Файл: Культура России xviii в.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕФЕРАТ

По дисциплине «ИСТОРИЯ РОССИИ»

На тему: «Культура России XVIII в.»

Выполнил: Лапчук И.А.,

студент (ка) второго курса

заочной формы обучения

направления подготовки

«Библиотечно-информационная деятельность»

(бакалавриат)

Проверил: Московкин В. В.,

преподаватель кафедры МТИТ
Тюмень

2020

Содержание


Введение

3

1. Периоды и направления развития культуры России XVIII в.

5

2. Факторы, воздействующие на развитие культуры России XVIII в.

8

Заключение

11

Библиографический список

12


Введение



XVIII век был важным периодом в истории русской культуры. В это время происходило осознание важности науки, совершенствовалась система образования, предпринимались важные шаги в развитии гуманистических принципов литературы и искусства. Идея внесословной ценности человека, которую несли выдающиеся деятели русского просвещения, распространяется все шире. Становление русской нации способствовало формированию основ русского литературного языка и реалистической литературы, профессиональной драматургии, классической музыки и установлению ее отличительных черт.

В истории нашей страны XVIII век характеризуется многими значительными историческими событиями: выходом к Черному морю, «окном в Европу», укреплением авторитета страны на международной арене.

В духовной сфере произошли серьезные изменения. Отличительной чертой культуры этого периода был ее светский характер. Церковь больше не определяет характер и направление культуры, как это было столетие назад. Научное знание, а не религиозное учение, становится все более и более важным.


Культура России в XVIII веке имела существенное значение в развитии страны. Это век просвещения и разума. Так говорили о нем великие мыслители того времени. Культура России XVIII века считается расцветом эпохи крупных общественно-исторических и идеологических преобразований. Этот период также ознаменовался борьбой с религиозными догмами и основами феодально-монархического строя. Укрепление отношений между российским государством и европейскими странами способствовало распространению свободных идей в стране. Его основная тематик – осуждение пороков авторитаризма и критика крепостнического строя. Таким образом, тема работы является актуальной.

Целью работы является изучение культуры России XVIII в.

Задачи работы:

  • рассмотреть периоды и направления развития культуры России XVIII в.;

  • охарактеризовать факторы, воздействующие на развитие культуры России XVIII в.

Объект исследования – культура России XVIII в.

Предмет исследования – периоды, направления развития и факторы, воздействующие на развитие культуры России XVIII в.

При написании работы использованы такие методы исследования как анализ и синтез, наблюдение.

1. Периоды и направления развития культуры России XVIII в.



Исторически принято делить культуру XVIII века на два периода [2, с. 117]:

  • конец XVII века – первая четверть XVIII века (подъем новой культуры, в которой разум преобладает над верой, наука преобладает над религией, обличаются недостатки авторитаризма и крепостничества),

  • вторая четверть – конец XVIII века (формирование сословной культуры: дворяне все больше стараются походить на лордов и дворян Европы, устраивая пышные балы, обязательно включающие музыку и танцы, буквально задыхаясь от роскоши, крестьяне по-прежнему живут в собственном мире, отличающемся глубокой религиозностью и постоянным тяжелым трудом).

Значительная роль в организации светской школы, которая стала заменой школы духовной, принадлежит российскому монарху Петру I. В начале века началась работа в Московской школе математических и навигационных наук, а в Санкт-Петербурге была создана Морская академия. Позже были открыты Инженерная, Артиллерийская, Медицинская и многие другие школы. В них учатся дети знати.

Кроме того, были открыты многие другие учебные заведения: Шляхетский дворянский корпус, Академия художеств, Московский университет и Смольный институт благородных девиц. Однако почти во всех учебных заведениях могли обучаться только представители аристократического сословия.



В 1708 году произошло важное открытие: переход на новый, простой, гражданский шрифт и арабские цифры, что значительно упростило учебный процесс.

Центральной темой общественной мысли в этот период был вопрос о крестьянах. Свою критику по данному поводу серьезно высказывал вышеупомянутый А.Н. Радищев. Широко известен также спор между царицей Екатериной Великой и Н.И. Новиковым по этому вопросу.

Среди наиболее известных литераторов этого периода значатся такие имена, как Н.М. Карамзин, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.А. Крылов. Следует также подчеркнуть труд знаменитого М.В.Ломоносова, который прославился не только в литературе, но и во многих научных областях.

Классицизм доминировал в литературном движении XVIII века с его поклонением разуму и сентиментализмом с его поклонением чувственности.

«Открытие Академии наук в 1725 году имеет большое значение в развитии науки» [5, с. 180].

В это время на Урале были обнаружены месторождения и запасы нефти. В восточных и северных районах страны проделана большая исследовательская работа (С. Челюскин, братья Лаптевы). В результате был издан первый российский атлас. Его автор – И.К. Кириллов.

Начала развиваться и историческая мысль. Наиболее известными историками того времени стали В.Н. Татищев, М.Ю. Ломоносов, И.Н. Болтин, М.М. Щербатов. Сюда же относится и вышеприведенный Н.М. Карамзин, который также работал в области литературы.

Здания, построенные в XVIII веке, отличаются пышностью, вычурностью, роскошью и великолепием. В этом суть барокко, архитектурного стиля, который был популярен в то время. Строятся Каменный и Кузнецкий мосты, Суконный и монетный дворы. По проектам талантливейшего В.В. Растрелли, известного архитектора того времени, были воздвигнуты: Андреевская церковь, Смольный монастырь, Зимний и Мариинский дворцы.

Вторая половина века – господство классицизма в архитектуре, его симметрия и строгое следование форме. Примеры памятников классической архитектуры: Мраморный дворец, Академия художеств, Троицкий собор и др.

XVIII век был временем, когда скульптура, как вид искусства, обрела свое значение. Скульптуры украшают гостиные аристократии, сады и парки. Известны следующие произведения того времени: бюст А.В. Суворова, который выполнил М.И. Козловский; памятник Минину и Пожарскому, созданный И.П. Мартосом; бессмертное творение Э.М. Фальконе – Медный всадник.


Главным жанром живописи того времени был портрет, который показывал не только внешность человека, но и его душевную боль. Художники, работающие в этой области, были весьма популярны – А.П. Антропьев, Д.Г. Левицкий, И.П. Аргунов.

В результате практически все сферы культурной жизни России XVIII века активно развивались, стремясь в этом отношении догнать Европу. Однако почти все перемены и нововведения этого периода касались только одного класса, аристократии, кроме того, она старалась отделить себя от остального мира, создавая балы и приемы, проводя ассамблеи, на которые приглашались только представители привилегированного класса. Однако важной особенностью этого периода было осознание трудностей, а иногда и бедности крестьян. Эта тенденция будет более отчетливо отражена в общественной мысли следующего столетия.

2. Факторы, воздействующие на развитие культуры России XVIII в.



Существует стойкая традиция подчеркивания, что XVIII век был столетием целостным по своим специфическим особенностям в социальном, политическом, культурном и бытовом отношении. Вряд ли был какой-то другой век, так пристально и непрерывно привлекавший внимание исторических романистов, публицистов, ученых, просто любителей истории, как век XVII. «Культура допетровской Руси часто объединяется понятием «древняя» (иногда именуемая «средневековой»)» [1, с. 149]. Культура XVIII века обычно отделялась от «древнерусской» культуры, но она была отделена и от последующего времени.

В царствование Петра I русская культура быстро европеизировалась, приобрела светский, а не религиозный характер и была включена в процесс взаимодействия с культурами других стран. Петр верил в преобразующую силу государства, ломая старые обычаи и насильственно вводя новые. Бритье бороды, запрет традиционной одежды, принуждение дворян посещать ассамблеи, приобщение женщин к светскому образу жизни, разрешение тысячам молодых дворян учиться за границей – все это коренным образом изменило жизнь. Петровские преобразования предопределили характер и направление развития русской культуры в XVIII веке.

Реформы Петра Великого имели двоякие последствия. С одной стороны, они заложили основу для освежающих перемен в русском искусстве, с другой – способствовали разрушению русских культурных традиций и ценностей, существовавших в Московской Руси.


Культура России в XVIII веке претерпела серьезные изменения. Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что впервые в стране внецерковная (светская) музыка покинула поле устной традиции. Это стало высокопрофессиональным искусством. Культура России XVIII века (таблицы, представленные в статье, содержат сведения о некоторых наиболее ярких событиях того времени) достигла своего пика в результате серьезных изменений в различных сферах жизни общества. Речь идет о реформах, проведенных во времена Петра I.

Эти преобразования коренным образом изменили всю социальную и культурную систему страны. «Домостроевский» подход церковно-схоластического мировоззрения периода Средневековья начал рушиться. Многие регионы находились под влиянием развития русской культуры в XVIII веке. Народный быт, устои и традиции – изменялось все. В результате политических достижений укрепилась национальная гордость, укрепилось чувство могущества и величия государства. Чем отмечен XVIII век? Русская культура получила ценный вклад от русских музыкантов. Речь идет об оперных артистах, исполнителях и композиторах, которые приходят в основном из народа. Им предстоит решить очень сложную задачу. Они были вынуждены быстро схватывать то, что западноевропейские исполнители накопили за столетия.

На развитие России в первой половине XVIII века оказали влияние реформы Петра I в области образования и науки, а также европеизация быта и открытость русского общества к усвоению европейской культуры. Глубокая практичность всей деятельности Петра I также отличала его политику в области образования и науки.

Хотя они являются частью богатого культурного наследия Европы, русские деятели XVIII века опираются на опыт древнерусского искусства, на давно накопленные исконно русские традиции в развитии искусства и истории. Именно благодаря этой глубокой преемственности Россия в XVIII веке смогла не только активно участвовать в общем движении мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в музыке и драматургии, живописи и архитектуре, поэзии и литературе.

Россия продолжает концентрироваться на расширении своей территории и превращении ее в огромное государство-империю. «Реформы и перемены, начавшиеся в XVIII веке, также продолжались