Файл: Терминологический минимум учебного курса философия науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОСТПОЗИВИТИЗМ-(франц. positivisme, от лат. positivus – положительный) – в широком смысле слова – общекультурная (идеологическая) установка «западного» сознания, сложившаяся в процессе становления капиталистического (промышленного) общества, пришедшего на смену феодальному
ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ-(принципиальная опровержимость любого утверждения, опроверга́емость, крите́рий По́ппера) — критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Поппером. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой), если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен.Говоря простыми словами, научная теория должна быть способна ошибаться.
ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ-акже логический эмпиризм и неопозитивизм — школа философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающиеся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого[1].
НЕОПОЗИТИВИЗМ-одно из основных направлений западной философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического оазиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр.
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ- (др.-греч. ἐμπειρία — опыт и критика, «критика опыта» или «критика с позиций опыта»; также известен как «Второй позитивизм») — философское направление, родоначальником которого является Рихард Авенариус: отправным пунктом теории познания Авенариуса является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми[1].
ПОЗНАНИЕ – философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта.
ПРИЧИНА – философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (П.) своим действием вызывает (порождает) другое явление (С). Основой причинных связей выступает взаимодействие явлений или объектов.
РАЗУМ – одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа
РАССУДОЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ – это «конечное мышление», это мышление, характерное для формальной логики, для метафизики. Рассудок порождает только конечные, метафизические определения. Он приходит к неизменным утверждениям, противостоящим друг другу. Так, для рассудка жизнь и смерть суть явления противоположные и друг с другом не связанные. Разумное мышление, по Гегелю, — это мышление диалектическое.
РАЦИОНАЛИЗМ – это эпистемологическое воззрение, которое "рассматривает разум как главный источник и критерий знания" или "любое воззрение, апеллирующее к разуму как источнику знания или оправдания". Более формально рационализм определяется как методология или теория, "в которой критерием истины является не чувственный, а интеллектуальный и дедуктивный".
РЕЛЯТИВИЗМ – это от-рицание существования истины как чего-то независимого от того или иного концептуального (языкового) каркаса, отрицание обще-значимых стандартов рациональности, отрицание самого суще-ствования реальности как независимой от определённой понятий-ной конструкции.
РЕФЛЕКСИЯ – (от лат. reflectere «отражать») — в философии форма умственной деятельности человека, направленная на осмысление своих действий, культуры и её оснований[1].
СВОЙСТВО – характеристика объекта (категория его качества), определяющая его вид, тип, поведение и пр. В известном смысле свойство является универсальной категорией, поскольку категорию отношения можно свести к категории свойства: бинарное отношение можно представить как свойство пары объектов, тернарное отношение – как свойство тройки объектов, вообще n-арное – как свойство n -ки объектов.
СКЕПТИЦИЗМ – (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.
СМЫСЛ – внеположенная сущность феномена
, оправдывающая его существование, связывая его с более широким пластом реальности. Определяя место феномена в некоторой целостности, смысл превращает его осуществление в необходимость, соответствующую онтологическому порядку вещей. Бессмысленный набор знаков может случайно возникнуть, но он не остается как факт культуры. Существование такого набора эфемерно. Осмысленный текст хранится и воспроизводится в культуре и стимулирует порождение новых текстов, комментирующих, развивающих и даже опровергающих исходный.
СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – это, скажем так, социально мотивированный взгляд на прошлое, интерпретация прошлого в целях удовлетворения тех или иных социальных и политических потребностей. Социальная память – популярное знание о прошлом, которое характеризуется крайней избирательностью интереса, которое отфильтровано сегодняшними заботами
СТРУКТУРА – (от лат. structūra — «строение») — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т, е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях[1].
СУБЪЕКТ – (лат. subjectum «лежащее внизу; находящееся в основе») — носитель деятельности, сознания и познания; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; человек или консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам.
СЦИЕНТИЗМ – (лат. scientia – знание, наука) – мировоззренческая позиция, основу которой составляет представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии утверждения человека в мире. Сциентизм — В философии представляет философско-гуманитарную ориентацию на науку.
ТЕОРИЯ – широком смысле комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории. По своему строению теория представляет внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий – исходного базиса теории.
ФАКТ – (от лат. factum – сделанное, совершившееся) – 1) синоним понятий истина [ИСТИНА], событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии науки – особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории [ТЕОРИЯ] или гипотезе [ГИПОТЕЗА].
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – направление в современной эпистемологии, которое своим возникновением обязано прежде всего дарвинизму и последующим успехам эволюционной биологии, генетики человека, когнитивной психологии, теории информации и компьютерной науки.
ЭВРИСТИЧНОСТЬ – (от греч. heurisko — отыскиваю, открываю) — совокупность приемов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. Э. называют также специальную научную область, изучающую специфику творческой деятельности.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – это философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется научное знание (см. Наука), его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с гносеологией, или учением о познании (см. Гносеология). Однако в неклассической философии отмечается тенденция к различению эпистемологии и гносеологи
ЭМПИРИЗМ – В философии эмпиризм-это теория, которая утверждает, что знание приходит только или главным образом из чувственного опыта. Это один из нескольких взглядов эпистемологии, наряду с рационализмом и скептицизмом. Эмпиризм подчеркивает роль эмпирических свидетельств в формировании идей, а не врожденных идей или традиций.Однако эмпирики могут утверждать, что традиции (или обычаи) возникают из-за отношений предыдущего чувственного опыта.