Файл: Терминологический минимум учебного курса философия науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ УЧЕБНОГО КУРСА «ФИЛОСОФИЯ НАУКИ».
АГНОСТИЦИЗМ - это философская концепция, отрицающая познаваемость человеком того, что не может быть непосредственно представлено в опыте, и утверждающая на этом основании принципиальную непознаваемость объективной реальности, Бога и метафизических сущностей вообще.
АПРИОРИ – (лат. a priori — буквально «от предшествующего») — знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание), т.е. знание, как бы заранее известное
АРХЕТИП – категория, обозначающая фундаментальные психические структуры, укорененные в «коллективном бессознательном», поэтому выступающие по отношению к сознанию отдельных индивидов, как априорное знание (например, установка на созерцательно-эстетическое восприятие действительности у древних греков, или деятельностная установка у немцев и англичан в Новое время и т. п.). Особенно активно понятие архетипа используется в гуманитарном познании при исследовании различных аспектов культуры, ее развития и функционирования, позволяя объяснить ее устойчивость и возможность взаимопонимания среди представителей одного типа культуры.
АТРИБУТ – (лат. attribuo — придаю, наделяю) — неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться.
ВЕРИФИКАЦИЯ – (позднелат. verificatia — подтверждение; лат. verus — истинный, facio — делаю) — логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы (равно как и частного, конкретно-научного утверждения) на основе их соответствия эмпирическим данным (прямая или непосредственная В.) или теоретическим положениям, соответствующим эмпирическим данным (косвенная В.). В рамках логического позитивизма принцип вери-фицируемости мыслится критериально исчерпывающим способом апробации научных утверждений, понятых в качестве «протокольных предположений» как фиксаций данных непосредственного опыта: утверждения, выходящие за рамки «протокольных предложений» трактуются как неверифицируемые, в случае чего в действие вступает принцип фальсифицируемости.
ВОСПРИЯТИЕ – чувственное познание (субъективно представляющееся непосредственным) предметов (физических вещей, живых существ, людей) и объективных ситуаций (взаимоотношения предметов, движений, событий). Для восприятия характерно специфическое переживание прямого контакта с реальным миром (чувство реальности воспринимаемого).
ГИПОТЕЗА – (от греч. ὑπόθεσις – основа, предположение) – научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно. Различают гипотезу как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент научной теории.
ГНОСЕОЛОГИЯ – (греч. gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания.
ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА – Двойственной истины теория - концепция западноевропейской средневековой философии, признающая возможность возникновения противоречий между положениями философии и теологии, между рациональным познанием и религиозными догматами. Важнейшей проблемой западноевропейской средневековой философии, которая в целом может рассматриваться как опыт рационального осмысления Священного писания, является проблема соотношения веры и разума.
ДЕДУКЦИЯ –(от лат. deductio – выведение) – переход от общего к частному; в более специальном смысле термин «дедукция» обозначает процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям).
ДЕТЕРМИНАЦИЯ –(от лат. determino – определяю) – общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Представления о детерминизме входят в структуру научного метода – они нацеливают исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей, любых изменений в природе, обществе и мышлении.
ДИАЛЕКТИКА – (греч. διαλεκτική – искусство вести беседу, спор) – логическая форма и всеобщий способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мыслимого содержания.
ЗАКОН –(1) необходимая связь (взаимосвязь, отношение) между событиями, явлениями, а также между внутренними состояниями объектов, определяющая их устойчивость, выживание, развитие, стагнацию или разрушение; (2) утверждения, претендующие на отображение указанных связей и, как правило, входящие в состав научных теорий; (3) аксиомы и теоремы теории, предметом рассмотрения которых являются объекты, смысл и значение которых задается и эксплицируется самими этими теориями; (4) некоторые, вырабатываемые и определенным образом поддерживаемые человеческим сообществом и его институтами требования и нормативные предписания, которые должны выполнять физические, юридические лица и иные субъекты морали и права.
ЗНАНИЕ – форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания
ИММАНЕНТНОЕ –(от лат. immanens, род. падеж immanentis – пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) – философское понятие, обозначающее нечто, пребывающее и действующее внутри предмета, не направленное и не переходящее вовне; соответствующее природе предмета, присущее ему, а не привнесенное извне.
ИНДУКЦИЯ – это метод познания, основанный на формально-логическом умозаключении, позволяющем сделать общий вывод на основе отдельных фактов..
ИНТЕЛЛЕКТ –(лат. intellectus – ум, рассудок, разум) – в общем смысле способность мыслить; в гносеологии – способность к опосредованному, абстрактному познанию, включающая в себя такие функции, как сравнение, абстрагирование, образование понятий, суждение, умозаключение; противостоит непосредственным видам познания – чувственному и интуитивному; в психологии – рациональное, подчиненное законам логики мышление; противостоит нерациональным сферам психики – эмоциям, воображению, воле и т.д.
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ – это способность сознания каким-то образом относиться к вещам, свойствам и ситуациям, репрезентировать или выражать их.
ИНТУИЦИЯ – (лат. intuitio – созерцание, непосредственное восприятие, пристальное всматривание) – в широком (обыденном) понимании способность прямого, ничем не опосредованного постижения истины. В философии трактовка интуиции отличается смысловым и содержательным многообразием: от безотчетного озарения – до особой и даже высшей формы знания.
ИСТИНА –это одна из базисных категорий философии, науки, культуры, религии и обыденного сознания, обозначающая соответствие человеческих знаний объективной действительности и подразумевающая идеал знания и способ его достижения.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ – (лат. irrationalis – неразумный)– в широком смысле философские учения, которые ограничивают, принижают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувства и т.д.
КАНОН –(греч. κανών – норма, правило) – система внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве какого-либо исторического периода или направления и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства.
КАТЕГОРИИ – (от греч. κατηγορία – высказывание; лат. praedicamenta) – фундаментальные понятия, формы мысли, типы связи субъекта и предиката в суждении, устойчивые способы предицирования, существующие в языке, составляющие условия возможности опытного знания и имеющие априорное значение в качестве универсалий и предельных понятий. Категории по своей функции, будучи общими родами высказывания, отличаются от первоначал бытия и от принципов, лежащих в основании философского и научного знания, хотя нередко, особенно в древней философии, первоначала бытия отождествлялись с категориями как всеобщими определениями бытия.
КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ – (от лат. conventio – соглашение), направление в философии науки, согласно которому в основе науч. теорий лежат явные или неявные соглашения (конвенции) учёных относительно понятий, определений, аксиом, гипотез и т. д., причём выбор соглашений регулируется соображениями удобства, целесообразности, простоты, эстетич. совершенства и др.
КОНСТРУКТИВИЗМ – это точка зрения в философии науки, которая утверждает, что научное знание конструируется научным сообществом, которое стремится измерять и конструировать модели природного мира. Таким образом, согласно конструктивистам, естественная наука состоит из ментальных конструкций, целью которых является объяснение чувственного опыта и измерений
КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ— то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения:
-
соответствие законам логики; -
соответствие ранее открытым законам науки; -
соответствие фундаментальным законам; -
простота, экономичность формулы; -
парадоксальность идеи и практик
ЛОГИКА –направление логических и философских исследований научного знания, основными задачами которого являются описание строения и структуры науки, определение важнейших познавательных функций научного знания и анализ используемых в различных научных дисциплинах – математике, естествознании, социальных, гуманитарных и технических науках логических процедур получения и обоснования знания, методов доказательства и опровержения.
ЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ – познание сущности вещей, явлений, процессов
МЕТОД – (от греч. μέθοδος – путь исследования, познания, теория, учение – в широком смысле сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществления определенной деятельности, решения некоторых задач.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ – это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.
МЕХАНИЦИЗМ – миропонимание, основанное на убеждении в том, что явление любого уровня сложности может быть описано на языке математической механики, которая рассматривается как универсальный родовой язык науки; или, что то же, - любое научное описание, в принципе, редуцируемо к механическому, обеспечивающему высшую меру точности, строгости и полноты.
ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – субстанциональная природа, сущность физиче-ских, онтологических и метафизических оснований науки, совре-менные философские проблемы мира науки, особенности научного знания и познания. Предметом философии науки являются общие законы и закономерности, функционирования науки, ее признаки и свойства, история рождения, роста и трансляции знания, критерии научности и проверяемости.
ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – это процесс получения знания при помощи наблюдения за явлением. Полученные знания представляют собой совокупность сведений, не приведенных в систему. Цель обыденного познания ограничена практическими задачами. Оно не способно проникнуть в сущность явлений, открыть законы, формировать теории.
ОПЫТ –знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью – будь это реальность внешних субъекту предметов и ситуаций (восприятие) или же реальность состояний самого сознания (представления, воспоминания, переживания и т.д.). Большинство философов сближали опыт с чувственным знанием.
ПРИНЦИ ВЕРИФИКАЦИИ- критерий науки, предложенный логическими позитивистами, согласно которому суждение должно «поддаваться проверке», чтобы быть принятым в качестве «научного».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ –идеальное восприятие объектов, выражающее отношения их сходства, для разных познавательных образов это сходство неодинаково. Следовательно, возникает потребность классификации познавательных образов, 2 типа:
-
образы, возникающие при непосредственном взаимодействии субъекта и объекта (система чувственных образов); -
образы опосредованного взаимодействия (система рациональных образов)
ПОЗИТИВИЗМ –(франц. positivisme, от лат. positivus – положительный) – в широком смысле слова – общекультурная (идеологическая) установка «западного» сознания, сложившаяся в процессе становления капиталистического (промышленного) общества, пришедшего на смену феодальному