.
И. Броверман с соавторами (1972) попросили юношей и девушек дать характеристику типичному мужчине и типичной женщине. В результате выявился различный набор качеств (табл.1)
Мужчина | Женщина |
Агрессивный Предприимчивый Доминирующий Независимый Скрывающий эмоции Любит математику и науку Обладает деловыми навыками Знает, как осваивать мир Легко принимает решения Самодостаточен Свободно говорит о сексе с другими мужчинами | Тактичная Проявляет расположение Нежная Не использует грубых выражений Понимает чувства других Разговорчивая Религиозная Интересуется собственной внешностью Ценит искусство и литературу Сильно нуждается в защите Аккуратная в привычках Спокойная |
Таблица 1 - Стереотипы типичных черт мужчин и женщин
Полоролевые стереотипы в неменьшей степени присущи и профессионалам, близко знакомым с психологией. Изучили описания мужчин и женщин, данные клиническими практиками, психиатрами и социальными работниками. Обнаружилась общая для них установка, что компетентность больше присуща мужчине, чем женщине. Женщины же характеризовались как более послушные, менее объективные и подверженные внешнему влиянию, менее агрессивные и состязательные, легко раздражающиеся по незначительным поводам.
Обнаружено также, что мужчины демонстрируют гораздо большую согласованность в отношении типично мужских качеств, чем женщины — женских.
Общая закономерность состоит в том, что мужчины воспринимаются как властные, независимые, агрессивные, доминирующие, активные, смелые, неэмоциональные, грубые, прогрессивные и мудрые.
О женщинах, напротив, говорят как о зависимых, кротких, слабых, боязливых, эмоциональных, чувствительных, нежных, мечтательных и суеверных. При этом в ряде стран при описании мужчин и женщин была своя специфика. Например, в Нигерии слова заносчивый, грубый, ленивый, шумный были отнесены к женщинам. В Японии хвастливыми, несносными и неорганизованными тоже были женщины. В одних странах (Германия, Малайзия) дифференцировка полов была резко выраженной, в других (Индия, Шотландия) — слабо выраженной. В ряде стран описание мужчин было более отрицательным.
Интересно, что при составлении своего индивидуального самопортрета 25 % женщин употребили прилагательные, более характерные для описания типичных мужчин, а такое же количество мужчин описали себя как типичных женщин.
По мнению восьмиклассниц и девятиклассниц, мужчина должен быть смелым, сильным, настойчивым, гордым, рыцарем (должен ухаживать за девушкой и защищать ее, уважать женский пол, быть снисходительным, внимательным, благородным по отношению к женщине). Женщина, по мнению девочек, должна быть ласковой, нежной, мягкой, но, давая эти характеристики, девочки, как правило, не трансформируют их в эталон поведения по отношению к мужчине.
Негативная роль гендерных стереотипов
В последние годы представления о мужских и женских половых ролях подвергаются критике со стороны ряда авторов.
Представители новой точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической напряженности мужчин и непригодны для воспитания мальчиков. Указывается, что эти стереотипы не подходят большинству мужчин. Более того, они вредны, потому что мужчины, не принимающие их, подвергаются общественному осуждению; те же, кто пытается им следовать, совершают над собой насилие.
Надо признать, что существующие в обществе гендерные стереотипы действительно могут играть негативную роль, во многом искажая истинную картину.
Первый отрицательный эффект заключается в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем есть в действительности. Показано, однако, что мужчины и женщины воспринимают гендерные различия довольно значительными в тех областях, где их пол рассматривается положительно, а при рассмотрении негативных сторон различия стараются преуменьшить (1989).
Второй отрицательный эффект половых стереотипов — это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события. Это наглядно проявилось при восприятии взрослыми детей разного пола.
Характерно, что уже пятилетние дети обладают стереотипным восприятием детей разного пола. Исследования показали, что одного и того же ребенка пятилетние дети описывали как большого, некрасивого, шумного и сильного, если считали его мальчиком, и как красивую, спокойную, слабую, если считали его девочкой.
Сходный эффект выявлен и при оценке родителями способностей своих детей. Экклз (1984) показала, что родители, исходя из существующего стереотипа, оценивали способности сына к математике как более высокие, нежели дочери, даже в том случае, когда их успеваемость была одинаковой.
В исследованиях ряда авторов показано, что родители объясняют хорошую успеваемость по математике мальчиков их способностями, а такую же успеваемость девочек — их старанием. Вероятно, это действительно может иметь место, но не всегда.
Третий отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу.
Для лица мужского пола прослезиться — значит нарушить норму мужественности. В результате у мальчиков может развиться фемифобия, т. е. страх перед проявлением у себя женственности. У взрослых мужчин появление этого страха может быть обусловлено представлениями о том, что гомосексуализм присущ мужчинам с чертами женственности.
Поэтому мужчины с выраженным традиционным подходом к мужской роли могут считать, что раз мужчина не должен быть эмоциональным, то незачем совершенствовать экспрессивные способности и способность понимать эмоции других. В результате природные различия между мужчинами и женщинами еще больше увеличиваются.
Заключение
В соответствии с поставленными целями мы в данном исследовании осветили вопрос о гендерных стереотипах современного общества. Итак, гендерные стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.
Стереотип не только выделяет среднее статистическое мнение, но задает норму, упрощенный или усредненный до предела образец социально одобряемого поведения. Шаблоны, в том числе и вербальные, предшествуют самому действию: каждый индивид , вступая в социальный мир, обязан выбирать из готового набора стереотипов. То же время стереотип может выступать и в качестве руководства к действию: люди не только опознают привычные образы, но и стараются им следовать, чтобы быть понятыми другими и собой. При этом предписания и исполнения, соответствующие мужественности и женственности, могут быть различны для разных поколений, разных этнокультурных и религиозных групп, разных слоев общества.
Список использованной литературы
-
Белая Е.Н. Теория и практика межкультурной коммуникации. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2018. – 208 с. -
Кошевая, И. П.. Профессиональная этика и психология делового общения / И. П. Кошевая, А. А. Канке. - Москва: Форум: ИНФРА-М, 2022. - 304 с. -
Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. – М.: Дело, 2019. – 439 с. -
Лекарева Т.А. Риторика: учеб.-методическое пособие. – Белгород: Кооперативное образование, 2021. – 120 с.
Задание 2. Как Вы понимаете высказывание Катона: "Речь умеет, и скрыть, и раскрыть человеческий облик". Обоснуйте свой ответ примерами.