Файл: Анализ структуры торгового ассортимента. (на примере торгового предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
Выручка организации от реализации продукции, работ, услуг находится в положительной динамике и увеличилась на 439547 млн. руб. в фактических ценах за 2017-2018 года. Себестоимость реализованной продукции за исследуемый период увеличилась на 371656 млн. руб. или 120,30 %. Прибыль от реализации продукции за 2018 год составила 194864 млн. руб., что больше, чем в 2017 на 15920 млн. руб. Уровень доходов в исследуемой организации превысил уровень расходов, что привело к росту чистой прибыли в 2018 году и составила чистая прибыль 140600 млн. руб.
Таблица 1
Показатели результатов торговой хозяйственной деятельности «Офисмаг» за 2016-2018 гг.
Показатели |
Фактически за год |
Отклонение 2018 года от 2017 г. |
Темп роста 2018 г. к 2017 г. |
||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
1. Выручка от реализации продукции, млн. руб. |
495210 |
537516 |
977063 |
439547 |
181,77 |
2. Себестоимость реализации продукции, млн. руб. |
278624 |
308933 |
680589 |
371656 |
220,30 |
3. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг): |
|||||
3.1. Сумма, млн. руб. |
142684 |
178944 |
194864 |
15920 |
108,90 |
3.2. В % к выручке от реализации |
28,8 |
33,29 |
19,94 |
-13,347 |
59,91 |
4. Чистая прибыль, млн. руб. |
95245 |
117391 |
140600 |
23209 |
119,77 |
5. Основные средства, млн. руб. |
97956 |
98061 |
109566 |
11505 |
111,73 |
6. Запасы, млн. руб. |
15254 |
168287 |
215360 |
47073 |
127,97 |
Для общей оценки динамики финансового состояния предприятия статьи баланса объединяют в отдельные специфические группы по признаку ликвидности (статьи актива) и срочности обязательств (статьи пассива).
Следовательно, далее рассчитаем основные общефинансовые коэффициенты на основе анализа баланса предприятия за 2016 – 2018 гг. (таблица 2).
Таблица 2
Основные финансовые коэффициенты деятельности
«Офисмаг» за 2016–2018 гг.
Наименование показателя |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Норматив коэффициента |
Коэффициент текущей ликвидности К 1 = Текущие активы/ Текущие обязательства |
0,809 |
0,921 |
1,136 |
К1 >= 1,5 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами К2 = (Собств.капитал – Внеоб.активы)/ Оборотные активы |
-0,236 |
-0,086 |
0,14 |
К2 >= 0,2 |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами К3 = (Обязательства – резервы предстоящих расх.)/ Валюта баланса |
0,789 |
0,707 |
0,504 |
К3 <= 0,85 |
Судя по значениям коэффициента текущей ликвидности, «Офисмаг» испытывает недостаток в свободных денежных средствах для финансирования текущей деятельности на конец отчетного периода. При нормативе 1,5 этот показатель равен 1,136. Необходимо отметить, на протяжении последующих периодов наблюдалась положительная тенденция, увеличение показателя составило 0,349.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами за 2018 год составил 0,14. Это свидетельствует об увеличении собственных оборотных средств «Офисмаг», необходимых для финансовой устойчивости. За исследуемый период значение данного показателя, погасив свое отрицательное значение, увеличилось на 0,346.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами в «Офисмаг» за 2018 год составил 0,504. В данном случае наблюдается снижение значения данного коэффициента, который на начало анализируемого года составлял 0,789. Результаты анализа показывают, что платежеспособность и финансовая устойчивость в текущем периоде в целом удовлетворительны.
Значение финансовых показателей указывает на отсутствие кризиса, и в конце периода исследования наблюдается положительная динамика в коэффициентах. Поэтому руководству «Офисмаг» не нужно предпринимать никаких мер для стабилизации текущей финансово-экономической ситуации.
Для оценки экономической ситуации на предприятии мы будем характеризовать эффективность использования основных и оборотных активов. Основные средства «Офисмаг» представлены:
- активная часть, которая включает оборудование, машины и производственное оборудование, транспортные средства и т.д.
- пассивная часть: здания, помещения, сооружения и т.д.
В таблице 3 представлена характеристика эффективности и интенсивности использования основных средств.
Из таблицы 3 можно сделать вывод, что увеличение выручки от реализации продукции в 2018 г. во многом обусловило увеличение показателей эффективности использования основных фондов (фондоотдача выросла на 2,08 руб. по сравнению с 2016 г.), в то время как в 2018 г. рост средней стоимости основных средств опередил рост выручки от реализации, что отразилось на снижении показателей эффективности использования основных фондов.
Таблица 3
Динамика показателей эффективности использования основных средств на «Офисмаг» за 2016-2018 гг.
Показатели |
Годы |
Абсолютное отклонение, (+, -) |
Темп роста, % |
||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
1. Средняя стоимость основных средств, млн. руб. |
40457 |
98061 |
109566 |
69109 |
270,82 |
2. Выручка от реализации продукции, млн. руб. |
276806 |
537516 |
977063 |
700257 |
352,98 |
3. Фондоотдача (стр.2:стр.1) |
6,84 |
5,48 |
8,92 |
2,08 |
130,34 |
4. Фондоёмкость (стр.1:стр.2) |
0,15 |
0,18 |
0,11 |
-0,03 |
76,72 |
Что касается использования оборотных средств, то эффективность характеризуется, прежде всего, оборачиваемостью. Показатели эффективности использования оборотных средств на «Офисмаг» показаны в таблице 4.
Таблица 4
Показатели эффективности оборотных средств «Офисмаг»
Показатели |
Годы |
Абсолютное отклонение, (+, -) |
Темп роста, % |
||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
1. Средняя стоимость оборотных средств, млн. руб. |
168061 |
386238 |
364644 |
196583 |
216,97 |
2. Выручка от реализации, млн. руб. |
276806 |
537516 |
977063 |
700257 |
352,98 |
3.Коэффициент оборачиваемости (стр.2/стр.1) |
1,65 |
1,39 |
2,68 |
1,03 |
162,68 |
4. Оборачиваемость в днях (365/стр.3) |
221,61 |
262,27 |
136,22 |
-85,39 |
61,47 |
5. Коэффициент загрузки (стр.1:стр.2) |
0,61 |
0,72 |
0,37 |
-0,23 |
61,47 |
Анализируя представленные данные в таблице 4, можно сделать вывод, что в 2018 г. наблюдался рост показателей эффективности использования оборотных средств, так коэффициент оборачиваемости в 2018 г. увеличился на 1,03 в сравнении с 2016 г., что является положительной характеристикой, поскольку оборачиваемость в днях в 2018 г. снизилась на 85,39 дней. Также необходимо отметить, что снижается показатель загрузки, а именно в 2018 г. снижение составила 0,23 в сравнении с 2016 г.
В «Офисмаг» реализуется большой ассортимент канцелярских товаров различных производителей. Ассортимент канцелярских товаров в торговой организации представлен 164 наименованиями продукции (таблица 5) по состоянию на 01.01.2019 г.
Таблица 5
Структура ассортимента канцелярских товаров, реализуемых «Офисмаг», в разрезе поставщиков по состоянию за 2016-2018 гг.
Поставщик |
Количество наименований продукции |
Удельный вес, % |
||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|
ООО «Альфа-поставка» |
22 |
27 |
33 |
20 |
21 |
20,1 |
ООО «КАНЦФАЙЛ» |
30 |
37 |
46 |
28 |
29 |
28,0 |
ООО «Тетрамир» |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1,8 |
Компания «КомплИТ» |
44 |
50 |
69 |
41 |
39 |
42,1 |
ООО «БЕЛПРОМСТАР» |
9 |
11 |
13 |
8 |
9 |
7,9 |
Итого |
108 |
128 |
164 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Как видно из представленных данных наибольшую долю в ассортименте канцелярских товаров и составляет продукция Компания «КомплИТ» - (42,1 %). Имеется два основных критерия выбора поставщика:
1) стоимость приобретения продукции или услуг;
2) качество обслуживания.
Качество обслуживания включает в себя качество продукции и надежность обслуживания. Последнее оценивается по вероятности отсутствия отказа в удовлетворении заявления предпринимателя. Помимо основных критериев есть и дополнительные. Это включает:
- удаленность поставщика;
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- организация управления качеством продукции у поставщика;
- кредитоспособность и финансовое положение поставщика и др.
При оценке нескольких поставщиков «Офисмаг» использует матричный метод. Для оценки поставщика выбрано несколько критериев. Например, надежность поставок, сроки, цена товара, финансовое положение. Кроме того, каждому критерию присваивается степень его значимости для магазина. Сумма показателей значимости должна быть равна 1. После этого каждый поставщик оценивается по выбранным критериям. В этом случае каждому свойству присваиваются баллы (от 1 до 10).
Затем строится таблица (матрица), в которой указаны оценочные значения, и классификация поставщика рассчитывается как сумма произведений критерия, выбранного для их значимости. «Офисмаг» выгоднее совершать покупки у поставщика, который имеет высокую надежность поставок и приемлемые цены.
В закупочной деятельности «Офисмаг» важны не только экономические параметры, но и правовые вопросы, от которых, в конечном итоге, зависят экономические показатели компании.
Основным форматом связи между «Офисмаг» и поставщиком является договор купли-продажи. Контрактное содержание договора:
- описание компетентности сторон (руководителей или уполномоченных агентов);
- описание законного предмета или цели договора;
- предложение и его принятие; описание условий.
На основании договора поставщик – продавец обязуется в обусловленный срок доставить товары покупателю.
Договор купли-продажи заключается после принятия решения о выборе конкретного поставщика, и взаимоприемлемые условия поставки требуемого товара были определены в соответствии с определенной процедурой. Договор купли-продажи обычно составляется в письменной форме в форме документа, подписанного обеими сторонами.
Такое соглашение считается заключенным и становится обязательным для сторон - участников с момента, когда между их участниками достигается соглашение по всем существенным условиям сделки. Эта дата указана в тексте договора.
Обязательные сведения в договоре:
- дата заключения договора;
- полное наименование участников, заключивших договор;
- объём и ассортимент продукции, подлежащей поставки;
- сроки исполнения поставок; порядок поставки товаров;
- качество, комплектность, упаковка и маркировка товара;
- цены и порядок проведения расчётов;