Файл: Урок 15 Тема урока Научный комплексвершина экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9 класс Урок № 15

Тема урока: «Научный комплекс-вершина экономики».
Цель: познакомить с составом и географией научного комплекса России. Показать значение научного комплекса в экономике России. Сформировать понятие технополис. Развивать умение работать с текстом, картой.
Содержание урока:

1. Оргмомент.

2. Актуализация опорных знаний:

Устный тест:

1. Соотнесите сферы экономики с этапами развития экономики:

1. Сельское хозяйство а) Индустриальный

2. Промышленность б) Доиндустриальный

3. Сфера услуг в) Постиндустриальный

2. Выбрать города (районы), которые находятся на постиндустриальном этапе развития экономики:

А) Москва, Санкт – Петербург;

Б) Поволжье, Урал, Сибирь;

В) Калмыкия, Тыва, Север России.

3. Какая сфера производства преобладает в экономике России?

А) производственная сфера;

Б) непроизводственная сфера.

4. От какого фактора зависит производство первичного сектора (нижние «этажи») и четвертичного сектора экономики? Почему?

5. Назвать постиндустриальные центра мировой системы:

А) Нью – Йорк, Лондон, Париж, Сингапур.

Б) Нью – Йорк, Лондон, Москва, Токио.

В) Нью – Йорк, Лондон, Рим, Москва, Токио.

3 Мотивация учебной деятельности:

Как вы думаете, без чего невозможен прогресс в современной экономике?

Как вы думаете, что является определяющим фактором для современного этапа развития экономики?

2.Для всех ли отраслей экономики на современном этапе развития важен научный фактор? Приведите примеры.

3.С каким комплексом экономики России мы сегодня познакомимся на уроке?

Дайте определение научному комплексу, вспомните, что такое отрасль и межотраслевые комплексы.

Определение: Научный комплекс –

Работа в парах по формулировке определения научного комплекса, применение полученных знаний на предыдущих уроках.

Работа в тетради (Научный комплекс- это…)

4. Формулирование темы и целей урока.


5. Изучение нового материала:

Работа с учебником стр. 60 таб. 14 «Межотраслевые комплексы России»

Определите функцию научного комплекса и запишите в тетрадь.

Задание №3. Попытайтесь самостоятельно определить основныепроблемы комплекса.

Работа с учебником стр.62 таб.15 «Организации, выполняющие исследования и разработки», стр.2 6 таб.16 «Персонал, занятый исследованиями и разработками». Сделать вывод ответив на вопросы

Как вы думаете, почему происходит сокращение организаций и работников?

Что происходит с учеными, когда их не ценят у себя на родине?

Задание №4

Рассмотрите состав научного комплекса.

Работа с учебником стр.61 рис. 24 «Состав научного комплекса».

Определите, в каких секторах больше практики, а в каких теории. Существует ли взаимосвязь между секторами? Обоснуйте свой ответ.

Задание №5

 Рассмотрим географию российской науки. Работа с учебником стр. 63 карта «География научных центров России». Ответьте письменно на вопросы к карте.

Задания по карте:

1.Назвать главные центры науки.

2.Назвать центры науки на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке.

(Урал- _, Сибирь- _, Дальний Восток- _)

3.Вывод. Объясните причины размещения центров науки.

Задание №6

Рисунок 26

Дайте определение технополиса.

Что такое технополис?

Работа с учебником стр.64 определение записать в тетрадь. Используя рисунки и текст параграфа создать схему «Структура технополиса»

Рассмотрите географию технополисов. 9рис. 27)

Задание. Работа с учебником стр.68 карта «География технополисов»

-Назовите центры. Сделать вывод (письменно).

6. Закрепление полученных знаний. Тест

1. Как изменилась численность ученых в 90-ые годы?

А) сократилась;

Б) увеличилась.

2. Почему главными центрами науки России являются Москва и Санкт – Петербург?



А) Крупные города, где сосредоточены учреждения науки и образования и потребители науки.

Б) Столичные города.

В) Находятся предприятия, которые используют научные разработки.

3. Центр Уральского отделения РАН:

А) Уфа;

Б) Челябинск;

В) Екатеринбург.

4. В каком регионе России наблюдается концентрация технополисов?

А) Подмосковье;

Б) Урал;

В) Сибирь.

5. Где воплощаются научные идеи технополиса?

А) в научном центре;

Б) на опытном предприятии;

В) в промышленности.
7. Рефлексия:

Вспомните еще раз цели урока. Достигли вы заданных целей?

В какой степени?

Что мешало?

Оцените свою работу на уроке.

Посмотрите на экран и продолжите предложения:

-Мне урок понравился (не понравился), потому что…

-Этот урок лучше (хуже) чем обычный, потому что…

-Мои успехи…

-Мои промахи…

-Каким бы я хотел видеть на уроке себя…

-Я бы хотел ещё..................

-Главным своим результатом я считаю.........
8. Итог уроков: вывод по уроку, оценка работы. Д/З п.14