Файл: Класс 5 Язык обучения русский Четверть.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формативное оценивание

Предмет: История Казахстана

Класс: 5

Язык обучения: русский

Четверть: 2

Раздел

Тема

5.2В. Саки

Кем был «Золотой человек»?

Цели обучения


5.2.1.2 – описывать мировоззрение древних племен

Уровень мыслительных навыков

Знание, понимание, применение

Критерии оценивания

Связывают религиозные представления саков с современностью


Задание

Религиозные представления саков имели ярко выраженную военную окраску, а главными были - культ вождя и царя. Царь считался - избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. От его физической мощи и духовной энергии зависло благосостояние народа. Он был воплощением всех слоев народа. Он проводил первую борозду на весенней пахоте. Царей и вождей отождествляли с солнечным божеством.Саки поклонялись силам природы - солнцу, ветру, гран; грому. По их представлениям боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, конь - бог солнца и огня; кабан - бог грома. Кочевые племена больше поклонялись солнцу, огню, а оседлые племена - священной земле.В святилищах, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, совершали обряды достижения, плодородия. связанные с соблюдением культа предков, культа огня. Археологами обнаружены, что у саков Семиречья существовали «храмы огня».С VII в. до н.э. у населения обширной зоны степей Казахстана, Сибири, Поволжья и юга Европы возник в искусстве так называемый «звериный стиль». Главная тема-изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. Ими украшали ювелирные украшения, оружия, одежда. конскую сбрую, бронзовые котлы и жертвенники. Сюжетной основой «звериного стиля» были сохранившиеся с глубокой древности мифы о происхождении людей от различных животных. Это своего рода особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. В III-II вв. до н. э. этот стиль постепенно утратил реалистическую основу, превратился в орнаментальную схему, а в начале нашей эры вовсе исчез.

http://lms.nci.kz/history/view?f=66&id=5&lang=rus



1. Почему был развит именно «звериный стиль»?
.................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

2.Какое место в жизни саков занимало поклонение природным явлениям?

..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

3. Имеются ли сегодня пережитки поклонения природным явлениям? Приведите пример

...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Критерии оценивания

Дескрипторы

Знание и понимание

Применение

применение

  1. Называет две причины развития «звериного стиля»

  2. Определяет роль природных явлений в жизни саков.

  3. Выявляет пережитки поклонения природным явлениям в современном обществе. Приводит 2 примера



Приложение 1
Иссыкский курган дает нам представление о так называемом зверином стиле, главным достижении культуры эпохи железа. Речь идет о тех маленьких, искусно сделанных фигурках животных, которые нашиты на костюм, шапку, украшают оружие.  Большая часть фигурок сделана из дерева и лишь покрыта тонкой золотой фольгой. Кочевники не могли иметь много вещей, но старались, чтоб те немногие, что у них были, несли и эстетическую, и сакральную функции. Каждая фигурка имела определенный символический смысл. В могиле Золотого человека был найден кинжал, украшенный грифоном. Грифон – символ верховной власти. Это то мистическое животное, которое может существовать в трех мирах.…О грифах писали еще греки: «Имеется и золото в Индийской земле, которое, однако, не в реках разыскивают и промывают, но в обширных и громадных горах, в которых обитают грифы, четвероногие птицы, величиной с волка, с ногами и когтями как у льва. Перья у них на всем теле — чёрные, а на груди — красные. Из-за них-то обильное в тех краях золото и добывается с трудом». Образ грифа, стерегущего золото, у греков был связан со степными кочевниками. Это один из важных элементов символики сакских узоров.
У греков и персов упоминаются разные группы саков. Те, что жили на Тянь-Шане, назывались саки-тиграхауда«в остроконечных шапках».  Как раз к этому племени саков относят юношу из сакского кургана,  на это указывает его головной убор. Шапка украшена тулпарами, крылатыми конями, 4-мя стрелами, что, как считают, говорит о принадлежности юноши к высшей знати. Наверху — архар, а сзади — дерево с птицей.

Архар — один из символов солнца. Крылатые кони — тулпары тоже связаны с культом солнца. Кстати, ведь у самых разных народов солнце поднимается на небо на золотой колеснице, которую везут кони. Коней с птицами сравнивали древние иранцы. А у тюрков было предание, что тулпары прилетают с неба, когда в мир приходит богатырь. А еще они верили, что у некоторых кобылиц рождаются крылатые жеребята. Чтоб не повредить крылья, матери разрезали живот.  Сзади шапку украшает дерево и птица на нем.



Мировое дерево — Байтерек, занимало важное место в символике степных народов. На нем жила птица, Самрук, а внизу- дракон, который поднимался по стволу и съедал птенцов. Не случайно, что эти изображения, а также птицы на дереве и барс на горе нашиты на шапку — все они связаны с высшим миром. А есть еще средний мир — там, где мы живем. Там другие животные, они нашиты на куртку золотого человека. На поясе изображение лосей. Одно из любимых изображений — олень. Полагали, что это животное — тотем саков. По отворотам — головы тигров.

Хищник и травоядное животное в фигурках звериного стиля часто изображены в единоборстве, что символизировало борьбу жизни и смерти. 

Лист самооценки и взаимооценки в работе на уроке

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)


Моя
оценка


Оценка группы

Количество жетонов

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

 

 

 

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

 

 

 

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

 

 

 

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения