Файл: 1 Теоретический анализ проблемы структуры самосознания 1 Понятие самосознания в современной психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Теоретический анализ проблемы структуры самосознания
1.1 Понятие самосознания в современной психологии
Прежде обратимся к понятию самосознания как психологического феномена в исследованиях отечественных ученых. Так, В.В. Столин характеризует самосознание как совокупность психических процессов, благодаря которым происходит выделение личности из окружающего мира, проявление ее внутренней сущности, изменение отношения к прошлому, настоящему и будущему [21]. И.С. Кон соотносит самосознание с пониманием сущностных сил человека, с его саморазвитием и совершенствованием [7]. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, самосознание человека можно охарактеризовать как феномен, являющийся результатом познания, но не присутствующий непосредственно в переживаниях [17]. По мнению В.С. Мухиной, самосознание представляет собой универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологическую структуру личности [11]. А.Н. Леонтьев характеризует самосознание личности как осознание себя в системе общественных отношений [9]. С точки зрения А.Г. Спиркина, самосознание предполагает осознание характеристик, на основе которых личность получает возможность самооценки, понимания и принятия своей жизненной позиции, смысла существования [20]. По мнению В.С. Мерлина, самосознание предполагает понимание человеком собственной личности как субъекта деятельности, причем самосознание рассматривается им как вторичное образование по сравнению с отношениями субъекта, которые проявляются в деятельности [10]. Ю.Б. Гиппенрейтер характеризует самосознание как образ «я» и самоотношение [5]. С точки зрения А.Б. Орлова, самосознание определяется через самоотождествление и самопринятие человека [14].
В фундаментальных психологических исследованиях зарубежных ученых феноменология самосознания анализируется несколько иначе, чем в отечественной науке, и часто отождествляется с я-концепцией. Так, У. Джеймс одним из первых психологов разрабатывая проблематику я-концепции, анализирует личностное «я» как двойственное образование, в котором объединяются и одновременно существуют я-сознающее (процесс познания самого себя, чистый опыт) и я-как-объект (содержание опыта)[6]. Психоаналитические взгляды З. Фрейда на сущность самосознания обнаруживаются преимущественно при отображении самоопределения личности. Анализируя проблематику внутренней структуры «я», автор подчеркивает доминирование в ней бессознательных инстанций [22]. К. Хорни указывает, что ключевым аспектом феномена самосознания являются иллюзорные представления о себе [23]. Взгляд Э. Эриксона обращен к социально-культурному аспекту становления сознательного «я», в котором автор выделяет восемь этапов. В то же время в формировании самосознания личности автор отводит равную роль как социуму, так и самому индивиду [25]. Ч. Кули и Дж. Мид подчеркивают, что самосознание - это интериоризация индивидом символов, характерных для его общества, которые усваиваются благодаря взаимодействию с другими людьми. Для Ч. Кули самосознание ассоциируется с неким «зеркальным "я"», возникающим в сознании человека как реакция на обратную связь, получаемую от других людей. Эта информация способствует формированию самопредставления и самооценки человека и в конечном счете определяет развитие его я-концепции. По мнению Дж. Мида, самосознание можно охарактеризовать как преобразованную и перенесенную вовнутрь точку зрения других людей о данном субъекте. Р. Бернс рассматривает самосознание как совокупность я-реального и я-идеального. Под я-реальным подразумевается представление человека о самом себе, то есть своих способностях, социальных ролях, статусе, под я-идеальным - желаемый образ личности [2]. В русле гуманистической психологии К. Роджерс усматривает под я-концепцией восприятие индивидом самого себя и механизм регуляции поведения человека [16].
В целом анализ отечественных и зарубежных исследований самосознания позволяет классифицировать имеющиеся точки зрения на сущностную характеристику понятия следующим образом: 1) направленность сознания на самого себя (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.С. Мерлин, З. Фрейд, И.И. Чеснокова); 2) наличие самоанализа, обеспечивающего содержательное наполнение самосознания (Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова); 3) проявление самоотношения личности (Ч. Кули, В.С. Мерлин, Дж. Мид, С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, И.И. Чеснокова); 4) присутствие регулирующей роли самосознания по отношению к внешнему миру (Р. Бернс, И.С. Кон, Дж. Лёвинджер, В.С. Мерлин, К. Роджерс, В.В. Столин, К. Хорни, И.И. Чеснокова, Э. Эриксон).
1.2 Развитие самосознания личности
Основным механизмом формирования самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации. В.В. Столин выделяет следующие феномены:
1) Принятие точки зрения другого на себя.
Действительно, в процессе межличностного взаимодействия ребенок усваивает значимые для него точки зрения других людей и, присваивая их себе, формирует самосознание. В процессе принятия точки зрения других важно и оценить себя, опираясь на отношение других людей. Усваивается ребенком следующее:
а) ценности, параметры оценок и самооценок, нормы;
б) образ самого себя, как носителя определенных способностей и качеств;
в) отношение к себе родителей, выражаемое ими посредством эмоциональных и когнитивных оценок;
г) самооценки самих родителей, то есть самооценка родителей или одного из них может стать самооценкой ребенка;
д) способ регуляции поведения ребенка родителями и другими взрослыми, который становится способом саморегуляции.
2) Прямое и косвенное внушение.
Примерами внушения могут быть следующие: волевые и моральные качества, дисциплинированность, интересы, способности, оценочные характеристики.
3) Трансляция ребенку оценок, стандартов.
Родители всегда вооружают ребенка его конкретными оценками, целями поведения, идеалами, планами, стандартами исполнения действий. Если все они реалистичны, то есть соответствуют возможностям ребенка, то достигая их, он повышает и свою самооценку, свой уровень притязаний, формируя тем самым позитивную «Я»-концепцию.
4) Система контроля.
Речь идет о влиянии системы контроля за ребенком, стиля воспитания, избираемого родителями на «Я»-концепцию ребенка. Контроль над поведением ребенка может осуществляться либо по линии предоставления автономии ребенку, либо по линии жесткого контроля. Кроме того, сам контроль может осуществляться двумя способами: либо поддержанием страха перед наказанием, либо вызыванием чувства вины или стыда. Наконец, контроль может быть абсолютно последовательным, либо случайным и непредсказуемым. С точки зрения формирующегося самосознания важно отдавать себе отчет, как система контроля, используемая родителями, трансформируется в систему самоконтроля за поведением у самого ребенка.
5) Система комплементарных отношений.
Речь идет о характере отношений, складывающихся между родителями и ребенком, которые могут предполагать:
а) равенство общающихся;
б) функциональное неравенство, то есть неравенство, задаваемое ситуацией, статусами общающихся;
в) систему трансакций, то есть действий субъекта, направленных на другого человека с целью вызвать в нем желаемое субъектом состояния и поведения (трансакции по Э. Берну).
Очевидно, что чаще всего отношения между родителями предполагают функциональное неравенство, но с возрастом они могут меняться на равноправные отношения.
6) Вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье.
Речь идет о роли семьи в формировании самосознания ребенка. В первую очередь следует охарактеризовать так называемую семейную идентичность, то есть совокупность представлений, планов, взаимообязанностей, намерений, которые создают семейное «МЫ». Именно оно входит в содержание индивидуального «Я» ребенка.
7) Идентификация.
Одним из механизмов формирования самосознания является идентификация, то есть уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу. Идентификация– это и механизм формирования установок личности, и механизм психологической защиты.
Действие названных механизмов помогают ответить на вопрос: «как происходит процесс наполнения «Я-концепции», то есть посредством чего усваивается и присваиваются представления о самом себе [21]
«Я-концепция» играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.
Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими его представлениями, чувствами или идеями, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность во внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.
Если новый опыт, полученный человеком, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, заключена в которой «Я-концепция». Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся «Я-концепции», то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма.
Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться с помощью механизмов психологической защиты личности.
У человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного опыта. «Я-концепция» здесь действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
«Я-концепция» определяет и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются, в конечном счете, его представлениями о себе.
В «Я-концепции» запрограммировано, каким должно быть поведение человека. «Я-концепция» - это представление о «Я», которое может быть верным или неверным, искаженным. Она частично осознана, но частично существует и в бессознательной форме, осознаваясь косвенно, через поведение. «Я-концепция» дает поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его: если в моем «Я» запрограммировано, что я хороший ученик, то я могу преодолеть все соблазны развлечений, свою слабость и лень для того, чтобы подтвердить свое «Я».
Однако если в моем «Я» жестко записано, что я «беспощадный и сильный», то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление великодушия и любви я буду рассматривать как слабость, достойную презрения.
Самосознание работает путем постоянного сравнения реального поведения с «Я-концепцией» и тем самым осуществляет регуляцию поведения. Рассогласование между «Я-концепцией» и реальным поведением порождает страдания. Чем значимей черта, запрограммированная в «Я», тем сильнее ᴨереживается рассогласование. Не подкрепление «Я-концепции» настолько мучительно, что человек реаᴦᴎҏует на него чувством вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Если бы воспоминание об этом сохранилось в памяти, то человек был бы обречен на муки, если бы он не мог защищаться против них с помощью механизмов психологической защиты.
Хотя понятие «Я» предполагает внутреннее единство и тождественность личности, фактически индивид имеет множество разных «образов Я».
«Образ Я» - одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном «образе Я»: отрицательное отношение к себе, неприятие собственного «Я», каковы бы ни были его истоки и причины, всегда ᴨереживаются болезненно. «Образ Я» ассоциируется с такими сᴨȇцифическими чувствами, как гордость или унижение.
Вопрос об истинности «образа Я» правомерен только относительно когнитивных его компонентов. Знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий.
Этапы развития самосознания
Существует несколько этапов развития самосознания и принятие собственного «Я». Формирование самосознания совпадает с этапами психического развития ребенка – становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый период включительно.
Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела – субъективного образа взаимного положения, состояния, движения частей тела в пространстве. Этот образ формируется на основе информации о положении тела и его частей в пространстве, и о состоянии движения органов. Схема тела простирается за пределы физического тела и может включать в себя предметы, долго находящиеся с ним в прикосновении. Ощущения, возникающие у ребенка на основе проприоцептивной и кинестетической информации, создают у него эмоционально окрашенное впечатление комфорта или дискомфорта, то есть то, что можно назвать самочувствием организма. Таким образом, схема тела – изначально первый компонент в структуре самосознания.
Следующей ступенью в формировании самосознания является начало ходьбы. При этом существенно не столько техника овладения, сколько изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми. Относительная автономность ребенка в его передвижении порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. С осознанием этого объективного факта связано первое представление ребенка о своем «Я». С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что не существует «Я» вне отношений к «ТЫ».