Файл: Анализ структуры торгового ассортимента. (на примере торгового предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
Таблица 10
Динамика структуры ассортимента канцелярских товаров, реализуемых в «Офисмаг» по материалу изготовления
за 2016-2018 гг. (в натуральном выражении)
Группа по материалу изготовления |
Объем реализации |
Отклонение, (+/-) |
||||||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2017/2016 г |
2018/2017 г |
||||||
кол-во, тыс. шт. |
уд. вес, % |
кол-во, тыс. шт. |
уд. вес, % |
кол-во, тыс. шт. |
уд. вес, % |
кол-во, тыс. шт. |
уд. вес, % |
кол-во, тыс. шт. |
уд. вес, % |
|
Школьно-письменные и канцелярские товары |
7,2 |
32,53 |
8,6 |
34,75 |
8,9 |
33,95 |
1,4 |
2,22 |
0,3 |
-0,8 |
Бумажно-беловые товары |
5 |
22,75 |
5,4 |
21,86 |
5,6 |
21,27 |
0,4 |
-0,89 |
0,2 |
-0,59 |
Товары для рисования |
0,9 |
3,98 |
1,2 |
4,74 |
1,2 |
4,63 |
0,3 |
0,76 |
0 |
-0,11 |
Мелкоофисное оборудование |
4,7 |
21,46 |
5,3 |
21,24 |
5,7 |
21,82 |
0,6 |
-0,22 |
0,4 |
0,58 |
вычислительная техника |
4,2 |
19,28 |
4,3 |
17,41 |
4,8 |
18,33 |
0,1 |
-1,87 |
0,5 |
0,92 |
Итого |
22 |
100 |
24,8 |
100 |
26,2 |
100 |
2,8 |
- |
1,4 |
- |
Именно поэтому анализ структуры ассортимента очень важен, поскольку на основе результатов создается список заказанных товаров (во избежание «хранения» товаров), необходимый для удовлетворения покупательского спроса. Далее мы рассмотрим потребительские предпочтения при выборе канцтоваров.
Потребительский спрос выступает основным фактором, формирующим ассортимент, который, в свою очередь, направлен на максимальное удовлетворение спроса населения, в то же время активно воздействуя на спрос в направлении его роста.
Для сбора необходимой информации для определения характеристик потребления парфюмерной воды в соответствии с различными возрастными категориями была разработана специальная анкета, в которой было опрошено 100 покупателей.
Анкета содержала 15 вопросов, которые были использованы для получения максимально возможного объема информации о «самых популярных» и потребляемых канцелярских товарах. В ходе анкетирования была получена вся необходимая информация для достижения цели. Вся информация была проанализирована, конкретный результат был выявлен.
Получение первичной информации проходило полевым способом. Опрос проводился письменно. Респонденты самостоятельно заполняли анкеты, после чего они обрабатывались исполнителем и сводились в общую картину для их анализа.
Анкета включала закрытые вопросы, то есть варианты ответов, что позволило ускорить процесс исследования. Кроме того, эта форма вопроса более удобна для респондентов. Анкета составляется с использованием метода построения вопросов по разделам, то есть вопросы по отдельным темам рассматриваются последовательно до тех пор, пока они не будут полностью охвачены. Последние три вопроса в анкете были направлены на выявление социально-демографических характеристик, чтобы определить типичного потребителя канцелярских товаров. Основную массу опрошенных, составляют молодые женщины от 21 года до 30 лет (30 %), группа респондентов в возрасте 31-40 лет, до 20 лет и от 41-60 года составляют наименьшую категорию – соответственно (25 %) и (15 %).
Все опрошенные пользуются канцелярскими товарами.
При анализе результатов опроса выявились следующие данные:
Рисунок 2. Структура ответов на вопрос: Канцелярские товары какого производителя Вы предпочитаете, %
Результаты ответов на данный вопрос показывают, что потребители предпочитают канцелярские товары импортного производства. Далее проанализируем ответы на вопрос о количестве предпочитаемых марок канцелярских товаров (рисунок 3).
Рисунок 3. Структура ответов на вопрос: На сколько марок канцелярских товаров Вы ориентируетесь при покупке, %
Большинство опрошенных (48%) при покупке канцелярских товаров ориентируются на две-три торговые марки, что объясняется различными факторами (различным материальным благосостоянием опрашиваемых и др.). Но следует отметить, что велик процент и опрошенных, которые не имеют определенных предпочтений (36%). Данные ответов на вопрос анкеты о важности критериях при выборе канцелярских товаров представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Структура ответов на вопрос: Оцените значимость каждого фактора, влияющего на Ваше решение при выборе канцелярских товаров
Канцелярские товары обладают определенными характеристиками, которые принимаются во внимание при совершении покупки.
Из данных рисунка следует, что большинство опрошенных при покупке канцелярских товаров на первое место ставят критерий – соотношение цена/качество, на второе место - качество, третье место - цена.
Таким образом, по этому вопросу можно сделать вывод, что большинство людей при выборе канцелярских товаров в первую очередь обращает внимание на качественные характеристики. Это положительная тенденция, позволяющая предлагать более качественную, пусть и более дорогую продукцию. В следующем вопросе мы выясняли, сколько потребители готовы потратить на разовую покупку канцелярских товаров. Результаты представлены на рисунке 5.
Рисунок 5. Структура ответов на вопрос: Сколько Вы готовы потратить на разовую покупку канцелярских товаров, %
Из рисунка 6 видно, что 30 % опрошенных респондентов тратят 100-200 тыс. рублей на разовую покупку канцелярских товаров, 35 % - 80-100 тыс. рублей, 25 % - свыше 200 тыс. руб. и 10 % до 80 тыс. рублей.
Из этого следует, что большинство респондентов не экономят на канцелярских товарах, то есть они на первое место ставят качество, а не цену.
На вопрос о месте совершения покупок канцелярских товаров были получены следующие данные (рисунок 6):
Рисунок 6. Структура ответов на вопрос: Где чаще всего Вы покупаете канцелярские товары, %
По результатам опроса оказалось, что большая часть опрашиваемых покупают канцелярские товары в крупных ТЦ (37 %), 30 % опрошенных - в супермаркетах, 21 % опрошенных покупают в фирменных магазинах.
Следующий вопрос касался поведения покупателя при отсутствии ожидаемого товара (рисунок 7).
Рисунок 7. Структура ответов на вопрос: Как Вы поступите, если в торговой точке отсутствует предпочитаемая Вами марка канцелярских товаров, %
Как показали результаты исследования, канцелярские товары является товаром, имеющим значительное число стойких приверженцев конкретных марок. Если в магазине не окажется предпочитаемой марки, то аналогичную по цене и качеству продукцию купят 60% опрошенных, 40% - не станут покупать вообще ничего. Далее был предложен вопрос об источнике информации о новинках рынка канцелярских товаров. Результаты представлены на рисунке 8.
Рисунок 8. Структура ответов на вопрос: Как Вы узнаете о новинках на рынке канцелярских товаров, %
Данный вопрос позволяет определить наиболее популярные каналы распространения информации. Большинство опрошенных узнают о новинках на рынке канцелярских товаров из рекламы (51%) и от знакомых (25%).
Анализ ответов на данный вопрос позволяет понять необходимость выпускать рекламу в различных средствах массовой информации. Как видно из данных, представленных на рисунке 9, большинство опрошенных респондентов (60%) устраивает ассортимент канцелярских товаров, 25% опрошенных не в полной мере довольны ассортиментом канцелярских товаров.
Рисунок 9. Структура ответов на вопрос: Устраивает ли Вас ассортимент канцелярских товаров, реализуемый в магазине «Офисмаг», %
На рисунке 10 представлены данные ответов об удовлетворенности потребителей ценами на представленный ассортимент канцелярских товаров. Исходя из данных рисунка, можно сделать выводы, что большинство опрошенных цена устраивает (70 %), а 20 % респондентов цена не устраивает.
Рисунок 10. Структура ответов на вопрос: Устраивает ли Вас цена на канцелярских товарах, реализуемый в магазине «Офисмаг»
Полученную информацию обрабатывали на ПК с помощью программ Microsoft Word и Excel. Полученные сведения предоставлены в форме отчета, который включает в себя наглядный материал в виде диаграмм. Данные анкет проанализированы, сгруппированы и послужат основой для достижения поставленной цели.
Таким образом, с целью исследования ассортимента и качества канцелярских товаров, реализуемый в магазине «Офисмаг» проводился опрос покупателей методом анкетирования. В ходе проводимого исследования было опрошено 100 человек. 88% опрошенных покупателей были женщины, а 12 %- мужчины.
Исследование показало, что сегодня при выборе канцелярских товаров большинство потребителей (75%) предпочитают покупать продукцию импортных производителей. Определяющим фактором покупки канцелярских товаров является соотношение цена/качество приобретаемого товара (75% опрошенных). Это положительная тенденция, позволяющая предлагать более качественную, пусть и более дорогую продукцию. Большинство покупателей (51%) узнают о новинках из рекламы, а (25%) от знакомых.
Среди опрошенных 55% респондентов реагируют на новинки, предлагаемые производителями, и они готовы экспериментировать вместе с ними. Большинство опрошенных устраивает ассортимент, реализуемых канцелярских товаров, реализуемый в магазине «Офисмаг» (60 %), а 25 % респондентов не в полной мере довольны ассортиментом.
Основную массу опрошенных, составляют молодые женщины от 21 года до 30 лет (30%), группа респондентов в возрасте 31-40 лет, до 20 лет и от 41-60 года составляют наименьшую категорию – соответственно (25%) и (15%).
По результатам проведенного анкетирования, можно сделать вывод, что ассортимент и качество канцелярских товаров, реализуемый в магазине «Офисмаг» удовлетворяет большинство опрошенных респондентов.
В целом можно выделить, что канцелярские товары, реализуемые в магазине «Офисмаг» представлены в достаточном ассортименте, что позволяет удовлетворить покупательский спрос на высоком уровне.
Исследование позволило выяснить степень удовлетворенности покупателей канцелярских товаров, а также определить их предпочтения с целью выявления недостатков ассортиментной политики предприятия, устранения этих недостатков. На основе результатов данного исследования следует более рационально распределить ресурсы для получения максимальной прибыли.
При формировании ассортимента любой группы товаров большое внимание следует уделить работе по ее оптимизации, которая включает в себя несколько этапов:
- общий анализ исходного состояния ассортимента (размер, комплектность, структура ассортимента, показатели продаж, прибыли и себестоимости);
- выявление статей или товарных событий, похищение ресурсов магазина; при этом он должен анализировать товарооборот на 1 кв. м или расчеты ассортиментной позиции;
- подбор основных направлений формирования ассортимента;
- планирование мероприятий по совершенствованию структуры ассортимента той или иной группы товаров и их выкладке.
Оптимизация ассортимента связана с постоянным выведением из реализации наименований, не пользующихся спросом или недостаточно рентабельных для магазина.
В настоящее время практика работы с ассортиментом канцелярских товаров характеризуется следующими особенностями:
- «пассивное ожидание» (закупаются те наименования, которые предлагают большинство поставщиков);
- метод «проб и ошибок», оснований на определённом опыте или интуиции. При этом решение о закупке товаров принимается на основе схожести по качеству с другими аналогичными товарами;
- метод «борьбы мотивов», основанный на личной заинтересованности менеджеров и поставщиков;
- метод «коробочка», основанный на вкладывании ресурсов в какой-либо товар (товарную группу) на длительный период.
Проводить оптимизацию ассортимента следует поэтапно: